From YourSITE.com

Языковая политика
Искусственное и естественное в языке и речи
By О. Н. Шувалова
Sep 6, 2010, 13:00

Предметом обсуждения в спецкурсе является соотношение искусственности/естественности в языке вообще, национальном языке, речи отдельного человека. Эта проблема многоаспектна:  возможность и целесообразность моделирования (конструирования) языка и планового управления языком обсуждается не только касательно искусственных языков, но и касательно языков естественных. Речь пойдет не только о сознательном целенаправленном вмешательстве человека в развитие языка, но и о тех лингвистических явлениях, в которых искусственный, плановый компонент по значимости сравним с естественным или превосходит его.

«Героями» нашего спецкурса будут и «наивные говорящие», задающие вопрос Почему надо писать «корова» через О? или А зачем нам правила пунктуации?, и общественные и политические деятели многоязычных государств, пытающиеся укрепить позиции одного языка, ослабить позиции другого или найти разумный баланс между разными языками, функционирующими в государстве. Любое взаимодействие языков нуждается в некоторой степени вмешательства извне, добавлении человеком экстралингвистических факторов в естественный ход языкового развития.   Мы обратимся к проблеме создания и развития литературных кодифицированных языков, пиджинов, лингва франка, а также к особенностям языкового законодательства. Не секрет, что отдельные области языка более «взывают» к сознательному регулированию, чем другие – в связи с этим изучения требуют унификация терминологии и ограничение заимствований как весьма дискуссионные части языкового планирования.. Обучение иностранным языкам и билингвизм могут обнаруживать разное соотношение искусственных и естественных элементов в речи отдельного человека, поэтому также послужат предметом нашего внимания. Памятуя о том, что исходной формой существования языка была устная речь,  мы должны остановиться и на том, что привносит в язык письменность, и на том, как влияют на язык различные средства письменной фиксации и коммуникации (например, электронные). Наконец, текущая языковая ситуация во многих странах постсоветского пространства демонстрирует нам, к каким серьезным последствиям может привести неразумное вмешательство в язык.

Что же может стать полигоном языкового конструирования, моделирования языковой ситуации? Отвечая на этот вопрос, мы исследуем проблему языка в фантастической литературе и рассмотрим проекты искусственных языков, как международных, так и вымышленных – активно развивающихся сейчас в Интернете.

Конечная цель спецкурса, с одной стороны,   -  дать студентам знания о соотношении экстралингвистических и лингвистических факторов в развитии языка, о принципах регулирования языковой ситуации и возможностях целенаправленногого участия человека в развитии языка, а также о соотношении искусственного и естественного в речи языковой личности, с другой – создать у них представление о необходимости глубокой лингвистической базы для любого сознательного вмешательства в язык и о роли специалиста-филолога в этих процессах.

 

Список литературы:

 

По лингвоконструированию в целом и ВЯ

  1. Кузнецов С.Н. Основные понятия и термины интерлингвистики. М., 1982
  2. Кузнецов С. Н. Направления современной интерлингвистики. М., 1984
  1. Маркалова Н. Лингво-фантастическое исследование // lecton.ru 2002
  1. Проблемы международного вспомогательного языка. М.,1991
  2. Сидорова М.Ю., Шувалова О.Н. «Интернет-лингвистика: вымышленные языки». М., 2006

 

Общетеоретическая

  1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982
  2. Гринберг Дж. Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов // Новое в лингвистике. Вып. V. М., 1970. С. 114 – 162
  3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 2000
  1. Конференция «Культура «своя» и «чужая»» на портале auditorium.ru
  1. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988
  2. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика. I, М., 1999. С. 58 – 92
  3. Хоккет Ч.Ф. Проблема языковых универсалий // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1998. С. 79-88
  4. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24-39
  5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1998