Чистый ум зрит вещи в их истинности, искусное слово
доносит до других это видение, а чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего
этого порицает сказавшего.Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. II. 97.
Предмет и задачи риторики
Риторика – филологическая
дисциплина, изучающая речевые отношения в обществе и обобщающая мастерство
целесообразного слова: “...всякая аргументация стремится к присоединению умов, и
тем самым, предполагает наличие интеллектуального контакта” (Pérélman Ch.,
Olbrechts-Tytéca L. La nouvelle rhéthorique. T. 1. P., 1958 p. 18).
Общественные задачи риторики
состоят: в исследовании речевых отношений,
которые составляют базис общества – управление, образование, хозяйственную
деятельность, безопасность, правопорядок; в создании норм публичной речи,
обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; в определении критериев оценки
публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать
ответственные должности; в воспитании ритора – достойного
гражданина, компетентного в речи.
Риторика совмещает в себе науку и
искусство: эффективная речь невозможна без понимания условий, в которых следует
использовать тот или иной словесный ход. Правильно подготовленная и прекрасно
произнесенная, но неуместная речь будет в лучшем случае бесполезной. Но и законы
речевых отношений действуют лишь там, где люди, которые участвуют в этих
отношениях, хорошо владеют словом.
Существует правило делового общения:
диалог по одному предмету в разных видах словесности обогащает информационную
ценность содержания речи (Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999.
С.337). Например, если вам предстоит реализовать какой-либо проект, нужно
провести беседы с лицами, поддержка которых может оказаться полезной,
представить в заинтересованные инстанции хорошо составленную документацию,
поместить в газетах материалы о вашем проекте, дать интервью на телевидении,
организовать ряд устных публичных выступлений, сделать презентацию и т.д. Все
эти словесные действия необходимо расположить в целесообразной
последовательности, продуманно распределяя содержание и форму высказываний по
различным информационным каналам и аудиториям.
Вы сможете осуществить ваш
проект только при условии, если сумеете найти способных, добросовестных и
инициативных сотрудников, добьетесь положительной оценки вашего проекта
компетентными лицами и сформируете благоприятное общественное мнение о нем таким
образом, что суждения компетентных лиц будут положительно влиять на общественное
мнение, а общественное мнение будет утверждать позицию ответственных лиц,
принимающих решения о вашем проекте.
Но даже если вы безошибочно
спланировали кампанию, располагаете достаточными средствами, имеете доступ к
массовой информации, но не в состоянии трезво оценить возможности человека по
его речи, не владеете искусством беседы, не умеете выступить с публичной речью,
не в силах сформулировать мысли в документе, не можете написать статью в газету
или боитесь вопросов журналиста, берущего у вас интервью, ваш проект скорее
всего не осуществится.
Применение знаний требует искусства,
а искусство слова – элоквенция, или красноречие – дар, которым обладают все
люди, хотя и в различной степени, и который каждый из нас способен обучением и
трудом развить его в себе до очень высоких пределов.
Главная цель риторики как учебного
предмета – развитие способности к слову. И если человек есть разумное словесное
существо, то, очевидно, ему следует позаботиться о приумножении этого таланта,
который дан не напрасно.
Изучение риторики предполагает (1)
освоение теории, (2) аналитическое чтение и разбор образцовых произведений, (3)
построение учебных речей, которые произносятся или читаются и обсуждаются в
классе, (4) реальную практику публичного слова, которая продолжается всю жизнь и
не всегда оказывается успешной, а потому требует критического осмысления самим
ритором.
Теория риторики представляет собой
обобщение ценного опыта. Образцовыми называются произведения великих мыслителей
и мастеров слова – проповедников, философов, государственных деятелей, юристов,
историков, педагогов, ученых, поэтов, – составляющие идейную культуру общества,
его духовное богатство. Эти произведения, понимание которых достигается
внимательным анализом, обучают и воспитывают.
Следование образцам не только
формирует умение быстро и правильно найти убедительный довод и совершенным
образом выразить мысль, но и вырабатывает литературный вкус. В то время как
стремление выразить мысль иначе, но не хуже создает литературный стиль. Практика
речи в условиях столкновения мнений и стилей оттачивает мысль и совершенствует
слог, в особенности если ритор владеет теорией, то есть знает, что, кому, когда,
при каких обстоятельствах, каким образом, с какой целью следует сказать и,
главное, о чем надлежит умолчать.
Существует ряд наиболее значимых в
социальном отношении областей деятельности, требующих профессионального владения
словом и соответствующей риторической подготовки.
Государственный деятель, чиновник
должны профессионально владеть в первую очередь документально-деловой речью и
техникой устного диалога – информационного, диалектического, дидактического,
состязательного (то есть такого, в котором по речи оцениваются подготовка и
потенциальные возможности различных людей), полемического, управляющего. Но если
чиновник среднего уровня может ограничиться этими видами речи, то для
государственного деятеля обязательными являются умение самостоятельно (а не
посредством референтов-спичрайтеров) строить высказывания во всех основных видах
публичной ораторской речи - политической, судебной, академической,
эпидейктической (показательной) – ритуальной (например, иннаугуративной),
апологетической, обличительной, так называемой кризисной, дидактической; он
должен владеть техникой публичной устной дискуссии и полемики, журнальной
публицистики, переписки.(Тазмина А. Т. Проблемы современной американской
президентскаой риторики. Абакан, 2001). Кроме того, государственный деятель
должен в совершенстве владеть риторической и юридической техникой
законодательного документа. Государственная деятельность предполагает работу со
словом в компетентной аудитории и, следовательно, развитую технику риторической
аргументации.
Профессия юриста является
риторической по традиции. Помимо обязательного искусства судебной обвинительной
и защитительной ораторики, юрист активно владеет всеми видами документально-деловой речи, устной беседой, информационным, диалектическим и
полемическим, совещательным и управляющим диалогом.
Педагог профессионально владеет
искусством беседы, дидактического, диалектического, информационного и
полемического диалога, академической ораторики и академической гомилетики
(продолженной обучающей речи, например, в курсе лекций), а также показательной
ораторской речью.
Проповедник помимо гомилетики в
собственном смысле, то есть проповеди владеет основными формами ораторики – в
особенности эпидейктической и совещательной, но особо значимыми для церковного
проповедника представляются искусство устной беседы, дидактический,
информационный, диалектический и полемический диалог и дидактическая гомилетика,
поскольку священник в наше время должен быть и профессиональным педагогом.
Немаловажной для современного проповедника является публицистика в
газетно-журнальных (очерк, интервью), телевизионных и книжных жанрах.
Предприниматель должен в первую
очередь владеть техникой документально-деловой речи, включая деловую и личную
переписку, и диалогом: устная беседа, информационный, диалектический,
дидактический, совещательный, состязательный, управляющий диалог составляют
основную деятельность предпринимателя. Из ораторских жанров для предпринимателя
наиболее важны показательная ритуальная, совещательная, а также, пожалуй,
судебная речь. Существенное значение имеют также телевизионные жанры, в
особенности интервью. Специфическая риторика предпринимателя строится на
выработке индивидуального стиля, который проявляется в облике руководителя,
непосредственно связанном с устной речью, и распространяется через нее на всю
деятельность организации, которую он возглавляет, – частные фирмы, организации
по своей сущности монархические, вдохновляются любовью к руководителю, духом
личной инициативы и корпоративной этики.
Политик и общественный деятель
должны владеть профессиональными знаниями и навыками ораторской речи, личной и
официальной переписки, устного диалога, публицистики, элементарными
представлениями о документально-деловой речи. По мере совершенствования
представительной власти и общественных организаций и повышения их компетентности
требования, предъявляемые к политику и общественному деятелю, будут, очевидно,
приближаться к требованиям, которые должны быть предъявлены к государственному
деятелю и чиновнику.
Для журналиста профессионально
обязательными являются все публицистические виды и жанры речи, но ведение устной
диалогической речи, особенно беседы и информационного диалога, а также техника
публичной публичной полемики представляются полезными для журналиста.
Кроме перечисленных основных
риторических профессий существует множество видов литературной деятельности,
требующих профессионального владения словом. Сюда относится, например, врачебное
искусство, философия и история не как научное знание, но как виды изящной
словесности, публицистика, литературная и другая художественная критика и др.,
которые будут рассмотрены в разделе о родах и видах словесности.
Современная риторика – наука о приемах создания новой информации
и об управлении речью в обществе
Создание новой информации означает не выражение личного мнения, но
компетентное и продуктивное решение значимой проблемы; управление посредством
слова означает не обман, словесное насилие, но убеждение в правильности и
продуктивности предложенных решений. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали,
или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с
возможностью принять различные решения (Немезий Эмесский. О природе человека.
М., “Канон”, 1998. С. 128, 131–132). Обладая свободой воли и разумом, мы
отвечаем за свои поступки, которые следует предварительно обдумать и обсудить,
чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений.
Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем
друг друга посредством доводов, которые выражаются словом: Риторика изучает те
словесные формы и приемы убеждения, которые позволяют нам разумно оценить
аргументацию и сознательно выработать обоснованную позицию.
Речевое общение осуществляется в определенных формах, которые отложились в
ходе развития культуры. Культура представляет собой систему норм (лат. norma –
руководство, правило, закон от глагола nosco – познавать, изучать, признавать) и
образцов, на основе которых осуществляется текущая деятельность. Норма
предполагает класс произведений, объединенных целью речи и особенностями
строения. Такие классы произведений, объединенных общими условиями коммуникации
и принципами построения, называются родами и видами словесности. Во всем
многообразии родов и видов произведений словесности риторика изучает
определенный аспект словесного творчества – аргументацию.
Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными
разрядами словесных произведений – только ораторской речью, проповедью,
публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу
произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в
философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые
произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики
состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но
средство.
Большинство наук о слове, как грамматика, лексикология, стилистика, история
языка, теория литературы, ограничивают свой предмет фактами языка – они
исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики – произведение слова,
которое еще не создано, но которое предстоит создать.
Риторика включает два основных раздела: общую риторику как учение о выработке
и словесной реализации замысла в виде целесообразного высказывания и частную
риторику как учение о речевых отношениях в обществе и об управлении речью. Общая
риторика содержит (1) учение о риторе; (2) учение об аргументации, то есть об
отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает
решение об их приемлемости; (3) учение о риторическом построении, то есть о
создании произведения слова. В учебном изложении риторическое построение
обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы
не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения.
Риторическое построение представляет собой учение о так называемом
“внутреннем слове”. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла
(семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного
воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к
получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на
изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).
Частная риторика содержит учение о построении высказываний в конкретных родах
и видах словесности. В частной риторике рассматриваются основные виды слова.
Главная цель риторики практическая – речевая компетентность: выработка
индивидуального стиля на основе умения строить завершенные устные и письменные
высказывания на определенную тему в определенной жанрово-стилистической форме,
что и составляет основу искусства целесообразного слова.
Речевая компетентность складывается на основе владения устной публичной
монологической речью – показательной, политической, судебной, гомилетической;
таких форм письменной речи, как письмо, документ, публицистика, философская,
историческая (повествовательная) проза; а также устной диалогической речи –
информационного, диалектического, совещательного диалога. Перечисленные виды
речи традиционно входят в разряд изящной словесности: для них характерно
сочетание аргументативно-логического и эстетического критериев оценки
произведения. Классики мировой и русской риторической прозы создавали свои
произведения в упомянутых видах и жанрах слова. Искусство слова – самое нужное,
но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного
труда и основательной подготовки.
Но у риторики есть и образовательная цель, быть может, не менее важная.
Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком,
без систематического образования – знания богословия, истории, философии, права,
художественной литературы. В противном случае искусство слова становится
пустословием.
Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного
языка – инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует
постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к
толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы
школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены
достаточным образом.
Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (1)
понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; (2) читать и понимать
классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения
и замысел его автора; (3) упражняться в построении различного рода устных и
письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со
словом; (4) говорить и писать публично.