From YourSITE.com

Когнитивная лингвистика и прагматика
Философские вопросы языка
By Проф. Л.А. Чижова
Feb 26, 2007, 01:57

Опубликовано:Философия. Сборник программ. Министерство образования Российской Федерации. Московский педагогический государственный университет. М. Изд. «Наука». М., 2000. С. 328-342. Философские вопросы языка

Программа спецкурса

1. Назначение курса. Лекционный курс «Философские вопросы языка» (72 часа) предназначается для студентов третьего года обучения гуманитарных факультетов университета – тех факультетов, обучение на которых предполагает изучение текстов различного содержания, слова как действия (филологического, философского, социологического, психологического, ИГУиСИ). Задача курса – представить традиционную проблематику «язык и мышление», «язык и общество», «язык и культура» в соответствии с современными научными представлениями о структуре знания человека и человечества о действительности, об обществе и о себе, представлениями о деятельности человека в отношении к действительности – деятельности, отраженной в языковых формах.

2. Основные принципы изложения материала – идеи различных направлений философии, логики, психологии, социологии в связи с направлениями современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании с принципами, методикой таких наук, как культурология, этносемиотика, прагматика, когнитология, семантическая логика.

3. Структура курса. Курс состоит из 4-х частей в соответствии с описанием основных функций языка в сфере коммуникации и познавательной деятельности человека:

  I . Предмет и задачи курса «Философские вопросы языка».

  II . Философские вопросы теории номинации и референции. Соотношение слова, мысли и вещи. Логика, семиотика, когнитология.

III . Философские вопросы личности в теории коммуникации. Соотношение языка и субъекта речи, слова и говорящего, слова и дела. Теории речевых актов, «языковых игр», прагматика.

IV . Философские вопросы этносемиотики. Соотношение языка и общества, слова и культуры.

4. Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса приводятся тексты разных культурных традиций, языковые факты, причем привлекается в основном материал русского языка. Примеры из языков, известных студентам, и языков не индоевропейских даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом. Примеры текстов различных стилей, культурных традиций даются в доступной для студента форме.

5. Задачи слушателей курса. При освоении содержания курсов его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков, культур и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционных курса, должны сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления современных направлениях в философии и языкознании, психологии и социологии.

6. Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем курсовых и дипломных работ в сфере теорий номинации, коммуникации, семиотики, культурологии, семантической логики, теории и практики речевых действий.

I . Предмет и задачи курса.

Проблемы природы и сущности языка как основного средства общения (прежде всего — его социальной природы), отношения языка и мышления, языка и общества, системы и структуры в языке, его знакового характера, языкового значения, происхождения, эволюции и истории языка, идиоэтнического и универсального в языке, возникновения и развития философии языка. Соотношение языкознания, философии, психологии, социологии, этнопсихологии, математики, семиотики, прагматики, информатики. В основе изложения лежит разграничение 4-х уровней рассмотрения философских вопросов в соответствии с основными функциями языка (функции экспликативная, экспрессивная, апеллятивная, этносемиотическая):

1. Соотношение языка и действительности, слова и вещи.

2. Соотношение языка и мышления, слова и мысли; вопросы теории познания; знаковые теории языка.

3. Соотношение языка и субъекта речи, слова и говорящего; описание субъективного и объективного факторов в речи; анализ языковых форм, характеризующих различные стратегии коммуникационного общения; теория речевых актов.

4. Соотношение языка и общества, слова и культуры; вопросы этносемиотики, понятие языковой личности.

Первые два круга вопросов объединяются проблематикой теорий номинации и референции, входят в сферу рассмотрения таких наук, как языкознание, философия, логика, семиотика, когнитология. Примеры изучения слова и языкового текста в сферах разных наук.

3-ий круг вопросов обсуждается в теориях модуса аналитической философии и семантической логики, в психологии и социологии, составляет предмет прагматики, а также рассматривается в теоретическом и прикладном языкознании (концепция личности в теории коммуникации). Примеры проявления личностного фактора в языковых текстах.

Последний, 4-й, круг вопросов принадлежит сфере культурологии, этносемиотики и общего языкознания. Примеры проявления менталитетных свойств создателя текста на языковом уровне.

Изучение всех указанных выше аспектов языковой деятельности человека составляет предмет и задачи так называемого «постструктурного» «внешнего» языкознания и символизирует определенный сдвиг парадигмы научных идей как в филологии, так и в других гуманитарных науках – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности человека как основного объекта научного описания.

Вопросы для обсуждения 1-го раздела спецкурса

1.         Каково соотношение языкознания, философии, психологии, социологии, этнопсихологии, математики, семиотики, прагматики, информатики?

2.         Какие основные функции языка необходимо учитывать при анализе соотношений языковой и познавательной деятельности человека, при изучении языковой деятельности в сферах коммуникации, художественного творчества? Какие науки изучают указанные аспекты функционирования языка?

3.         Как проявляются особенности национального менталитета в языковой деятельности разного типа? Какие науки изучают указанные аспекты функционирования языка?

4.         В чем состоит особенность парадигмы научных идей конца 20 века? Каковы предмет и задачи «внешнего» языкознания по сравнению с «внутренним» языкознанием?

Основная литература к 1-му разделу спецкурса

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. М., 1930.

Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.

Дополнительная литература к 1-му разделу спецкурса

Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях, ч.1, М.,1960.

Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1997.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. Т 1. М., 1970.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус. // Изв. АН. Сер. Лит. и языка. М., 1994. Т. 53. №2. С. 3-15.

Соссюр Фердинанд де. Курс общей лингвистики. М., 1930.

Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.

Лингвистическая и экстралингвистическая семантика. М., 1992.

Якобсон Р.О. В поисках сущности языка // Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. - М., 1983.

II . Философские вопросы теории номинации и референции.

Соотношение слова, мысли и вещи. Логика, семиотика, когнитология

Соотношение языка и действительности, слова и вещи обсуждается в языкознании с древних времен. Выделяется «мифологический», «исторический» и современный этапы в постановке и решении поставленных в теории номинации вопросов.

1. «Мифологический» этап – представления о характере языка народов древнего мира, времени формирования мировых цивилизаций.

2. «Исторический» этап – введение смысла в качестве компонента знаковой ситуации в Античности; первые грамматики в средние века, рационализм и прагматизм 18-19 веков, структурализм начала 20-го века.

3. «Современный» этап – время поструктурализма в языкознании, влияние идей позднего Л. Витгенштейна: включение субъективного фактора как основополагающего при рассмотрении языковых фактов.

1. «Мифологический» этап

А.Ф. Лосев в работе "Вещь и имя" о характере восприятия «примитивного» человека вещи (имя равно вещи). Для мифологического взгляда на мир характерно осмысление любого процесса по аналогии с трудовым процессом. Вещь существует только благодаря тому, что ее кто-то нашел или сделал, поэтому для любой мифологии характерны сказания о "происхождении" вещей, о "героях-изобретателях". Имеющиеся в языке имена тоже должны быть кем-то изобретены, в связи с этим возникает представление об "установителе имен", "ономатете".

Египет во времена египетского царя Аменхотепа 4, в середине 2-го тысячелетия до новой эры - способность говорить также, по мнению египтян, была дарована богом: Атон, бог Солнца, верховное божество, вкладывает речь в уста младенца. Священным, способным выражать божественное указание считался только язык египтян, другие же народы как бы могли только “лопотать”.

Хеттское царство, примерно в XVIII в. до н.э., - имени вещи приписывалось огромное значение: вещь могла иметь два имени - одно на языке смертных, а другое, отражающее суть вещи, на языке богов. Узнать имя на языке богов и означало познать истину.

Индия, 1 тысячелетии до н.э., - младенец рождается, обладая семенами знания и умения говорить - знания и умения, которые наследуются человеком из его прежних жизней - обучение лишь стимулирует эту способность. Сам процесс обучения, передача знаний в настоящей жизни происходят с помощью языка, поэтому языку, речи приписывалось особое значение: знание языка, владение речью обеспечивали развитие ремесла, науки и искусства. Слова также классифицировались специальным образом, и, в отличие от рубрикации в древнеегипетских философских трактатах, объединялись слова в том числе и по некоемому абстрактному признаку: например, в класс воды входили слова, обозначающие все текущее, изменяющееся, в том числе слова со значением успех, слава, будущее.

Китай - главенствующее положение в представлении древних китайцев занимал иероглиф, знак письменности, восходящий по происхождению к рисунку; главным объектом описания в китайской философской традиции стал иероглиф - следовало научить чтению, написанию иероглифа, а также описать его значение. Практически на тысячелетия главенствующим стало учение Конфуция, который особую роль приписывал имени, так как считал, что, исправив имена вещей, можно улучшить мир.

Греческая традиция. Древнегреческие философы Гераклит, Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Протагор о соотношении языка и мышления, языка и действительности. Вопрос о взаимоотношении вещи, мысли и слова.

Мифологические представления о природе вещи и имени породили в античной философии две прямо противоположных теории возникновения имени: теорию "соглашения", в которой имя рассматривается как "человеческое установление, допускающее изменения" и теорию "правильности имен по природе" (так называемые теорию thesei и теорию physei). Каждой вещи свойственно некое имя "от природы"; представление о тесной связи имени с вещью, что имело большое значение при совершении молитвы или произнесении магического заклинания. При изменении в имени оно теряет свою связь с вещью и превращается в ничто, перестает быть именем. "Имя - если оно действительно имя - всегда правильно". Вещь - субстанция, существующая независимо от человека; "канал связи" человека с вещью - имя - задан ему природой, а не установлен самим человеком, поэтому изменить его - означает прервать связь с вещью (Гераклит Эфесский приравнивал к отражению деревьев в реке, и считал, что именно в именах раскрывается сущность вещей).

Теория "соглашения" Парменида: имя являлось отражением тех взглядов на вещь, какие существовали у древних "творцов имени". Выявление этих "праимен" и было главной задачей этимологии. Атомистическая школа Демокрита.

Эпикур - происхождение имен есть "природный", то есть естественный процесс, и допускал "установление" лишь на более поздней стадии, как совершенствование уже возникших имен под воздействием впечатлений и восприятий, соответственно разнообразным особенностям местностей и племен.

Платон – диалог “Кратил”, форма спора между известными философами Кратилом и Гермогеном, которые по-разному рассматривали соотношение имени и вещи . Теорию "установления" излагает Гермоген, который не может поверить, "что правильность имени состоит в чем-либо ином, чем в договоре и соглашении"; защитником "природной" теории является Кратил, ученик Гераклита, который считает, что "у всего существующего есть правильное имя, врожденное от природы, и что не то есть имя, чем некоторые люди, условившись так называть, называют, произнося при этом частицу своей речи; но некое правильное имя врождено и эллинам, и варварам, одно и то же у всех". В качестве судьи греческий философ Сократ, который обычно выражает позицию самого автора: имена вещам дает номотет - законодатель, который должен отразить в звуках то, что предназначено природой. Наличие синонимов, слов, с идентичным или сходным значением, является, по мнению Платона, доказательством правоты Гермогена, признающего условный характер связи между именем и вещью.

2. «Исторический» этап

Античность

Аристотель - язык стал предметом изучения логики ("диалектики"), грамматики и риторики. "Слова, выраженные звуками, суть символы представлений в душе" (трактат "Об истолковании"). Представление, мысль не образует единства ни с вещью, ни со словом… представление едино для людей, говорящих на разных языках: "Подобно тому как письмена не одни и те же у всех людей, так и слова не одни и те же. Но представления, находящиеся в душе, которых непосредственные знаки суть слова, у всех одни и те же, точно так же и предметы, отражением которых являются представления, одни и те же". не только связь между предметом и его именем, но также и связь между звуком и тем представлением, которому он соответствует, символична. Это подтверждается наличием у большинства слов языка нескольких значений. Учение о суждении. Развитие идей Аристотеля в традиционной логике.

Стоики (3-4 в. до н. э.). Язык - "средство обнаружения разума". Признание внутренней связи между звуком и значением – роль этимологии (Хрисипп). Стоики о необходимости выделения "обозначаемого" и "обозначающего". Секст Эмпирик: «Стоики утверждают, что три (элемента) между собой сопряжены - обозначаемое (смысл), обозначающее (звуки) и объект… Две вещи телесны, именно звук и объект, одна - бестелесна, именно обозначаемая вещь, и это есть высказываемое». Теория обозначаемого - "лектон" - элемент, представляющий собой предмет осмысленного высказывания, который не сводится ни к физической вещи, ни к словесным звукам. Это и нечто среднее между объектом и субъектом; это "умопостигаемо данный предмет высказывания и понимания". Только при помощи "лектона" происходит понимание и обозначение предметов. "Лектон" является собственно языковым феноменом; оно существует лишь в языке, и через него осуществляется связь между миром мысли и миром вещей. Стоики различали полный, или совершенный, "лектон" и неполный , частичный. А.Ф. Лосев о стоиках, анализ в качестве примера слово "Сократ". В своих ономасиологических воззрениях стоики исходили не из имени, как это делали Платон и Аристотель, а из высказывания, предложения, в котором абстрактное "лектон" получало конкретное и полное выражение. Учение об аномалии – развитие теории номинации. Аномалия - несоответствие между вещью и обозначающим ее именем. Аномалисты объясняли эти отклонения "природным", не зависящим от человека, возникновением имен. Значение учения стоиков для современного языкознания – постановка проблемы номинации не в узком плане предметной соотнесенности имени, а комплексно, как обозначение явлений окружающего мира посредством высказывания, предложения, и, шире, текста.

Александрийская школа (4в. до н.э.) - тексты Дионисия Фракийского, Дионисия Галикарнасского и Аполлония Дискола. В противовес философскому учению об аномалии - тезис об "аналогии", или единообразии, как господствующем принципе формирования языка. Сторонники "договорной" теории происхождения языка.

Абеляр (12 в.): имя выражает сущность обозначаемого им предмета (тезис реалистов в их споре с номиналистами), структура речи отражает структуру мысли. В основу теории значения предложения было положено понятие диктума (лат. dictum), предложения обозначают не предметы, а состояния предметов. Диктум как объективная часть значения предложения соотносится с модусом — операцией, производимой мыслящим субъектом.

17 — 1-я пол. 19 вв. – под влиянием рационализма идея универсальных («всеобщих») грамматик, основанная на убеждении в необходимости и возможности абсолютного соответствия речи логике мышления.

Грамматика Пор-Рояль Клода Лансло и Антона Арно, 1660 г. Париж. Грамматические категории любого языка как проявление логических категорий. Отступление от логической правильности объявлялось ошибкой употребления как проявление несовершенства разума. Основа - философия Декарта, связь между грамматикой и логикой, понятие должно соотноситься со словом, предложение с   суждением и умозаключением. За пределами логической схемы оказывались языковые средства выражения чувств, эмоций, побуждений, волеизъявлений /восклицательные и вопросительные предложения/. В дальнейшем на тех е принципах были созданы “Пространная немецкая грамматика” К.Ф. Беккера /1836г./, основанная на логических категориях Гегеля, и “Историческая грамматика русского языка” Ф.И. Буслаева /1858 г./.

Разработка международных языков на основе рационалистической философии (интерлингвистика) Рене Декарт в 17 веке выступал за создание искусственного идеального языка, затем об этом писал Готфрид Вильгельм Лейбниц /1646-1716/. Было создано около 600 проектов искусственных языков, среди них широкое распространение имели воляпюк, идо, эсперанто. Отказ от национального своеобразия, стремление к “упорядочиванию” грамматики, однозначному соответствию между значением и средством его выражения - общие черты таких искусственных языков. На эсперанто, созданном в 1887 г. Людвигом Заменгофом в Варшаве, выходят сотни журналов, 7 миллионов членов кружков, есть и разнообразная литература. Корни слов взяты из романских и германских языков, современные словари - 25 тысяч корней. Грамматика включает всего 16 основных правил типа окончание -о у существительных любого рода, окончание прилагательных -а, обозначение женского пола с помощью суффикса –in- , значение падежей передаются предлогами, кроме значения прямого объекта /в этом случае используется окончание -n -/.

В. фон Гумбольдт о трех способах обозначения понятий ("способах словообразования") при номинации.

Первый, живописный, грубый, постепенно утрачивающийся в ходе развития и совершенствования языка способ – звукоподражание: подобно картине, изображающей зрительный образ предмета, язык воссоздает его слуховой образ.

Второй способ основан на передаче внутреннего свойства предмета теми звуками, которые рождаются в душе под впечатлением этого предмета, - отсюда проявление сходства обозначений одних и тех же понятий в разных языках.

Третий способ - аналогический - основывается на сходстве звуков в соответствии с родством обозначаемых понятий и признается самым распространенным ("аналогия понятий и звуков в их собственных сферах проводится так, что достигается их полная гармония").

3. «Современный» этап

Дж. Э. Мур – «философия здравого смысла», анализ повседневной речи, философия «обыденного языка». Определение концептов добра, зла, долга на примере употребления слов.

40-е гг. – развитие аналитической философии - семантическая логика (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап). Венский логический кружок: Мориц Шлик, Отто Нейрат и Рудольф Карнап Задача аналитической философии - построить идеальный язык, довести его до совершенства языка логических символов. В истории языкознании сходная задача у школы генеративной лингвистики последователей Н. Хомского, в частности в работах по генеративной семантике (модель Дж. Каца и Дж. Фодора).

Логическая семантика – теория знаков Готтлоба Фреге, разграничение денотата, десигната; семантика возможных миров. Теория модальности (алетические, деонтические, аксиологические типы модальности). Разграничение референции в языке и референции в речи. Г. Фреге о разграничении мысли и акта ее утверждения говорящим, что способствовало формированию идей прагматики. Выделение в высказывании объективной семантической константы (диктум) и субъективной семантической константы, выражающей отношение к говорящего к предмету речи (модус). Критерий «истинный» / «ложный» - оценка высказывания только без учета фигуры говорящего.

50-70 г.г. - интерес к проблемам функционирования языка (прагматическое направление) - роль идей позднего Витгенштейна [1] (“Логико-философский трактат”, “Философские заметки” – 1953 г.). Критика “Логико-философского трактата” - отказ от поисков логически совершенного языка, анализ реального “неочищенного” языка, роль субъективных факторов в изучении языка. Именно субъективные факторы - в центре теории позднего Витгенштейна. Необходимость учета не только внутриязыкового контекста, но и внеязыковой ситуации, которую образует вся система человеческой деятельности, в этой системе язык - только один из элементов. Формируется концепция значения как употребления, что положило основу прагматики.

Учет субъективного фактора - гипотеза лингвистической относительности Эдуарда Сепира и Бенджамена Ли Уорфа (1920 – 1940 г.г.). Реальность опосредована языком. Сепир: «Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире общественной деятельности, как это обычно полагают; они в значительной мере находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества».

Когнитология. Формирование с помощью языка знаний об объективной действительности происходит с помощью кумулятивной функции языка (отражение, фиксация и сохранение в языковых единицах информации о постигаемой человеком действительности), что стало предметом особой науки – когнитологии (Cognitive science) – науки, которая изучает получение, обработку, хранение, использование, накопление, организацию знания. К. Поппер. Поведение человека детерминировано его знаниями. Фреймы как пакеты информации, позволяющие многообразие ситуаций сводить к стандартному набору схем поведения.

Н. Хомский, Н.Д. Арутюнова - когнитивный подход к языку.

Генеративная лингвистика - порождающая модель языка, то есть представление о конечном наборе правил, способных задать, или породить, все правильные, и только правильные, предложения языка - процесс моделирования языка.

Генеративная семантика, глубинные падежи как семантические составляющие слова и предложения (Дж. Кац, Дж. Фодор, Ч. Филлмор).

Вопросы для обсуждения 2-го раздела спецкурса

1. На каких основаниях выделяются «мифологический», «исторический» и современный этапы в постановке и решении вопросов теории номинации?

2. В чем особенность взглядов на соотношение имени и вещи в древнем Египте, Хеттском царстве, Индии, древнем Китае?

3. Каковы взгляды философов древней Греции Парменида, Эпикура, Демокрита и Платона на язык? Как ставятся вопросы теории номинации в диалоге Платона «Кратил»?

4. Каковы особенности взглядов ученых-стоиков и представителей александрийской школы на языковые формы?

5. Как рассматривалось соотношение логики и грамматики в Средневековье? В чем особенность Грамматики Пор-Рояль?

6. Каков вклад в развитие философии и языкознания В. фон Гумбольдта?

7. В чем состоит своеобразие постановки и решения философских вопросов языка в традициях школ аналитической философии и логической семантики в 40-60 г.г. 20 века?

8. Каково значение трудов Л. Витгенштейна “Логико-философский трактат”, “Философские заметки” в современной науке?

9. Как взаимосвязаны идеи Н. Хомского генеративной грамматики и идеи К. Поппера и А. Гардинера, лежащие в основе когнитологии?

Основная литература ко 2-му разделу спецкурса

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики, М., 1975.

Античные теории языка и стиля. М-Л., 1997.

История лингвистических учений. Древний мир. Л.,1980.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Лосев А.Ф. Имя. СПб, 1998.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993.

Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе. Л., 1973.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика. М, 1982.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

Дополнительная литература ко 2-му разделу спецкурса

Арутюнова Н.Д. Лингвистические проблемы референции./ НЗЛ. Вып.13. Логика и лингвистика. Проблемы референции. М., 1982.

Арутюнова Н.Д. От образа к знаку. / Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М., 1988.

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие Факт. М., 1988.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию, М., 1984.

Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях, ч.1, М.,1960.

Логический анализ языка. Культурные концепты . М., 1991.

Логический анализ языка. Ментальные действия . М., 1993.

Логический анализ языка. Модели действия . М., 1992.

Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994.

Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Изд. МГУ, 1982.

Маслиева О.В., Насилов Д.Н. К соотношению объективной действительности, логики и языка. / Логика и язык. М., 1985.

Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного. / Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.

Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М., 1988.

Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

Панфилов В.3. Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971.

Петров В.В. Философия, семантика, прагматика. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М, 1985.

Петров В.В. Философские аспекты референции. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. Логика и лингвистика. М, 1982.

Петров В.В. Язык и логическая теория. // ВЯ. 2, 1988.

Петров В.В. Язык и логическая теория: в поисках новой парадигмы. / Язык и логическая теория. М., 1987.

Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957.

Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985.

Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.

Сумарокова Л.Н. Философские основания сопоставления языковых и логических структур. / Логический анализ естественного языка. Вильнюс, 1982.

Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

Философия, логика, язык. М., 1987.

Фреге Г. Понятие и вещь. / Семиотика и информатика. N 10. М., 1978.

Фреге Г. Смысл и значение. / Фреге Г. Избранные работы. М., 1997.

Язык и структуры представления знаний. М., 1992.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.

Chomsky N . Language and problems of knowledge. The Managua Lectures. N-Y., 1988.

Gardiner A. The mind's new science: the history of cognitive revolution. N-Y., 1985.

Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып. 1.

III . Философские вопросы личности в теории коммуникации. Соотношение языка и субъекта речи, слова и говорящего. Теория речевых актов, «языковых игр», прагматика.

Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серль - большинство высказываний в естественной речевой деятельности вообще не могут быть верифицированы, так как не соотносятся ни с истиной, ни с ложью. Отход от формальной логики, поиск новых путей описания естественного языка. В философии постмодернизма каждое высказывание амбивалентно: оно и истинно, и ложно в зависимости от того, кто и при каких обстоятельствах его высказывает.

Выделение речевой деятельности как поля действия оппозиции «язык / речь» - в концепции Ф. де Соссюра в начале 20-го века ("Курс общей лингвистики" – 1916 г.). Русский термин "речевая деятельность" принадлежит Л.В. Щербе.

С 40-ых годов - изучение функционирования языка : Дж. Остин. "How to do things with words" («Как манипулировать вещами при помощи слов») – слово как действие. Развитие идей аналитической философии – теория речевых актов. Понятие истинности и ложности для речевых актов заменяется понятиями успешности и неуспешности. В речевом акте реализуются утверждение, приказ, требование, догадка и опровержение, просьба, возражение, предсказание, обещание, призыв, рассуждение, объяснение, оскорбление, вывод, умозаключение, предположение, обобщение, ответ на реплику собеседника и другие установки со стороны говорящего.

Интимизация и объективизация в процессе восприятия информации в свете культурологических идей Ю.М. Лотмана и М.М. Бахтина.

Онтологическая черта речевых действий – наличие в них пропозиционного содержания, пропозиция служит «орудием» действия. Иллокутивная сила речевого действия связана с содержанием пропозиции (приказ, инструкция требуют четкой выраженности цели, например). Параметр истинности \ ложности в слове, передающем действие. Речевые действия требуют обращения к культурным контекстам, социальной коммуникации.

Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюн, Ч. Моррис – прагматика. Термин «прагматика» введен Ч. Моррисом, хотя еще стоики ввели отношение модуса и диктума, Декарт различал образы вещей и психологический фон (утверждение, отрицание, аффекты, волеизъявление). Предмет прагматики – изучение психологического фона, сферы чувств («пропозициональных страстей»). Задача лингвистической прагматики - обнаружение необходимых и достаточных условий для успешного осуществления речевого акта при выражении пропозициональной установки участников коммуникации.

Направления в прагматике:

1/ Дж. Остин и Н. Малкольм - детальный анализ фактического употребления естественного разговорного языка - узкое понимание контекста. Теория речевых актов, соотношение слова и дела.

2/ Поздний Людвиг Витгенштейн (критика «Логико-философского трактата», работа "Философские исследования") - широкое понимание контекста, включающего “фоновые знания о мире”, организованного посредством фреймов”, ”сценариев”, хранящихся в памяти индивида (историко-культурный, психологический, социальный и др. аспекты), учет индивидуального когнитивного состояния.

М. Даммит - теория значения состоит из двух блоков: референтная часть (теория референции - условия истинности) и иллокутивная часть (теория употребления - практика).

Э. Бенвенист, французский постструктурализм – введение понятия дискурса, отражающего субъективную психологию человека, что позволяет разграничить план повествования и план пропозиций в речевом акте («речь, присваиваемая говорящим»). Изучение текста, взятого в событийном аспекте, речи, «погруженной в жизнь». Разработка жизненных ситуаций в форме фреймов, сценариев. Связь с теорией М.М. Бахтина.

Б. Рассел - понятие пропозициональной установки.

Л. Витгенштейн - соединение слова и действия в языковых играх. Типы игр:

1)        приказывать и исполнять приказы;

2)        описание внешнего вида предмета или его размеров;

3)        изготовить предмет по его описанию;

4)        доклад о ходе событий;

5)        предположение о ходе событий;

6)        выдвигать и доказывать гипотезу;

7)        представлять результаты опыта в виде таблицы;

8)        сочинять рассказ и читать его;

9)        притворяться;

10)     петь хороводные песни;

11)     отгадывать загадки;

12)     шутить, рассказывать анекдоты;

13)     решать арифметические задачи;

14)     переводить с одного языка на другой;

15)     просить, благодарить, проклинать, приветствовать, молиться.

А.А. Леонтьев – психофизиологическая речевая организация индивида. Языковая способность - врожденное или социально обусловленное свойство человека? Психолингвистика.

Языковая личность. Уровни языковой личности: 1) вербально-семантический уровень; 2) когнитивный уровень; 3) прагматический уровень. Языковая личность является видом полноценного представления личности, вмещающим в себя и психический, и социальный, и этический и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее дискурс.

Сценарий коммуникативного поведения - норма поведения, принятая в культурном сообществе с точки зрения участника коммуникации. В сценарии формулируются представления о том, как быть личностью среди других личностей, то есть как думать, как чувствовать, как хотеть и как действовать, как добывать и передавать знания, как говорить с другими людьми. Принципы коммуникативного сотрудничества Грайса, тактичности Лича.

Пражская и французская школы – функциональный подход в изучении языка. Социолингвистика, психолингвистика.

Вопросы для обсуждения 3-го раздела спецкурса

1.         Как формулируется соотношение языковой деятельности, с одной стороны, языка и речи – с другой, в концепции Ф. де Соссюра?

2.         Как рассматривается слово как действие в теории речевых актов Дж. Остина?

3.         Каковы предмет и задачи прагматики?

4.         Каков вклад Людвига Витгенштейна в развитие прагматики?

5.         Что такое дискурс в теории Э. Бенвениста?

6.         Что такое «пропозиционная установка»?

7.         Каковы типы языковых игр по Людвигу Витгенштейну?

8.         Как соотносится прагматика, теория языковых игр с теорией психолингвистики, разрабатываемой в работах А.А. Леонтьева?

9.         Какие примеры сценариев коммуникативного поведения вы можете привести?

10.      Каковы принципы коммуникативного сотрудничества Грайса, или принципы тактичности Лича?

11.      Каким образом соотносятся идеи функциональной лингвистики и идеи прагматики?

Основная литература к 3-му разделу спецкурса

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М, 1985.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. Т 1. М., 1970.

Леонтьев АА. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Дополнительная литература к 3-му разделу спецкурса

Звегинцев В.А. История языкознания 19 и 20 веков в очерках и извлечениях, ч.1, М.,1960.

Язык и мышление. М., 1967.

Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.. 1988.

Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

Логический анализ языка. Модели действия . М., 1992.

Логический анализ языка. Язык речевых действий. М., 1994.

Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «Я знаю». // Философия. Логика. Язык. М., 1987.

Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М., 1988.

Лакофф Дж. Лингвистические гештальты. / Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая семантика. Вып.10, М.,1981.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. / Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.

Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. / Язык и интеллект. М., 1995.

Лангаккер Р.У. Когнитивная грамматика. М., 1992.

Серль Дж.Р. Природа интенциональных состояний. / Философия, логика, язык. М., 1987.

Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности. / Язык и наука конца 20 века. М., 1995.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Грайс Г.П. Логика и речевое общение. / НЗЛ. Вып. 16, М., 1985.

Выготский Л. С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования. М., 1956.

IV . Философские вопросы этносемиотики. Соотношение языка и общества, слова и культуры.

В. Гумбольдт - языковая личность как носитель единства языка и мышления, основная ее функция - сохранение и передача духовного богатства нации. Гипотеза Сепира – Уорфа (принцип языковой относительности).

Л. Вайсбергер, Э. Кассирер, неокантианство – процесс познания обусловлен языком, язык определяет мышление, разная логика у представителей разных культур. Неогумбольдтианство.

Ю.М. Лотман – разработка понятия семиосферы, т.е. семиотического пространства, равного культуре, как необходимой предпосылки реализации любого акта коммуникации, так как участники коммуникации должны иметь общий семиотический культурный опыт.

Картина мира - система интуитивных представлений о реальности этноса, зафиксированная в том числе в языке. Лео Вайсгербер. Влияние технического прогресса, общественных установок, парадигмы господствующих научных идей, менталитетных особенностей нации на языковую картину мира.

Этносемиотика специально изучает правила поведения, принятые в сообществе, с одной стороны, и системы запретов, выработанных для поддержания комфортных условий для развития популяции – с другой стороны. Значимыми в этносемиотике могут быть как явления материальной культуры (общественные проявления культурной традиции), так и факты духовной культуры - идеи, нравственные ценности.

Понятие национальной языковой личности, национального характера определяется этнопсихологией - наукой, основной предмет которой - изучение национального духа, особенности психического поведения этнических общностей в системе представлений и кодов поведения; этнопсихология анализирует этническое сознание, закрепленное в традициях и обычаях, морали, правовых и эстетических нормах. Этнопсихология - это наука об особенностях культуры, об этнической обусловленности познания, эмоционального поведения индивида, его языка и речи.

Р.А. Швидер, А. Вежбицкая - выявление ключевых концептов, значимых для понимания этнического самосознания, психологии культуры.

Вопросы для обсуждения 4-го раздела спецкурса

1.         Каково место личности в соотношении языка нации и истории общества в концепции В. фон Гумбольдта?

2.         В чем сущность принципа языковой относительности гипотезы Сепира – Уорфа?

3.         Действительно ли разная логика у представителей разных культур?

4.         Как понимает семиосферу Ю. Лотман?

5.         Каковы взгляды Лео Вайсгербера на соотношение языка и народа, использующего язык? Что такое «языковая картина мира»?

6.         Что изучает этносемиотика?

7.         Каковы параметры изучения национальной языковой личности?

8.         Каков вклад А. Вежбицкой в разработку вопросов психологию культуры?

9.         Есть ли, по Вашему мнению, объективно существующие особенности русской языковой личности в отличие, например, от языковых личностей других народов? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

Основная литература к 4-му разделу спецкурса

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Логический анализ языка. Культурные концепты . М., 1991.

Дополнительная литература к 4-му разделу спецкурса

Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах. / Апресян Ю.Д. Избранные труды. том 2, М., 1995.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1979.

Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. Л., 1984.

Вежбицкая А . Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию, М., 1984.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. Л., 1989.

Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения//Язык и личность. М.,1989.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.,1987.

Комлев Н.Г. Язык культуры и культура языка. / Язык и история: проблемы лингвокультурной традиции. М., 1989.

Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М., 1984.

Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. / Известия РАН. Серия "Литература и язык", N1, 1993.

Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. 1990. № 4.

Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1988.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Сикевич З.В. Русские: “образ” народа (социологический опыт). СПб, 1996.

Степанов Ю.С., Проскурин С.Г. Смена "культурных парадигм" и её внутренние механизмы. / Философия языка: в границах и вне границ. Харьков, 1993.

Чернейко Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени. М., 1997.

Chomsky N. Rules and representations. N.Y., 1980.

Schweder Richard A. Cultural psychology - What is it? In: Cultural Psychology: Essays on comparative human development. J.W. Stigler, R.A. Shweder and G. Herdt, eds. Cambridge University Press. 1990.

Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor Karoma publishers, 1985.

Wierzbicka A. The semantics of grammar. Amsterdam, 1988.



[1] Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Витгенштейна. М., 1984.