Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Специализации : Общая филология и риторика


Варианты задания к зачету по курсу «Риторическая критика» (преподаватель к.ф.н. В.В.Смолененкова)
Автор
Dec 30, 2009, 01:47

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Важно:

- оформить работу по правилам оформления научных работ,

- приложить текст анализируемой речи или ссылку на этот текст в Интернете,

- указать в файле с анализом свой электронный адрес и, по возможности, свой мобильный телефон,

- все отклонения от темы необходимо согласовывать с преподавателем в индивидуальном порядке,

- текст подается в распечатанном виде преподавателю в руки, либо лаборанту кафедры с пометкой «зачетная работа по риторической критике для В.В.Смолененковой, либо присылается в электронном виде на valeria_s@rambler.ru. Выполненное задание необходимо представить преподавателю до 17 января 2010 года

N

Вариант задания

Обязательная литература к заданию

1.

Напишите критическое эссе в стиле неоклассического метода, проанализировав Пушкинскую речь И.С.Тургенева <можно найти в его собрании сочинений> или Ф.М.Достоевского. <очерк «Пушкин» - доступно в Интернете>

1. Gordon L . Thomas . Aaron Burr ’ s Farewell Address . // Foss , Sonja . Rhetorical Criticism : exploration & practice . Waveland Press, 1989. P. 81-92. < получали ксерокопию и анализировали в качестве домашнего задания>

2. Michael C.Leff and Gerald P.Mohrmann. Lincoln at Cooper   Union: a Rhetorical Analysis of the Text // Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.151-163. <книга представлена в кафедральной библиотеке>

2.

Напишите критическое эссе в стиле неоклассического метода, проанализировав предвыборную речь политика, победившего на последних выборах в вашем регионе. Прослеживается ли связь между выступлением кандидата и его победой?

3.

В течение недели наблюдайте за своей речевой практикой в университете. Постарайтесь выделить новый жанр и предложить его обоснование по процедуре жанрового описания. Или докажите, что какой-то из типов университетских речей может быть включен в определенный жанр (используйте процедуру жанрового включения).

Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . 196-202 <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о жанровой критике>

4.

Проанализируйте с точки зрения канонов инаугурационных речей последнюю инаугурационную речь Президента РФ (жанровый метод анализа).

1. Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . 196-202. <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о жанровой критике>

2. Тазмина А.Т. Проблемы современной американской президентской риторики. -Абакан: Изд-во Хакас.гос ун-та им.Н.Ф.Катанова, 2001. - 154с. <параграфы о инаугурационных речах>

5 .

Прочитайте ключевые работы по теории метафорной критики и напишите критическое эссе согласно предложенной в этих работах процедуре на тему «Метафоры, формирующие представление и отношение к жизни, в современной рекламе».

1. Osborn, Michael. Archetypal Metaphor in Rhetoric: The Light-Dark Family // Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.306-316. < книга представлена в кафедральной библиотеке >

2. Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , Р. 299-306 <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о метафорной критике>

6 .

Вспомните, какие нарративы являются ключевыми для российской истории. С какими текстами они связаны? Возьмите один из этих текстов и проанализируйте согласно процедуре нарративного метода. Напишите критическое эссе.

1. William F.Lewis. Telling America ’s Story: Narrative Form and the Reagan Presidency // Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.262-285. <книга представлена в кафедральной библиотеке>

2. Leroy G.Dorsey and Rachel M.Harlow. “We Want Americans Pure and Simple”: Theodore Roosevelt and the Myth of Americanis // Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.285-304. <книга представлена в кафедральной библиотеке>

3. Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . Р.333-341. <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о нарративной критике>

7 .

Посмотрите выпуски новостей за один день различных телевизионных каналов: российских и зарубежных. В чём разница подачи информации? В рамках каких мифов существуют эти телеканалы? В каких конкретно словах и грамматических формах мы находим контраст в подаче информации? Напишите сопоставительное исследование.

Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . Р.109-117. <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о фантазийно-тематической критике>

8 .

Как вы понимаете идеограф (идеологему) «русская идея»? Составьте список текстов (это могут быть художественные произведения, речи выдающихся русских общественных деятелей, конституции, может быть, художественные фильмы), в которых развивалось это понятие. Выберите один из текстов, оказавшихся в вашем списке, согласуйте его с преподавателем и напишите критическое эссе «Идеограф «русская идея» в …», раскрыв авторское понимание этого понятия.

1. John Louis Lucaites and Celeste Michelle Condit. Reconstructing : Culturetypal and Counter-Cultural Rhetorics in the Martyred Black Vision”// Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.467-486. < книга представлена в кафедральной библиотеке >

2. Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . Р.239-248. <книга представлена в кафедральной библиотеке>

9 .

Проанализируйте при помощи драматического метода Кеннета Бёрка речь П.А.Столыпина о морской обороне <доступно в Интернет>

1. Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . Р.383-391. <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о пентадической критике>

2. Kenneth Burke. The Rhetoric of Hitler’s Battle // Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.188-202. < книга представлена в кафедральной библиотеке >

3. David A.Ling. A Pentadic Analysis of Senator Edward Kennedy’s Address to the People of Massachusetts, July 25, 1969 // Foss Sonja. Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill. : Waveland Press, 2004. P.392-400. <получали ксерокопию в качестве домашнего задания>

10.

Проанализируйте при помощи драматического метода Кеннета Бёрка Приказ Верховного главнокомандующего И.В.Сталина от 1 мая 1944 года № 70 <текст можно найти в РГБ в отделе зарубежной русской литературы, издание Сталин И.В. Сочинения в 3т. т.2. - Stanford ( California ): The Hoover Institute on war , revolution and peace . Stanford University , 1967. –С.143-149. либо по запросу у преподавателя>

11.

Прочитайте речь архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева), произнесенную им перед воспитанниками Харьковской Духовной семинарии в 1883 году (доступно в Интернет). Составьте схему кластеров основных понятий. Попытайтесь проанализировать то, как вы выделяли ключевые слова. Напишите критическое эссе.

1. Foss Sonja Rhetorical Criticism : exploration & practice / [compiled by] Sonja K. Foss. Prospect Heights , Ill . : Waveland Press , 2004. xii , 459 p . Р.69-77. <книга представлена в кафедральной библиотеке, предыдущее издание имеется в фундаментальной библиотеке МГУ – там ищите главу о кластерной критике>

2. Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского В.В.Смолененковой  (та часть, где выстраивается схема ключевых понятий речи).

12.

Проанализируйте последнюю инаугурационную речь Президента РФ с точки зрения использования в ней понятия «народ» (доступна на сайте kremlin . ru ). Напишите критическое эссе.

Leff M. Dimensions of Temporality in Lincoln ’s Second Inaugural // Readings in Rhetorical Criticism. Ed.Carl R.Burgchardt. Strata Publishing, inc. 2005. P.564-569. < книга представлена в кафедральной библиотеке >

13.

Проанализируйте речь присяжного поверенного Ф.Н.   Плевако в защиту Прасковьи Качки с точки зрения эмоциональной аргументации (анализ речи через пафос). Почему Ф.Н.Плевако удалось склонить присяжных на свою сторону? <текст доступен в Интернет >

1. Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского В.В.Смолененковой

2. Обнинский П.Н. Обвинительная речь по делу Качки // Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) – М, 2006. - C.296-307.

14.

Проанализируйте новогоднее выступление Президента РФ (за любой год) с точки зрения композиции и системы общих мест, использованных оратором. К какому жанру речей относится данный тип обращений главы государства? Каковы цели выступления? Докажите свои суждения текстовым материалом (анализ речи через логос). <доступно на сайте kremlin.ru>

Анализ риторики Сталина В.В.Смолененковой

15.

Проанализируйте речь общественного или культурного деятеля при помощи схемы, разобранной во второй части курса. Выбирайте действительно содержательные речи (выбор текста необходимо согласовать с преподавателем).

1. Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского В.В.Смолененковой

2. Анализ риторики Сталина В.В.Смолененковой


Наверх


   Rambler's Top100