From YourSITE.com
Введение в языкознание:для студентов ИСАА
By В.А. Кочергина, И.И. Богатырева
Oct 22, 2006, 03:57
Аннотация курса (для студентов ИСАА)
Традиционный для отечественного языкознания курс расширен за
счёт привлечения языков Азии и Африки, а также учёта достижений современного
теоретического языкознания, особенно в области фонологии и синтаксиса.
Программа курса
Лекционный курс "Введение в языкознание" для студентов
вечернего отделения рассчитан на один учебный семестр (32 ак.ч.). Одновременно
со студентами проводятся семинарские занятия по данному курсу (16 ак.ч.). При
составлении программы лекционного курса принималось во внимание также то, что
предварительно студенты прослушали курс фонетики современного русского языка, а
параллельно с лекциями по "Введению в языкознание" им читается курс по
лексикологии современного русского языка. Данное обстоятельство учитывается при
изложении разделов "Фонетика-фонология" и "Лексикология" - они даются в более
сжатом виде, нежели другие разделы. Некоторые темы курса не рассматриваются на
лекциях, а выносятся на обсуждение на практических занятиях.
При чтении курса мы опираемся на концепцию языка,
представленную в "Курсе общей лингвистики" Ф. де Соссюра, вводя с первых же
занятий основополагающие дихотомии (язык - речь, синхрония - диахрония,
синтагматика - парадигматика, внешняя - внутренняя лингвистика, означающее -
означаемое языкового знака). В данном курсе рассматриваются следующие циклы
проблем: 1) природа языка, его общественная сущность, основные функции,
соотношение языка и мышления, язык как знаковая система и его место среди других
семиотических систем; 2) внутреннее устройство языка - основные единицы языка и
основные типы отношений между ними, язык как система систем:
фонетико-фонологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни
языковой структуры; 3) внешние условия существования языка: дифференциация и
интеграция языков, языковые контакты - явления субстрата, суперстрата и
адстрата, языковые союзы; 4) динамика развития языковой структуры; 5) методы
лингвистического описания и возможные классификации языков (достаточно подробно
рассматривается история становления и развития сравнительно-исторического и
типологического методов в языкознании и соответственно генеалогическая и
типологическая классификация языков).
Программа курсаСоставитель Доц. Л.А.
Чижова
-
Назначение курса. Лекционный курс "Введение в
языкознание" предназначается для студентов первого года обучения филологического
факультета МГУ (вечернее отделение. Лекции и семинарские занятия строятся с
учетом общих требовании к курсу "Введение в языкознание", и хотя следуют
собственным программам, но объединяются общими научными принципами изложения. В
лекциях обсуждаются общие положения, на семинарских занятиях на языковых
примерах формируются и закрепляются навыки лингвистического анализа.
-
Основные принципы изложения материала - идеи современного,
постструктурного, языкознания в сочетании с традициями Московской
лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатова.
-
Иллюстративный материал. Для иллюстрации языковых явлений
привлекается в основном материал русского и других изучаемых на вечернем
отделении филологического факультета языков (славянской, германской и романской
групп). Примеры из языков иных групп даются лишь при невозможности ограничиться
более знакомым студенту языковым материалом.
-
Структура курса. Лекционный курс распадается на три (не
равных по объему и значению) части:
А. (1-3 лекции). Основные положения курса "Введение в языкознание". Б.
(4-6 лекции). Уровни языковой системы и единицы уровней. В. (7-8 лекции).
Сравнение языков по внутренней структуре. Тематика семанарских занятий
включает следующие части:
А. (1-7 занятия). Фонетика и фонология; Б. (8-14 занятия).
Грамматика. В. (15-16 занятия). Сравнительно-историческое
языкознание.
-
Задачи слушателей курса. При освоении содержания курса его
слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное
заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их
самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом.
Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения к материалу
известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех
авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие
понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны сверяться
студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям.
ТЕМЫ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА "ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ"
А. (1-3 лекции). Основные положения курса "Введение в
языкознание".
I. Предмет и задачи языкознания.
Внутренняя и внешняя лингвистика. Связи с философией,
психологией, социологией, этнопсихологией, математикой, семиотикой, прагматикой,
информатикой.
II. Основные функции языка.
- Коммуникативная функция языка.
Язык и действительность. Познавательная функция языка. Язык и мышление.
Семиотические проблемы языкознания. Понятия сигнификата и денотата. Типы знаков.
- Экспрессивная функция языка и средства ее выражения.
- Прагматическая функция языка и средства ее выражения.
III. Системность языка.
- Соотношение конкретного и абстрактного в языке.
- Понятие оппозиции и значимости единиц языка.
- Понятия синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе.
- Язык и речь.
- Понятие модели при описании лингвистических фактов.
IV. Структурность языка.
- Соотношение единиц плана выражения и плана содержания.
- Уровни и единицы уровней, их соотношение и функции.
- Синхрония и диахрония.
V. Понятие языковой личности.
Б. (4-6 лекции). Уровни языковой системы и единицы уровней.
I. Фонетика и фонология.
Сегментация звучащей речи. Сегментные и субсегментные единицы.
II. Семантика.
- Понятие семы в плане содержания. Типы сем.
- Лексическое, лексико-грамматическое и грамматическое значения.
- Типы отношений между единицами плана выражения и единицами плана содержания
при выражении значений различного типа.
III. Лексика.
- Слово как лингвистическая единица в языках различных типов.
- Цельнооформленность и проницаемость слова. Понятие лексемы и парадигмы
словоформ.
- Системность и структурность в лексике.
- Семантические поля.
- Понятие фрейма.
IV. Грамматика.
- Морфема как лингвистическая единица. Типы морфем в языке разных типов.
Членение слова на морфемы. Типы членимости слова. Понятия алломорфа,
варианта морфемы. Типы морфем. Нулевое выражение грамматического и
лексико-грамматического значений. Разграничение словообразования и
словоизменения.
Грамматические способы выражения значений в соответствии с
типологической характеристикой языка.
- Лексическая, лексико-грамматическая и грамматическая категория.
- Предложение как лингвистическая единица. Типы предложений (формальное,
семантическое строение, дискурс и прагматика, семантическая логика).
IV. Части речи.
В. (7-8 лекции). сравнение ЯЗЫКОВ ПО ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЕ
I. Типологическое изучение языков. Типологическая
классификация языков.
-
Морфологический тип языка Языки фузионные, агглютинирующие,
изолирующие, инкорпорирующие. Аналитический и синтетический строй языков.
-
Синтаксический тип языка. Языки номинативного и эргативного
строя.
-
Языковые универсалии.
II. Сравнительно-историческое языкознание.
-
Понятие родства языков. Методы изучения родства языков.
Реконструкция праязыка и определение времени его распада; глоттохронология.
Сравнительно-исторический закон. Принципы относительной хронологии. Основные
исторические законы славянской и германской групп индоевропейской семьи языков.
Семья, группа, ветвь родственных языков.
-
Генеалогическая классификация языков. Возможные генеалогические
отношения между языковыми семьями; понятие макросемьи.
-
Ностратическая гипотеза.
-
Понятия праязыка и прародины.
III. Типы взаимодействие языков.
-
Территориальное варьирование языка. Языковые диалекты. Языковые
контакты. Территориальные взаимоотношения языков. Языковые союзы.
-
Результаты языкового контакта. Субстрат, суперстрат, адстрат.
Интерференция языков, мотивированная культурными взаимовлияниями.
Интернационализмы (лексические и грамматические).
-
Ареальная классификация языков. Традиционные
культурно-исторические ареалы. Языки народов Российской Федерации и ближнего
зарубежья.
Темы практических занятий курса "ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ"
I. (1-7 занятия). Фонетика и фонология.
- Строение речевого аппарата. Акустическая и артикуляционная классификация
согласных и гласных звуков. Дополнительные артикуляции звуков.
- Функции звуков.
- Позиционные и комбинаторные звуковые законы. Фонетическая транскрипция.
- Определение дистинктивного признака звука. Принципы объединения аллофонов в
состав одной фонемы.
- Научные традиции в фонологии. Понятия фонемы в МФШ и ПЛК.
II. (8-14 занятия). Грамматика.
- Лексическое и грамматическое в слове. Членение слова на морфемы. Нулевое
выражение грамматического и лексико-грамматического значений.
- Типы морфем. Разграничение словообразования и словоизменения. Способы
выражения грамматического значения.
- Явления агглютинации и фузии, синтетизма и аналитизма.
- Единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Типы словосочетаний и
средства связи слов в словосочетании. Предикативная схема предложений. Типы
предложений в отношении к прагматике и теории высказывания.
- Строение текстов. Типы текстов.
III. (15-16 занятия). Сравнительно-историческое языкознание.
- Индоевропейская языковая семья. Языки народов Российской Федерации и
ближнего зарубежья.
Литература к курсу "ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ"
Основная литература
Звегинцев В.А. История языкознания 19 - 20 веков в очерках и
извлечениях. М., 1964. Т. 1-2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.,
1975. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.,
1967. Широков О.С. Введение в языкознание. М.,
1985. Лингвистический энциклопедический словарь. М., "Советская
энциклопедия". 1990. Хрестоматия по курсу "Введение в языкознание".
М., 1997.
Дополнительная литература
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.,
1996. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.
Изд. 2. М., 1972. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М.,
1958. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.,
1984. Земская Е.А. Словообразование. // Современный русский язык. М.,
1981. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1960. Кубрякова Е.С.,
Мельников Г.П. О понятиях языковой системы и структуры языка. // Общее
языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука, 1972. Курилович Е.
Очерки по лингвистике. М., 1962. Общее языкознание. М.,
1972. Панов М.В. Русский язык. // Языки народов СССР: В 7 т. М., 1966.
Т. 1. Петров В.В. Язык и логическая теория. // Новое в зарубежной
лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М.,
1986. Пирс Ч. Элементы логики. М., 1976. Пражский
лингвистический кружок. М., 1967. Смирницкий А.И. Лексический и
грамматический строй. М., 1955. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию.
М., 1977. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. Филлмор
Ч. Дело о падеже. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 10.
Лингвистическая семантика. М., 1981. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды.
М., 1956. Т. 1. Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс,
1985. <>
© Copyright by YourSITE.com
|
|