Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Спецкурсы


Риторика как средство конструирования «воображаемого сообщества»
Автор В.В. Смолененкова
Nov 21, 2006, 22:39

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Предмет курса – система речевых отношений различных социальных групп, осмысленная в терминах риторики. Цель курса – научить студентов методам распознавания, использования и развития риторических средств, которые формируют различные воображаемые и невоображаемые риторические сообщества – от семьи, студенческого содружества и корпорации до нации и конфессии.


Изучаются внешние (распределение видов речи в обществе, распределение ролей, применение различных фактур речи и семиотических систем) и внутренние («объединяющая» публичная аргументация) риторические средства конструирования сообществ.

Курс рассчитан на 15 часов. В начале курса (занятие 1-2) разъясняются типы понимания понятий, вынесенных в заглавие курса: сообщество, «воображаемое сообщество», конструирование, риторика, риторические средства. Далее (занятия 3-11) разбираются основные средства конструирования сообществ, применяющиеся в рамках отдельного риторического произведения (внутренние средства, средства организации монолога): топика, аргументы к пути, развитию, романтический пафос, прагматизм, символический зонтик и т.д. Внутренние средства формирования сообществ разделяются на средства логоса, пафоса и этоса, при этом в первых выделяются средства эпидейктической, судительной и совещательной аргументации. Занятия 12–15 посвящены средствам организации сообществ через речь (внешние средства, средства организации диалога в сообществе). Особое внимание уделяется осмыслению принципам риторического устройства нации (занятия 14-15). Теория курса совмещает в себе изучение как традиционного для филологического факультета МГУ аристотелевского понимания риторики с его разделением речи на этос, пафос и логос, так и альтернативных западных концепций конструирования риторических сообществ через идентификацию, мифотворчество, наррацию и т.д.

Предполагается, что в результате освоения программы курса, студенты, во-первых, научатся выявлять и анализировать средства формирования риторических сообществ в рамках определенных риторических артефактов, во-вторых, получат навыки использования риторических средств для конструирования риторических сообществ. Для достижения этого замысла значительная часть времени занятий посвящается практическим разборам риторических произведений, представляющих различные риторические сообщества.

Обоснование курса

Всякое сообщество: семья, клуб, корпорация, нация и пр.- организуется речью через распределение речевых ролей (систему классов речедеятелей), выработку функциональной системы жанров, этоса речевых коммуникаций, формирование лексических и стилистических канонов словоупотребления, выделение лидеров-идеологов. Эти закономерности функционирования социума изучаются дисциплинами социолингвистического цикла.

Один из способов осмыслить законы формирования сообществ – это возможность воспользоваться трехтысячелетним опытом анализа и интерпретации общественных речевых отношений риторикой. В риторике выделяются диалогические и монологические средства конструирования сообщества.

Структура курса

Вводный блок: разъяснение ключевых понятий: сообщество, риторическое сообщество, shared culture, etc; риторика, риторические средства.

Первый блок: внешние (диалогические) средства конструирования

Второй блок: внутренние (монологические) средства конструирования.

Заключение: нация, государство и смежные понятия

Занятие 1: Риторическое сообщество. Воображаемое сообщество

Понятие Б.Андерсона «воображаемое сообщество»

 Понятие Э.Дж.Борманна «риторическое сообщество»

Занятие 2: Риторика как теория организации общества

Риторика ХХ-ХХ1 века как учение о речевой организации общества

Категория этоса, теория коммуникации, фактура речи (ДИАОЛОГ)

Риторика как методология реализации замысла оратора в конкретной ситуации

Категория пафоса, оратор как лидер, лидерство, интерес-замысел (МОНОЛОГ)

Занятие 3: Внешние условия конструирования сообществ

Структура речевых отношений в обществе

Диалог

Типы речедеятелей

Организация речедеятельности в тоталитарном и открытом обществе

Внутренний и внешний PR

Историческая перспектива: фактура речи

Занятие 4:

1.Оратор как лидер. Лидерство.

2. Цикл аргументации

Оратор как лидер и идеолог

Аргументация в обществе:

Эпидейктическая

Совещательная Судительная

Практика: цикл политической аргументации, аргументация направления. Риторика Гитлера.

Занятие 5: Монологические средства. Эпидейктическая аргументация

Эпидейктическая аргументация как результат и как метод формулирования вневременных ценностей:

Система ценностей

Топы

Авторитет

Эпидейктический ритор

Практика: Система топов русской культуры (сопоставительное исследование на примере классических и современных рекламных текстов)

Занятие 6-7: Идентификация, знаки и символы

Идентификация vs.убеждение

Стратегия идентификации

Приращение смыслов

«Треугольники доверия»

Знаки и символы, знаки и символы власти

Символический зонтик в прессе

Практика: Предвыборное выступление В.В.Путина (символический зонтик)

Занятие 8-10: Судительная аргументация

Судительная аргументация как метод оценки прошлого

Статусы установления, определения и оценки

Судительные аргументы

Редукция: ассимиляция и диссимиляция смыслов

Имя

Метафора

Миф, мифотворчество

Нарратив

Практика: Анализ и интерпретация фактов у И.В.Сталина, М.Тетчер, Линкольна; метафоры советской и американской пропаганды и пр.

Занятие 11: Совещательная аргументация

Принятие решение о будущем

Связь с другими видами аргументации

Аргументы к жертве, пути, прогрессу, традиции и т.д.

Подготовка аудитории: пропаганда, отвлечение

Практика: Сопоставительный анализ аргументов в речах Гитлера, Сталина, Буша, Путина.

Занятие 12: Этос и пафос: Приемлемое и запретное

Эристика и софистика, подтасовки и обман

Интересы сообщества

Собор vs. сборище, повышающая и понижающая аргументация

Типы пафоса (повышающий, понижающий и др.)

Практика: Анализ предвыборных выступлений, анализ корпоративной брошюры

Занятие 13: Эффективность речи

Эффективность публичной речи, успешность публичной речи

Близкие и отдаленные риторические последствия

Критерии оценки речи

Риторический идеал

Универсальные и частные свойства риторического идеала

Практика: Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского

Занятие 14-15: Нация, национальность, государство

Этнос, народ, нация, национальность

Национализм и патриотизм: риторическое противопоставление

Речевое устройство нации

Японская политика языкового планирования

Язык, культура, государство (взгляд через риторическую систему топов)

Практика: Обсуждение некоторых положений книги Б.Андерсона «Воображаемые сообщества» в сопоставлении с др.концепциями.

Цикличность аргументации Распределение речевой нагрузки Мифотворчество
Аргументация направления Распределение речевых ролей Интерпретация
Топы Выделение лидера-оратора Знаки – символы - метафоры
Речевые эмоции Идентификация Национальная специфика


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх


© 2006       Rambler's Top100