Три вещи вдохновляли и подгоняли меня при сочинении этой книги.
Первая касается, национальной традиции русской риторики яркое начало русского
политического красноречия и его сегодняшнее едва ли не плачевное состояние
одинаково наводят на мысль о том, что русская риторическая традиция сильна
проповедью, речью обращенной к единоверцу и единомышленнику. Что же до умения
апеллировать к колеблющимся или несогласным, то это, безусловно, не самая
сильная сторона русского убеждающего слова. При таком положении дел
комплиментарная трактовка нашей риторики, приписывание ей какого-то особого
«диалогизма», встречающаяся у некоторых наших ученых, как и ее низкая оценка,
констатация «монологизма» и «глухоты», господствующая в общественном сознании,
равно бесполезны для риторической практики наших дней. Вот почему возникло
желание взглянуть на русскую политическую риторику трезво, отдавая себе отчет и
в сильных, и в слабых ее сторонах, имея целью не доказательство нашей
безупречности или никчемности, но развитие нашей словесности.
Второе соображение, заставившее меня взяться за перо, – несоответствие той
роли, которая принадлежит сегодня слову, положению, занимаемому в обществе
риторикой. То, что громадная индустрия нашей политической рекламы зримым образом
игнорирует тысячелетнее риторическое наследие, довольствуясь крохами со стола
современной психологии и отрывочными сведениями о западных политических
технологиях – факт вопиющий. Мышь, которую рождает гора наших предвыборных
кампаний, настолько тщедушна, что ей не по зубам не только риторическая
культура, но и орфография с пунктуацией. Хочется, чтобы риторика и люди,
занимающиеся политической речью, познакомились поближе.
И, наконец, третье Низкая риторическая грамотность вредно сказывается и на
говорящем, и на слушающем. Наше общественное сознание обладает столь скромным
инструментарием для критического анализа политической речи, что сам этот анализ
оказывается просто невозможным и подменяется бранью. В результате у потребителя
массовой информации возникает впечатление о том, что все лгут, лгали всегда и
будут лгать впредь. Надо ли говорить, что это порождает цинизм и апатию? Надо ли
доказывать, что общество, зараженное подобными настроениями, недолговечно?
Поэтому я радуюсь каждому шагу риторического просвещения, возлагая надежду
главным образом на школьное образование. Но хочется рассказать о политической
риторике и тем, чьи поступки определяют лицо сегодняшней России, – политикам,
спичрайтерам, рядовым избирателям.
Таковы были мои желания. Насколько они воплотились в жизнь, судить читателю
этой книги.
Книга состоит из трех разделов. В первом я старался дать основы знаний по
общей риторике, уделив особое внимание языковым риторическим средствам как
разделу наиболее сложному и наименее разработанному в новых учебниках. Я пошел
на это сознательно, понимая, что легче читать советы о том, как держаться перед
аудиторией, чем вдумываться в тонкости языковых построений. Но искусство
риторики предполагает в первую очередь владение языком. Второй раздел посвящен
специфике русского политического красноречия. Я старался воспроизвести драму
русской политической риторики, показать смену ее парадигм. Третий раздел целиком
сосредоточен на анализе сегодняшней риторической культуры. Как особую проблему я
выделил проблему красоты политической речи. Именно красоты остро не хватает
сегодняшнему политическому дискурсу. Назвать этот дискурс «красноречием» просто
не поворачивается язык.
Предлагаемая читателю книга – учебник. Можно закрыть его и раскрыть другой.
Можно вовсе не учиться политической риторике. Но нельзя учиться не учась.
Риторическая наука предполагает внутреннюю работу и, в конечном счете,
способствует выделке души. В свое время античная риторика сделала из варвара
цивилизованного человека. Публичное слово заставляло говорить ответственно и
выглядеть достойно. И хотя каждый оратор всегда заинтересован в чем-то своем,
все общество в целом заинтересовано в росте риторической культуры, в поиске
цивилизованных форм для решения спорных вопросов. Хорошие ораторы – золотой
запас общества. Их слова остаются в веках и помогают решать новые общественные
проблемы. Об этом свидетельствует история. Спорить с этим трудно.
От всей души желаю читателю приобщиться к достижениям риторики, научиться
убедительно говорить самому и вдумчиво слушать чужое слово.
Георгий Хазагеров