Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего
профессионального образования; курс « Общее языкознание и история
лингвистических учений » включается в программы обучения по специальности
«Филология» (021700).
I. Общие установки курса
1.1. Цели курса
Цель курса состоит в ознакомлении студентов 4 курса, специализирующихся в
области частного русского языкознания, с историей развития и основными
достижениями и направлениями отечественной и зарубежной лингвистики в сфере
общего и частного языкознания с древних времен до наших дней. Важным
направлением курса является также развитие у студентов способности к
сознательному изучению и сопоставлению различных языковых фактов, формированию у
них лингвистических взглядов в отношении к научным школам, интереса к
историографическим исследованиям, формированию навыков реферирования научной
литературы, умения соотношения собственного исследования с проблематикой общего
языкознания.
1.2. Задачи курса
Представить историю языкознания в ее периодизации и систематизации
лингвистических идей и практических достижений. Ознакомить с трудами ведущих
представителей различных лингвистических школ и направлений. Научить
интерпретировать языковые факты с позиций теорий традиционного и современного
языкознания.
Ознакомить студентов с проблематикой общего языкознания (философские,
психологические, социальные, культурологические, семиотические, прагматические,
когнитивные вопросы, проблематика изучения единиц и уровней языковой структуры)
– в отношении к научным лингвистическим школам.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке студентов филологического
факультета
Изучение курса общего языкознания и истории лингвистических учений– одно из
условий подготовки специалистов-филологов с широким лингвистическим кругозором.
Знание основных вех и определяющих направлений в истории лингвистики углубляет
языковедческую подготовку студентов, развивает у них способность к сознательному
изучению языковых фактов. Очевидна связь курса «Общее языкознание и история
лингвистических учений» с курсом «Введение в языкознание», а также со
специальными курсами по изучению русского языка.
Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего
профессионального образования курс «Общее языкознание и история лингвистических
учений» включается в программы обучения по специальности «Филология» (021700).
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Курс завершается экзаменом (дифференцированным зачетом), на котором студент
должен показать знания:
- основных периодов в развитии лингвистики как науки;
- истории различных школ и направлений лингвистики, их основополагающих
принципов, методики исследования;
- трудов ведущих представителей лингвистических школ и направлений,
особенностей разработки ими основных вопросов теории языка, трактовки языковых
категорий;
- интерпретации фактов языка с позиций различных лингвистических теорий.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.1. Разделы курса
Программа состоит из четырех разделов. В первом разделе характеризуется
современное состояние общего языкознании на рубеже 20-21 веков. Второй раздел
знакомит с древними и средневековыми традициями в изучении языка, постановкой и
разработкой в рамках этих традиций проблем происхождения языка, взаимоотношения
слова и значения и др. Третий раздел посвящен направлениям языкознания в XIX в.:
сравнительно-историческому, натуралистическому, психологическому,
младограмматическому. В четвертом разделе рассматриваются школы и направления
языкознания в XX в. В каждом из разделов специально выявляется проблематика
общего языкознания.
2.2. Темы и краткое содержание курса
Темы |
Краткое содержание |
1 раздел
|
|
Общее языкознание на современном этапе. Постструктуралистский период
|
Соотношение внутренней и внешней лингвистики. Развитие исследований в сфере
психолингвистики, социолингвистики, теории коммуникации, прагматики,
когнитологии, лингвокультурологии. |
2 раздел |
|
1. Зарождение науки о языке |
Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского
языкознания. Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка
проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и
аномалии в языке, происхождении языка). Грамматическое учение Аристотеля.
Арабское языкознание. Китайское грамматическое учение
Философские вопросы языка – соотношение языка и мышления.
Зарождение письменности в различных культурных ареалах. |
2. Языкознание средних веков и эпохи Возрождения
|
Первые попытки установления родства языков и их исторического
изучения. Создание сравнительных словарей и каталогов известных языков.
Универсальная грамматика Пор-Рояля и ее роль в становлении общего
языкознания. Вопросы философии языка в трудах Ф.Бэкона, Р.Декарта, Д.Локка,
Г.Лейбница.
М.В.Ломоносов как основоположник лингвистической мысли в России. "Российская
грамматика" и "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке"
Ломоносова, их содержание.
Становление грамматической традиции в Европе. Выделение частей речи. Вопросы
создания искусственных языков. |
3 раздел |
|
1.Возникновение сравнительно-исторического языкознания |
Предпосылки возникновения сравнительно-исторического метода. Ф.Бопп,
Я.Гримм, Р.Раск – основоположники европейского сравнительно-исторического
языкознания. Характеристика их основных трудов, направления лингвистических
исследований. Сравнительно-историческое языкознание в России:
А.Х.Востоков, его работа «Рассуждение о славянском языке». Определение
места и роли старославянского языка в кругу славянских языков, установление ряда
фонетических соответствий славянских языков и их объяснение. Значение трудов
Востокова для русского славяноведения.
Проблематика сравнительно-исторического языкознания. Доказательства родства
языков. Внутренняя и внешняя реконструкция. Исторические законы. |
2.Лингвистическая концепция В.Гумбольдта |
Философские основы лингвистической концепции Гумбольдта. Основной труд
Гумбольдта «О языке кави на острове Ява» с теоретическим введением «О различии
строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого
рода». Учение Гумбольдта о сущности языка, его происхождении и развитии.
Проблема соотношения языка и мышления. Учение о внутренней форме языка.
Морфологическая классификация языков. Антиномии языка по Гумбольдту. Значение
трудов Гумбольдта для современного языкознания.
Становление типологических исследований. Понятие типа языка. |
3. Языкознание в России в 30-60-е гг. XIX в. |
Сравнительно-историческая проблематика в трудах И.И.Срезневского.
Работа ученого «Мысли об истории русского языка». Ф.И.Буслаев как
представитель логико-грамматического направления в русском языкознании. Значение
для русского языкознания работ Буслаева «О преподавании отечественного языка» и
«Опыт исторической грамматики русского языка». Лексикографическая деятельность
В.И.Даля.
Концепция слова в трудах российских ученых. |
4.Натуралистическое направление в языкознании.
Психологические концепции в языкознании
|
«Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков»
А.Шлейхера. Учение Шлейхера о природе и развитии языка. «Биологическая»
концепция языка. Понятие праязыка и теория родословного древа.
Психологическая трактовка сущности и процессов развития языка. Обоснование
тесных связей между языкознанием и психологией в трудах Г.Штейнталя.
Взаимодействие индивидуальной речи и индивидуального мышления как определяющий
момент концепции Штейнталя. Индивидуальная и коллективная (народная) психология
в трудах Штейнталя и В.Вундта.
Связь с проблематикой психолингвистики в настоящее время. |
5. Психологическое направление в русском языкознании |
А.А. Потебня как языковед-мыслитель. Философские основы
лингвистической концепции. «Мысль и язык», «Из записок по русской грамматике» –
основные труды Потебни. Потебня о связи языковой формы и речевого творчества с
формами мышления и познания мира. Учение о слове. Внутренняя форма слова. Слово,
предложение, части речи – формы языка, определяющие познавательную деятельность
коллектива. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка).
Соотносительность частей речи и членов предложения. Старое и новое в системе
языка и задачи языкознания. |
6. Младограмматическое направление в языкознании |
Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции
младограмматиков. Предисловие К.Бругмана и Г.Остгофа к первому тому
«Морфологических исследований» как манифест младограмматиков и «Принципы истории
языка» Г.Пауля как наиболее полное изложение их взглядов. Учение о фонетических
законах и аналогии как методологическая база изучения развития языка Тезис о
необходимости изучения живых языков и диалектов для познания законов развития
языка. Создание фонетики как самостоятельной научной дисциплины. Зарождение
семасиологии. |
7.Московская лингвистическая школа |
Ф.Ф.Фортунатов как создатель «формальной» школы языкознания. Рассмотрение
Фортунатовым языка как общественного явления, разграничение внешней и внутренней
истории языка. Грамматическая теория Фортунатова, базирующаяся на формальных
языковых признаках. Понимание формы в языке. Учение о формах отдельных слов как
предмет морфологии, учение о формах словосочетаний как предмет синтаксиса.
Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф.Ф.Фортунатова.
Лингвистические взгляды А.А.Шахматова и М.М.Покровского. |
8.Казанская лингвистическая школа |
Бодуэн де Куртенэ – основатель Казанской лингвистической школы и крупнейший
языковед. Основные принципы школы: строгое разграничение звукового и
графического планов языка, статики и динамики в языке, наблюдение над живыми
языками, учет данных диалектологии, признание равноправности всех языков как
объектов исследования, стремление к научным обобщениям.
Труды представителей Казанской школы: Н.В.Крушевского – в области общего
языкознания, В.А.Богородицкого – в области экспериментальной фонетики, русской и
сравнительной грамматики.
Современное состояние морфонологии: проблематика и перспективы.
|
4 раздел |
|
1. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра. Основные направления
структурализма |
"Курс общей лингвистики" и его значение для современного языкознания.
Основные положения теории Соссюра. Язык как замкнутая в себе система знаков. Три
аспекта языка: речевая деятельность, язык и речь. Учение о синхронии и
диахронии. Знаковый характер языка. Внешняя и внутренняя лингвистика. Учение
Соссюра как теоретическая база структурализма.
Пражская лингвистическая школа.
Глоссематика (копенгагенский структурализм).
Дескриптивная лингвистика. |
2.Отечественное языкознание советского периода. Языкознание на
современном этапе |
Традиции Московской и Казанской лингвистических школ в советском языкознании.
Лингвистические взгляды Л.В.Щербы. Теория синтаксиса и грамматических категорий
в трудах Д.Н.Ушакова, А.М.Пешковского, М.Н.Петерсона. Фонологическая концепция
московских лингвистов - П.С.Кузнецова, Р.И.Аванесова, А.А.Реформатского.
Яфетическая теория Н.Я.Марра. Типологическая концепция И.И.Мещанинова. Теория
грамматики и вопросы общего языкознания в трудах В.В.Виноградова.
Компьютерная лингвистика. Когнитивная лингвистика. Антропоцентричность
лингвистических исследований: человеческий фактор в языке и языкознании,
языковая личность. Лингвистическое прогнозирование.
|
Литература
Основная литература
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.
2. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по
истории лингвистики. М., 1975.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М., 1970.
4. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
5. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец
XIX- начало XX века). М., 1968.
6. Вахек Й. Лингвистический словарь пражской школы. – М., 1964.
7. Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и
извлечениях. Ч. 1- 2. М ., 1964-1965.
8. История лингвистических учений. Древний мир. Л., 1980.
9. История лингвистических учений. Позднее средневековье. Л.,
1991.
10. История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л.,
1986. История лингвистических учений. Средневековый Восток. Л., 1981.
11. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
12. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М., 1960.
13. Общее языкознание. Внутренняя структура языка / Под ред. Б.А.
Серебренникова. – М., 1972.
14. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. – М.,1990
15. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.
16. Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-ое. М., 1997.
17. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.
18. Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост.
Ф.М.Березин. М., 1973.
19. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. - М,
2003.
Дополнительная литература
1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. –
М., 1955.
2. Блумфилд Л. Язык. – М.,1968.
3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему
языкознанию. Т. 1- 2. М ., 1963.
4. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. М.,
1959.
5. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. – М.,
1993.
6. В. фон Гумбольдт . Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
7. Виноградов В.В. Избранные труды. – М., 1977.
8. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. – М., 1959.
9. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. – М., 1985.
10. Есперсен О. Философия грамматики. – М.,1958.
11. Курилович Е. Очерки по лингвистике. – М., 1962.
12. Ломоносов М.В. Труды по филологии // Полн. собр. соч. М.-Л.,
1952. Т. 7.
13. Марр Н.Я. Избранные работы. – Т.1–5. – М.Л., 1933–1937.
14. Мартине А. Основы общей лингвистики // Новое в лингвистике.
Вып. 3. – М., 1963.
15. Новое в лингвистике. – Вып. 1–7. – М., 1960–1975; послед.
выпуски под назв: Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 8–25. – М., 1978–1989:
16. НЛ–1 (1960): Метод глоттохронологии. Гипотеза Сепира–Уорфа.
Глоссематика.
17. НЛ–2 (1962): Проблема значения. Дихотомическая фонология.
Трансформационная грамматика.
18. НЛ–3 (1963): Типологическое изучение языков. Косериу Э.:
Синхрония, диахрония и история (Проблема языкового изменения). Мартине А.:
Основы общей лингвистики.
19. НЛ–4 (1965): Математические аспекты структуры языка.
Лингвистические направления. Доклады IX международного конгресса лингвистов.
20. НЛ–5 (1970): Языковые универсалии.
21. НЛ–6 (1972): Языковые контакты.
22. НЛ–7 (1975): Социолингвистика.
23. НЗЛ–8 (1978): Лингвистика текста.
24. НЗЛ–9 (1980): Лингвостилистика.
25. НЗЛ–10 (1981): Лингвистическая семантика.
26. НЗЛ–11 (1982): Современные синтаксические теории в
американской лингвистике.
27. НЗЛ–12 (1983): Прикладная лингвистика.
28. НЗЛ–13 (1982): Логика и лингвистика (Проблемы референции).
29. НЗЛ–14 (1983): Проблемы и методы лексикографии.
30. НЗЛ–15 (1985): Современная зарубежная русистика.
31. НЗЛ–16 (1985): Лингвистическая прагматика.
32. НЗЛ–17 (1986): Теория речевых актов.
33. НЗЛ–18 (1986): Логический анализ естественного языка.
34. НЗЛ–19 (1987): Проблемы современной тюркологии.
35. НЗЛ–20 (1988): Теория литературного языка в работах ученых
ЧССР.
36. НЗЛ–21 (1988): Новое в современной индоевропеистике.
37. НЗЛ–22 (1989): Языкознание в Китае.
38. НЗЛ–23 (1988): Когнитивные аспекты языка.
39. НЗЛ–24 (1989): Компьютерная лингвистика.
40. НЗЛ–25 (1989): Контрастивная лингвистика.
41. Пауль Г. Принципы истории языка. – М., 1960.
42. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.
43. Поливанов Е.Д. Избранные работы. Труды по восточному и общему
языкознанию. – М., 1991.
44. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. I-IV. М.,
1958-1969.
45. Потебня А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993.
46. Семиотика / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю.С.Степанова. – М.,
1983.
47. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.,
1993.
48. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. А.М.Сухотина. Ред.
Н.А.Слюсаревой. – М., 1998.
49. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию.
М., 1977.
50. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.,
1998.
51. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т.1–2. – М., 1956–1957.
52. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. Т. 1- 2. М ., 1956-1957.
53. Хомский Н. Язык и мышление. – М., 1972; переизд.:
Благовещенск, 1999 (вместе с др. работой Н.Хомского “Язык и проблемы знания”).
54. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
55. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.
56. Якобсон Р.О. Избранные работы. – М., 1985.