Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Спецкурсы


Риторика делового общения
Автор Ю.В. Рождественский, А.А. Волков
Nov 12, 2006, 16:30

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Риторика – наука о целесообразном и эффективном построении и понимании речи. Роль риторики в современном мире.

Современная американская риторика в разнообразных формах ее практического применения. Французская риторика и ее научные основания. Японское учение о языковом существовании человека.

Научная, нормативная и практическая риторика. Риторическая теория и риторическая практика. Риторика как предмет искусного обхождения с собеседниками и со словом. Трудности обучению риторике.

Риторика и стиль жизни. Риторика и история стилей. Национальные школы в риторике. Отражение в риторической школе характера нации.

Сведения из истории риторики. История риторики на службе современности. Кэмпбелл, Блэр, Кларк и его школа. Этапы развития риторики: античная риторика, гомилетика и риторика, риторика нового времени, риторика ХХ века

Античная риторика: Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Риторика софистическая. Спор с философами. Аристотель. Риторика времен эллинизма. Секст эмпирик. Теория прозы. Филологическая риторика. Римское обучение риторике времен республики. Цицерон. Римская риторика времен империи. Квинтилиан

Гомилетика. Евангелие, глава Х от Матфея. Распространение гомилетики. Средние века. Схоластическое обучение. Риторика как образцы. Русские жанр “Слово”.

Риторика Возрождения. Петр Рамус. Пьер де ла Раме. XYI век. Движение против Аристотеля. Выдвижение силлогистики как основы риторики. Разделительные силлогизмы.

Рационалистическая риторика XYII века и ее топы. Немецкая и польская риторики XYI-XYII вв.

Славянская и русская риторика XYII-XIX веков. Риторика Юго-Западной Руси. Многоязычные риторики на Юго-Западе. Риторика Макария. Риторика Феофана Прокоповича. Русские риторики Ломоносова, Курганова, Сперанского, Толмачева, Кошанского, Мерзлякова, Зеленецкого. Взгляд В.В.Виноградова на риторику XIX века.

Риторика ХХ века. Развитие риторики в США. Контент-анализ, коммуникология, социолингвистика, психолингвистика, грамматика. Объективный и количественный анализ фактов. Зависимость типа риторики от состава ведущих текстов. Массовая коммуникация. Деловая риторика в ее связи с другими типами речи.

Предмет общей риторики. Общая и частная риторика. Два вида частной риторики: по видам словесности и по предметам речи. Понятие о родах и видах словесности. Внешние и внутренние правила словесности. Система внешних правил словесности: этических, Юридических, административных. Проблема областей действенности разных видов словесности.

Система речи современного общества. Речевая нагрузка современного человека, ее характер в зависимости от вида деятельности и интересов человека. Общее и частное содержание речи. Система лексики в риторическом аспекте. Семантическая структура слова, риторическое применение синонимов, антонимов, полисемов, фразеологизмов.

Влиятельность и эффективность речи. Образ коммуниканта. Виды речи. Логическое содержание речи. Образ данной речи. Речевая эмоция. Композиция и стиль. Изобретение и расположение речи. Исполнение речи. Принципы оценки речи.

Организация содержания речи. Речь как семиотическое действие, имеющее временное измерение. Понятие о доказательстве и убеждении. Риторическое и логическое доказывание. Логическое доказывание – часть риторического доказывания. Отделение логики от риторики путем формирования своего предмета познания – законов мысленного доказательства. Части речи в риторике. Невозможность более чем восьми частей речи, вызванная линейностью речи. Композиционные схемы диалогической речи: бытовой, расспросной, судительной, учебной, информационной, солилоквиальной, внушающей. Место деловой речи среди других видов диалогической речи.

Теория диалога. Диалог – последовательность речей в собрании. Характер диалога в обыденной, показательной, судебной, совещательной, литературно-художественной, учебной, компьютерно-автоматизированной речи. Понятие ритора: индивидуального, коллегиального, коллективного, собирательного. Понятие члена аудитории и понятие аудитории в речи. Проблема полемики с ритором.

Слово в отношении к действиям. Роль речи в организации деятельности. Речь как модель вещи и действия с вещью у Платона. Виды действий, организуемых речью Становление социальности человека с помощью речи (наречение имени, образование, использование имени). Научение семиотике с помощью речи (виды семиотических действий в их отношении к речи). Организация обмена с помощью речи (маркетинг). Организация общественного управления с помощью речи (формы власти и менеджмент).

Теория монолога. Чувство собеседника, контрагента, аудитории, собеседников, ощущение и осознание их. Композиционная импровизация под влиянием собеседников. речевая эмоция и другие виды эмоций. Средство возбуждения эмоции: выбор слов, речевой контакт, связь с действием, оценочные суждения, доказательства, композиция. Моменты применения эмоционально-волевых средств речи. Волевые начала в выступлении – формировании воли убедить, увлечь, обмануть собеседника. Различение лжи и обмана в риторическом замысле. Выбор ритма, слов и фигур речи. Ответы на вопросы. Изобретательность и находчивость.

Индивидуальность делового ритора. Человек как продукт физического и речевого развития. Способности к риторике и образование ритора. Этическая и философская подготовка. Овладение социальными доктринами: религиозная доктрина индивидуальности, доктрина “общественный договор” – доктрина личности, “организменная доктрина” – доктрина единичности. Постиндустриальная доктрина – доктрина персональности.

Ведение дебатов. Время делового общения. Объем времени на деловое общение, выбор времени делового общения. Типичные ошибки в пользовании временем. Время общения и активизация личности. Расписание работы руководителя как речедеятеля. Общение в кабинете и вне его. опыт Петра Великого. Виды собраний: много или мало выступающих и слушающих. Роль протокола. Выбор вида собрания и выбор темы собрания, их координация в зависимости от цели руководителя дебатов. Насилие над мнениями и отсутствие насилия. Обидность заботы и анархия мнений. Глупость в речах. Правильность и неправильность суждений. Выявление личностей на собрании.

Деловая проза в системе речи современного общества. Понятие о документе, деле, документообороте, делообразовании, документной системе. Традиция документной системы. Форма власти и документная система. Как документная система поддерживает форму власти. Документы как инструменты управления. Сферы документооборота: исторические и современные. Формуляр документа. Текст документа. Классификация документов. Создание деловых ситуаций с помощью документов, активная и пассивная позиции личности в отношении к документу. Документы как исторический источник. Оценка действий власти по документам.

Деловое общение. Профессиональная этика делового общения. Принцип экономии речевых усилий: полнота, краткость, точность высказываний. Принципы и способы завоевания доверия; конфиденциальность, гласность деятельности.

Риторика маркетинга. Сбор экономической информации. Источники экономической информации: 1) устная речь, частные беседы, деловые переговоры, конфиденциальные беседы; 2) письменная деловая речь, законодательство, судебная практика, печатные материалы, каталоги и проспекты, реклама, информационные письма, бухгалтерские отчеты, деловые предложения и договоры, уставы, данные информационных служб и информационных сетей, анализы публикаций в СМК, реферативные издания; 3) личные наблюдения: посещение предприятий, выставок, презентаций и др., 4) спонсорская деятельность и ее результаты.

Обработка экономической информации: 1) постановка вопросов для обследования информации; 2) постановка задачи на анализ и обобщение экономической информации. Методы анализа экономической информации: анализы персоналий и информационных материалов, номенклатур, информационных писем, бухгалтерских отчетов и уставов, анализ сведений о договорах, договорных предложений и итогов переговоров, контент-анализ сообщений в средствах массовой коммуникации (СМК) и реферативных изданий. Коррекция замысла предстоящего этапа экономической деятельности в связи с итогами анализа. Формирование замысла данного этапа экономической деятельности.

Литература

1.               Аристотель. Риторика // Античные риторики. – М., МГУ, 1978

2.               Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., Наука, 1991

3.               Шопенгауэр А. Эристика, или искусство спорить. – Спб, 1900

4.               Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей любителей красноречия. Полн. собр. соч., т. 7, сс. 23- 79. М .-Л., 1952

5.               Общая и частная риторика. М., 1859

6.               Виноградов В.В. Поэтика и риторика // Избр. труды: О языке художественной прозы.

7.               Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., Высшая школа, 1979

8.               Риторика и стиль (под ред. Ю.В.Рождественского). М., МГУ, 1984

9.               Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989

10.            Радченко В.Н. Изучение ораторского искусства в США. М., “Знание”, 1991



© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх


© 2006       Rambler's Top100