Концепция наивной риторики. Риторическая рефлексия в СМИ. Общественное
значение наивной риторики в массовом обществе. Взаимодействие политического
красноречия и наивной риторики.
Современная гуманитарная наука испытывает большой интерес к так называемым
наивным картинам мира, или наивным моделям мира. Слово «наивные»
означает, что речь идет не о взглядах на те или иные предметы специалистов,
обладающих особыми знаниями об этих предметах, а о взглядах обычных носителей
языка и культуры. Так, например, с точки зрения «наивной энтомологии» (т.е. с
расхожей точки зрения) паук, бесспорно, относится к насекомым, а с точки зрения
«наивной ботаники» арбуз никак не является ягодой. Специалисты могут поправлять
«обывателей», но даже знание того обстоятельства, что паук относится к особому
классу, ничего кардинального в сознании «обывателя» не меняет.
Наивная модель мира привлекает внимание ученых тем, что она «впаяна» в язык:
мы автоматически воспроизводим ее, думая и разговаривая на родном языке.
Разумеется, наивная картина мира может медленно, исподволь меняться, неспеша
следуя за достижениями большой науки. Но язык консервативен, в его распоряжении
этимология, «сидящая» в слове, фразеология, зафиксировавшая старый взгляд на
мир, наконец, просто речевая привычка. Так, всеобщий астрономический ликбез не
отменил заложенного в этимологии представления о «светиле», как о том, что
светит, будь то звезда или планета. Мы по-прежнему говорим, что солнце
«восходит» или «заходит», хотя и знаем, что именно Земля вращается вокруг
Солнца, а не наоборот. Мы до сих пор говорим о «падающих звездах», хотя знаем,
что звезды никуда не падают, падающими звездами мы называем метеоры.
Значение наивной модели мира резко возрастает тогда, когда речь идет о
гуманитарной сфере. От того, как большинство людей представляет себе звезды,
мало что меняется, а от того, как это же большинство представляет себе общество,
зависит многое. Одно дело называть метеор падающей звездой, другое – называть
владельца магазина буржуем. В слове «буржуй» запрятано осуждение, представление
о незаконном присвоении собственности и возможность (даже общественная
необходимость) перераспределения этой собственности. Следовательно, наивная
социология имеет гораздо большее значение, чем наивная энтомология или
астрономия.
Особую роль играют представления неспециалистов о языке и речи. «Наивная
грамматика» позволяет рядовым носителям языка спорить о словах, уточнять
значение сказанного, поправлять речевые ошибки собеседника, вообще говорить о
языке. Причем благодаря школьному образованию зазор между «обывательскими»
представлениями о языке и представлениями о нем специалистов, хотя и велик, но
не катастрофичен. Одни только названия частей речи и частей слова, вынесенные
нами из школы, позволяют нам говорить о словах, переспрашивать друг друга,
просить уточнить сказанное.
Хуже обстоит дело с «наивной риторикой». Школьных знаний о воздействующей
речи явно недостаточно для того, чтобы обсуждать реплики в риторическом споре.
Такие категории, как «доводы к пафосу» или «доводы к логосу» заведомо
отсутствуют в общественном дискурсе. Даже журналисты, имеющие филологическое
образование, затрудняются ответить на вопрос вроде: «Должна ли журналистика быть
этосной?» Что же касается знания обширной – как мог убедиться читатель настоящей
книги – терминологии теории фигур, то поддерживать диалог на соответствующем
уровне могут пока только узкие специалисты. Даже средний лингвист не ответит на
вопрос, что такое иллеизм или антиметабола. Встретившись с этими языковыми
явлениями, он вынужден будет рассказывать о них описательно, к чему и прибегали
многие ученые до возникновения риторического бума. Так, хиазм еще в шестидесятые
годы называли таким неуклюжим словосочетанием, как «оборот каламбурного
соотнесения», только из-за того, что термин не был тогда на слуху. Сами авторы
курса риторик далеко не всегда и далеко не все чувствуют себя здесь уверенно.
Зазор между риторической теорией и наивной риторикой губительно сказывается
на риторической практике. Если интуиция способна помочь в создании речей, то в
их обсуждении и содержательной критике она оказывается бессильной. Инструменты,
с помощью которых общество может говорить об убеждающей речи, бедны и грубы.
Чем же все-таки располагает наивная риторика?
Среди немногих категорий, которые она имеет в своем распоряжении для описания
речей, есть такие категории, как сама «риторика», некоторые категории для
описания аргументации и совсем немногие для описания языковых средств.
В обществе распространены представления о риторике, как о наборе
искусственных речевых приемов, граничащих с уловками. Вместе с
«пиаром» такая «риторика» входит в
понятие «словесные технологии». Слово «технология» в
оценочном отношении нейтрально. Однако акцентированы в сознании именно
«грязные технологии», «грязный пиар», «пустая риторика». Характерно, что
эпитет «грязный» относится скорее к «пиару», а «пустой» – к «риторике».
«Риторика» бывает «трескучей», «дешевой», «показной» и даже «жалкой».
В общественном сознании «риторика» – это такая
технология, которая достигается за счет чисто внешних эффектов в ущерб
содержанию и которая очень часто оказывается бесполезной, неэффективной.
«Пиар» – это технология, основанная на заведомо
«нечестной игре». Однако иногда «риторика» (реже «пиар»)
оказывается «тонкой», «искусной». Крайне редко «риторика»
характеризуется как «безыскусная», тем более «правдивая» («пиар» –
никогда).
На периферии «риторики» находятся хорошо известные по советским
временам «агитация» и «пропаганда».
Под ними наивная риторика понимает насильственное навязывание каких-то
мыслей, часто под прикрытием полезных сведений. «Агитация» и
«пропаганда» бывают «скучными», «унылыми», «навязчивыми». Гораздо реже
«пропаганда» оказывается «действенной». Как положительные качества речи
«пропаганда», и особенно «агитация», связаны с пожеланиями и
встречаются в предложениях с ирреальным наклонением: «Необходимо развернуть
пропаганду...», «Должна быть проведена целенаправленная агитация...» Как
свершившиеся, реальные факты они чаще всего оцениваются отрицательно.
В роли довода в наивной риторике сегодня главным образом выступает «миф».
«Мифом» называют и общее место, и политический символ, и общественно
значимую метафору, и ложную доктрину, и просто прямую ложь. В наивной риторике
категория «миф» в силу своего расплывчатого значения оказывается мало
продуктивной. При этом слово «миф» не является нейтральным. «Миф» –
это всегда передержка, рассчитанная на простачков. Излюбленная дело СМИ –
разоблачение «мифов». При таком разоблачении «мифу» (зачастую
обыкновенной метафоре) противостоит «реальность».
Но аргументировать можно не только, опираясь на лживый «миф», но и
правдиво, опираясь на «факт» и «логику».
Эти две последних категории вполне способны заменить риторический argumentum
ad rem. Однако argumentum ad hominem остается для наивной риторики белым пятном.
С ее точки зрения, непонятно, имеют ли вообще такие аргументы право на
существование, могут ли они считаться вполне лояльными, а если могут, то какие
из них. Аргументация к пафосу может быть передана словами «бить на чувства»,
а чаще ярлыком «нагнетание истерии». Аргументация к этосу практически
невидима. И это очень серьезная лакуна наивной риторики, лакуна в общественном
сознании.
Вопросом о композиции наивная риторика не занимается, а из речевых средств
знает «риторический вопрос», «фигуру умолчания» и «метафору».
Естественной средой наивной риторики являются СМИ. Именно там даются оценки
чужим речам, осуществляется в пределах возможного их риторический анализ. Через
СМИ штампы наивной риторики входят в сознание. Через СМИ осуществляется сегодня
и расширение ее границ.
Следует отметить, что сближение наивной риторики с риторикой научной имеет
определенные перспективы. Дело в том, что наивная риторика не имеет такого
глубокого проникновения в язык, как, скажем, наивная астрономия. В частности,
все отрицательные коннотации концепта «риторика» достаточно позднего
происхождения. В свое время неприятие риторики возникло в старообрядческой
среде, а вторая волна риторического отрицания была связана с деятельностью
писателей-романтиков. В последние сто лет сам интерес к риторике был достаточно
незначительным, ложные представления о ней не успели пустить корни. Вот почему в
наивной риторике больше белых пятен, лакун, чем искаженных или примитивных
представлений, а это открывает благоприятные перспективы для риторического
просвещения.
Чем «умней» будет наивная риторика, чем выше будет ее разрешающая
способность, способность различать нюансы языка, тем выше поднимется и сама
риторическая практика, тем меньше будет коммуникативных неудач, тупиковых
ситуаций, когда всякое словесное воздействие оказывается дискредитированным, и
стороны прибегают к силе. Развитая риторика подобна развитой правовой системе,
риторика примитивная, охотно прибегающая к обману и манипуляции, подобна
примитивному праву, грубо говоря – «закону джунглей».
Разумеется, наивная риторика никогда не догонит риторику научную. Но этого и
не требуется. Для общества не имеет значения, относится ли, например, сравнение
к фигурам или тропам.
Но для общества огромное значение имеет сам концепт риторики, то, какое
содержание вкладываем мы в понятие риторики, как отличаем мы убеждение от
манипулирования, что считаем допустимым, а что нет. Нелишне и представлять себе
систему риторической аргументации, иметь общие представления о словесных
приемах. Было бы идеальным, если бы наивная риторика находилась на уровне
наивной грамматики.
Можно уверенно сказать, что в риторическом просвещении одинаково
заинтересованы и говорящий, и слушающий. Наивная, или народная риторика, –
естественный спутник массового общества. Общество, в котором язык и информация
играют такую важную роль, как сегодня, не может довольствоваться только
«жреческой» наукой о языке, наукой для немногих. Чтобы уметь убедительно
говорить и критически воспринимать услышанное, потребен определенный уровень
массовой риторической культуры.