From YourSITE.com

In memoriam
Памяти Николая Георгиевича Комлева
By
Oct 22, 2006, 02:04

(30 декабря 1924 г. – 10 декабря 1998 г.)


Николай Георгиевич родился в канун 1925 г. в коренной русской семье волжских речников.

Его военная судьба была такой же, как и у всех людей этого поколения. Он служил в морской пехоте, защищал «Ораниенбаумский пятачок». Там Николай Георгиевич совершил редкий военный подвиг – огнем своего пулемета сбил самолет, шедший на бомбежку Кронштадта. Звание старшины и долгая служба после окончания войны, казалось, оставляли мало перспектив для того, чтобы стать профессором филологии.

Но любовь к языкам и настойчивое желание продолжить образование в конце концов привели Николая Георгиевича в ряды слушателей Военного института иностранных языков. Затем была служба в Германии, демобилизация и поступление преподавателем в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Талант Николая Георгиевича к изучению языков, великолепное знание немецкого и польского, фундаментальные исследования германистики и полонистики сделали его выдающимся лингвистом – теоретиком и практиком. Николай Георгиевич не только блестяще знал историю и диалектологию немецкого языка, но и умел говорить на немецких диалектах на уровне их носителей. Так же виртуозно профессор Комлев владел и польским языком.

Способность полиглота делала из профессора Комлева прекрасного педагога, для которого язык был основой раскрытия культуры. Культуроведческая эрудиция Николая Георгиевича проявилась в созданных им учебниках – буквально каждая фраза описываемого языка освещается в них с историко-культурных позиций.

Главным объектом научных интересов профессора Комлева был процесс языкового общения, в котором он видел инструмент культурной и хозяйственной жизни. Созданная им философия языкового общения составила фундамент его исследований.

Профессор Комлев считал язык важнейшим механизмом управления обществом и способом социальной манифестации личности. Учёный поставил перед собой и разрабатывал три главных вопроса: как изучать язык, обучать языку, общаться посредством языка? Перечисленные проблемы Николай Георгиевич рассматривал как единство языковой жизни человека. Поэтому ряд его работ посвящен психологии речевого общения и психологии языка.

Профессор Комлев сформулировал следующие важнейшие гносеологические положения: нельзя наблюдать объект, не изменяя его; нельзя наблюдать объект, не нарушая восприятие его; нельзя интерпретировать наблюдения, не искажая правильного представления об объекте; нельзя передать интерпретацию наблюдения, не придав ему дополнительного искажения.

Эти принципы как будто сходны с установками видных американских социологов.

Однако Николай Георгиевич сумел развить приведенные скептические тезисы вполне позитивно и раскрыть их содержание в плане конструктивного знания.

Применительно к языку это вылилось в разработку специфики языкового знака, в теорию мотивации выбора знака в языковом общении, в разработку учения о языковом понятии и учения о связи коннотации и денотации, а в дальнейшем позволило построить теорию вне контекста взаимоотношений в лексике и теорию отношения говорения к мышлению.

Указанные теоретические положения обоснованы Николаем Георгиевичем, в частности, в его последней книге «Слово в речи». Трагическая смерть Николая Георгиевича, погибшего в автомобильной катастрофе, стала невосполнимой потерей для Московского университета и для отечественной филологии в целом.

Мы скорбим о том, что прервалась связь с этим замечательным, всегда веселым, добрым, отзывчивым человеком, для которого идеалом жизни были нелюбовь к конфликтам и принципиальность по отношению к самому себе и к товарищам.



© Copyright by YourSITE.com