Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Специализации : Языковая политика


Языковое манипулирование: темы к зачету
Автор
May 22, 2008, 21:21

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Способы воздействия на сознание аудитории. Языковое воздействие и его виды.

Термины, определяющие различные виды языкового воздействия: риторика, манипулирование сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг, нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар.

Изучение языкового воздействия в научной литературе. Филологические, политологические, социологические и психологические работы.

Средства массовой информации: классификация. Новые виды СМИ и новые форматы взаимодействия с аудиторией. Событие и повестка дня. Инфоповод. Гражданская журналистика. Взаимовоздействие СМИ и гражданской журналистики.  

Массовая коммуникация. Массовая аудитория. Толпа, народ, масса. Воздействие на массовую аудиторию: теория конвергенции, рапространения, неожиданности, защиты.

Теоретические основы изучения языкового воздействия на сознание в истории языкознания: проблемы онтологии языка: исследования, посвященные соотношению языка и речи; исследования о восприятии языкового знака; исследования по проблеме языка и общества.

Стилистическое своеобразие языка СМИ.

Референция и композиция как фундаментальные основы языкового воздействия на сознание. Способы выявления манипулирования в текстах СМИ.

Способы языкового воздействия на сознание. Язык социально–психологического воздействия (манипуляционный язык) в текстах западной и российской массовой информации как   четкая структурированная система коммуникации, обладающая необходимым инструментарием на всех уровнях языка: от слога до текста.

Лексические способы языкового воздействия на сознание. Виды значения слова.

Лексико–семантическая вариативность (синонимия).   Эвфемизмы и дисфемизмы:   устойчивые изменения семантического поля слова.

Изменение ассоциативного поля слова.   Частота употребления слова как фактор модификации ассоциативного ряда. Н агнетание эмоционально маркированных эпитетов, повторов и т.д. Упрощение. Введение исторических параллелей через имена собственные. Прагматически нагруженные лексические группы . Овеществление. Интенционально скрытые смыслы. Абстрактные денотативно свободные слова.   Метафоры.   Штампы.   Мифы.   Введение эксперта.. Субъективная модальность. Опущение экспериенцера, пассивизация перформатива.

Синтаксические способы воздействия на сознание. Повтор.   Параллельные конструкции. Градация.

Логико-риторические приемы воздействия на сознание: Подмена аргумента. Перенос смыслового акцента. Структурно-композиционное строение дискурса.

Взаимосвязь вербального и невербального способов воздействия на сознание.

Количественные параметры структурно-композиционного строения масс-медиального дискурса: способы контент-анализа.

Медийная грамостность.

Возможные результаты языкового манипулирования: деструктивное воздействие на сознание, формирование асоциального поведения реципиента, пропаганда противозаконных действий, разрушение традиционной языковой картины мира в пределах определенной языковой культуры (современной России) и традиционной системы ценностей общества.


Наверх


   Rambler's Top100