Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Студентам : Билеты


Вопросы к зачету по курсу “Введение в языкознание” для вечернего отделения. Лектор доц. к.ф.н. И.И. Богатырева
Автор
Dec 16, 2007, 04:41

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Вопросы к зачету по курсу “Введение в языкознание” для вечернего отделения. Лектор доц. к.ф.н. И.И. Богатырева

  1. Предмет и задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками.
  2. Структура языка и его системный характер. Основные уровни и единицы языка. Функции языковых единиц.
  3. Язык как семиотическая система. Типы языковых знаков, основные свойства языковых знаков. Место языка в ряду других семиотических систем.
  4. Языки животных и человека: их особенности и основные различия. Своеобразие языка как общественного явления.
  5. Языковые контакты. Пиджины и креольские языки. Языки межнационального общения. Искусственные языки.
  6. Основные функции языка.
  7. Соотношение языка и речи.
  8. Понятие синхронии и диахронии.
  9. Синтагматические и парадигматические отношения между языковыми единицами.
  10. Аспекты изучения звуков речи. Функции фонетических единиц. Соотношение звука и фонемы.
  11. Звук как акустическое явление. Основные понятия акустики.
  12. Акустическая классификация звуков речи.
  13. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.
  14. Система гласных в русском и изучаемом иностранном языке.
  15. Система согласных в русском и изучаемом иностранном языке.
  16. Понятие основной и дополнительной артикуляции, их виды.
  17. Типы чередований звуков в языке.
  18. Позиционные изменения звуков в потоке речи.
  19. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи.
  20. Фонетическое членение речи. Слог, такт, фраза. Энклиза и проклиза.
  21. Понятие сегментных и суперсегментных фонетических единиц. Интонация, типы интонаций, функции интонации.
  22. Ударение, разновидности ударения, его функции в языке. Редукция.
  23. Фонема и ее функции в языке. История выделения фонемы. Понятие гиперфонемы и архифонемы.
  24. Основные положения МФШ.
  25. Ленинградская фонологическая школа: особенности понимания фонемы, функции фонемы и варианта фонемы.
  26. Представление о фонеме в американской дескриптивной лингвистике. Понятие дистрибуции, виды дистрибуций.
  27. Основные фонологические понятия Пражской лингвистической школы.
  28. Понятие фонологической оппозиции. Виды оппозиций (Н.С.Трубецкой “Основы фонологии”).
  29. Исторические изменения звукового строя языка. Понятие фонетического закона.
  30. Понятие родства языков. Проблема праязыка и его реконструкции. Реконструкция внешняя и внутренняя. Принцип относительной хронологии.
  31. Становление в начале Х I Х в. сравнительно-исторического языкознания. Труды   Р.Раска, Ф.Боппа, Я.Гримма, А.Х.Востокова.
  32. Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX в.
  33. Младограмматики. Понятие аналогии, виды аналогий.
  34. Сравнительно-историческое языкознание в ХХ в.
  35. Понятие генеалогической классификации языков. Основные языковые семьи. Индоевропейская семья языков.


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх


© 2006       Rambler's Top100