Тезисы к конференции "Русский язык: исторические судьбы и современность"
     
   1. Исследования в области риторики в Московском университете начались в конце 
60х – начале 70х годов после доклада Ю. В. Рождественского на семинаре 
Проблемной группы по семиотике и первоначально вылились в ряд публикаций ([2], 
[3]) и диссертаций (В. Н. Радченко, О. П. Брынской, Н. А. Безменовой) по истории 
риторики.   Занятия риторикой стимулировались двумя обстоятельствами: своего 
рода завещанием акад. В. В. Виноградова [1], о котором Ю. В. Рождественский 
сказал в упомянутом докладе, и тенденциями развития русской словесности. 
Последнее обстоятельство, разумеется, было определяющим. В это время стали 
обнаруживаться (1) стагнация книжного рынка, которая выразилась в увеличении 
тиражей издаваемой литературы с одновременным сокращением номенклатуры изданий, 
и (2) смещение читательских интересов в сторону прозаических жанров литературы – 
философии, богословия, истории, публицистики, что выразилось главным образом в 
развитии так называемого самиздата. Одновременно руководящие круги стали 
проявлять известную обеспокоенность состоянием политической пропаганды и уровнем 
подготовки корпуса пропагандистов. Само упоминание риторики в этих кругах 
вызывало одновременно отторжение и обостренный интерес. Эти тенденции заметно 
усилились к концу 70х годов. Эта ситуация требовала изучения истории риторики и 
развития ее теории в современных условиях. Универсальной риторики не существует 
– риторика исходит из факта национального языка и национальной литературной 
традиции. Эмпирическая база риторики –оратория, гомилетика, публицистика, 
философская проза. Эти области русской словесности не имели сколько-нибудь 
полного и удовлетворительного филологического описания. Главная трудность, 
однако, состояла в особенностях и строении самой риторики как теории речи, 
исходящей из принципов различия мнений, личного замысла и публичности. 
 
  2. В составе филологических дисциплин риторика занимает особое место, 
сохраняя в системе своих понятий и в дидактической конструкции след традиции 
«свободных искусств» – конструктивный принцип: предметом риторики является не 
анализ высказывания, а его синтез, она ищет ответ не на вопрос «что представляет 
собой произведение?», а на вопрос «как его строят?».   
 
Риторика изучает закономерности культурных моделей построения 
прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся 
системы речевых отношений в обществе. 
Культурная традиция вырабатывает 
состав и последовательность операций конструирования целесообразного 
высказывания, которые оказываются нормой отношения мысли к слову. Отсюда – 
традиционная последовательность риторического построения: изобретение, 
расположение, словесное выражение (элокуция). Эти операции не являются объектом 
психологии, поскольку они не относятся к психике как таковой, процесс создания 
произведения слова и не всегда соотносим с риторической конструктивной моделью. 
В известном смысле риторической модели подобно строение генеративных грамматик 
(сама идея генеративной грамматики, как известно, сложилась в свое время под 
влиянием риторического рационализма XVII века): реальный человек создает 
высказывание иначе, чем предполагается логически организованной системой правил, 
но рационализированная система правил образует своего рода каноническую форму 
синтеза предложения. В риторике, однако, дело обстоит значительно сложнее, 
поскольку каждая операция как возможный ход мысли произвольно выбирается для 
решения частной задачи в рамках общей сформулированной цели и поэтому 
предполагает использование широкого спектра языковых ресурсов.   
 
3. Риторические модели строятся на основе эмпирического материала 
прозаической речи в смысле А. А. Потебни и В. В. Виноградова, а сама риторика 
предстает как филологическая теория прозы. Если рассматривать произведение слова 
с позиции аудитории, то под поэзией в широком смысле можно понимать произведения 
словесности, для которых характерно наличие художественного вымысла и со 
держание которых поэтому не предназначено для оценки с точки зрения истинности 
или ложности. Под прозой пони маются произведения, содержание которых в принципе 
предназначено для оценки с точки зрения истинности или ложности. С точки зрения 
дидактической (а также историко-литературной) риторическими являются те виды 
произведений, создание которых возможно путем конструирования по определенной 
модели. Как поэтические, так и риторические произведения могут быть оценены в 
литературно-эстетическом плане как художественные и нехудожественные, например, 
развлекательная печатная продукция «fiction», текущая деловая речь, научная 
проза. Кроме того, в литературе обнаруживается множество промежуточных, 
мозаичных форм, которые можно отнести и к разряду поэтических, и к разряду 
риторических, а состав и значимость таких жанровых форм различны в разные 
периоды развития литературы. 
 
4. Современная русская словесность, как и нормы литературного языка, 
переживают смену исторического стиля, а со стояние филологического образования 
общества, справедливо или несправедливо, часто оценивается как катастрофическое. 
На деле, современный кризис языковой ситуации состоит, как представляется, в 
том, что произошел резкий сдвиг литературных интересов общества в направлении 
деловой, философской и информационной прозы. При смене общих стилистических 
предпочтений в условиях смены идеологии и развития массовой коммуникации, в 
особенности Интернета, бурно развивается языковое творчество – от лексических 
неологизмов, синтаксических новаций до формирования новых литературных и речевых 
жанров. Речевая подготовка общества, воспитанного в эстетических принципах 
классической реалистической художественной литера туры, оказалась недостаточной 
для отбора и освоения языковых и литературных новаций: они не укладываются в 
рамки привычной литературной нормы и вызывают резкое отторжение, а вместе с тем, 
необходимо возникают в ходе общественно-языковой практики. 
 
5. Вполне очевидно, что вслед за кризисом наступает период стабилизации, но 
на новом уровне. Современному со стоянию русского общества свойственно 
риторическое мышление, в отличие от прежнего его состояния, для которого было 
характерно мышление художественно-поэтическое и научное. Риторическое мышление 
ориентировано на принятие оптимального в реальных условиях решения проблемы, 
относительно которой высказываются различные точки зрения. Для реализации 
риторического мышления требуется соответствующий языковой инструментарий. 
Достаточно обратить внимание на массовое стремление молодежи к получению 
риторических профессий – связанных с юридической, деловой, политической 
деятельностью. В ходе такой деятельности искусство слова, на котором и строятся 
такие профессии, становится искусством убедительной аргументации. Решительно 
меняется и образ эсте тики слова: прекрасное определяется совершенством 
реализации предметного замысла. Но главное, возникает острая проблема речевой 
этики публичной аргументации. Поэтому методология филологического исследования 
риторической прозы не может сводиться к изучению образной системы произведения, 
но предполагает анализ риторической аргументации как его содержательной основы, 
что, в свою очередь, выдвигает требование логико-семантического анализа и оценки 
произведения. 
 
6. Независимо от того, каковы взгляды и предпочтения организаторов системы 
образования, принудительная сила реальности современного российского общества 
диктует развитие риторического образования и риторики как образовательной 
дисциплины в старших классах общеобразовательной школы и в высших учебных 
заведениях. Дело не изменят даже эвфемистические замены слова «риторика» или 
симулирующие риторику дисциплины типа «культуры речи» или «психологии общения». 
Обществу необходимы разработка и преподавание нормативной теории публичной речи, 
которая исходит из национальной культурной традиции. Базой такой теории является 
дальнейшее развитие методов филологического анализа художественной риторической 
прозы как образцовой в дидактическом отношении и создание истории русской 
риторической прозы как направления в изучении истории русской литературы. 
 
Литература 
1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1930. 
2. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980. 
3. Рождественский Ю. В. Слово в нашей жизни // Вопросы лекционной 
пропаганды. Вып. 9. М., 1985. С. 6–21.