Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Библиотека : Публикации сотрудников кафедры : А.А.Волков


"Достойный муж, готовый к речи"
Автор А.А. Волков
Oct 22, 2006, 12:58

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Чистый ум зрит вещи в их истинности, искусное слово доносит до других это видение, а чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего этого порицает сказавшего.Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. II. 97.

Предмет и задачи риторики


Риторика – филологическая дисциплина, изучающая речевые отношения в обществе и обобщающая мастерство целесообразного слова: “...всякая аргументация стремится к присоединению умов, и тем самым, предполагает наличие интеллектуального контакта” (Pérélman Ch., Olbrechts-Tytéca L. La nouvelle rhéthorique. T. 1. P., 1958 p. 18).


Общественные задачи риторики состоят: в исследовании речевых отношений, которые составляют базис общества – управление, образование, хозяйственную деятельность, безопасность, правопорядок; в создании норм публичной речи, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности; в воспитании ритора – достойного гражданина, компетентного в речи.


Риторика совмещает в себе науку и искусство: эффективная речь невозможна без понимания условий, в которых следует использовать тот или иной словесный ход. Правильно подготовленная и прекрасно произнесенная, но неуместная речь будет в лучшем случае бесполезной. Но и законы речевых отношений действуют лишь там, где люди, которые участвуют в этих отношениях, хорошо владеют словом.


Существует правило делового общения: диалог по одному предмету в разных видах словесности обогащает информационную ценность содержания речи (Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. С.337). Например, если вам предстоит реализовать какой-либо проект, нужно провести беседы с лицами, поддержка которых может оказаться полезной, представить в заинтересованные инстанции хорошо составленную документацию, поместить в газетах материалы о вашем проекте, дать интервью на телевидении, организовать ряд устных публичных выступлений, сделать презентацию и т.д. Все эти словесные действия необходимо расположить в целесообразной последовательности, продуманно распределяя содержание и форму высказываний по различным информационным каналам и аудиториям.

Вы сможете осуществить ваш проект только при условии, если сумеете найти способных, добросовестных и инициативных сотрудников, добьетесь положительной оценки вашего проекта компетентными лицами и сформируете благоприятное общественное мнение о нем таким образом, что суждения компетентных лиц будут положительно влиять на общественное мнение, а общественное мнение будет утверждать позицию ответственных лиц, принимающих решения о вашем проекте.


Но даже если вы безошибочно спланировали кампанию, располагаете достаточными средствами, имеете доступ к массовой информации, но не в состоянии трезво оценить возможности человека по его речи, не владеете искусством беседы, не умеете выступить с публичной речью, не в силах сформулировать мысли в документе, не можете написать статью в газету или боитесь вопросов журналиста, берущего у вас интервью, ваш проект скорее всего не осуществится.


Применение знаний требует искусства, а искусство слова – элоквенция, или красноречие – дар, которым обладают все люди, хотя и в различной степени, и который каждый из нас способен обучением и трудом развить его в себе до очень высоких пределов.

Главная цель риторики как учебного предмета – развитие способности к слову. И если человек есть разумное словесное существо, то, очевидно, ему следует позаботиться о приумножении этого таланта, который дан не напрасно.


Изучение риторики предполагает (1) освоение теории, (2) аналитическое чтение и разбор образцовых произведений, (3) построение учебных речей, которые произносятся или читаются и обсуждаются в классе, (4) реальную практику публичного слова, которая продолжается всю жизнь и не всегда оказывается успешной, а потому требует критического осмысления самим ритором.

Теория риторики представляет собой обобщение ценного опыта. Образцовыми называются произведения великих мыслителей и мастеров слова – проповедников, философов, государственных деятелей, юристов, историков, педагогов, ученых, поэтов, – составляющие идейную культуру общества, его духовное богатство. Эти произведения, понимание которых достигается внимательным анализом, обучают и воспитывают.


Следование образцам не только формирует умение быстро и правильно найти убедительный довод и совершенным образом выразить мысль, но и вырабатывает литературный вкус. В то время как стремление выразить мысль иначе, но не хуже создает литературный стиль. Практика речи в условиях столкновения мнений и стилей оттачивает мысль и совершенствует слог, в особенности если ритор владеет теорией, то есть знает, что, кому, когда, при каких обстоятельствах, каким образом, с какой целью следует сказать и, главное, о чем надлежит умолчать.


Существует ряд наиболее значимых в социальном отношении областей деятельности, требующих профессионального владения словом и соответствующей риторической подготовки.

Государственный деятель, чиновник должны профессионально владеть в первую очередь документально-деловой речью и техникой устного диалога – информационного, диалектического, дидактического, состязательного (то есть такого, в котором по речи оцениваются подготовка и потенциальные возможности различных людей), полемического, управляющего. Но если чиновник среднего уровня может ограничиться этими видами речи, то для государственного деятеля обязательными являются умение самостоятельно (а не посредством референтов-спичрайтеров) строить высказывания во всех основных видах публичной ораторской речи - политической, судебной, академической, эпидейктической (показательной) – ритуальной (например, иннаугуративной), апологетической, обличительной, так называемой кризисной, дидактической; он должен владеть техникой публичной устной дискуссии и полемики, журнальной публицистики, переписки.(Тазмина А. Т. Проблемы современной американской президентскаой риторики. Абакан, 2001). Кроме того, государственный деятель должен в совершенстве владеть риторической и юридической техникой законодательного документа. Государственная деятельность предполагает работу со словом в компетентной аудитории и, следовательно, развитую технику риторической аргументации.


Профессия юриста является риторической по традиции. Помимо обязательного искусства судебной обвинительной и защитительной ораторики, юрист активно владеет всеми видами документально-деловой речи, устной беседой, информационным, диалектическим и полемическим, совещательным и управляющим диалогом.


Педагог профессионально владеет искусством беседы, дидактического, диалектического, информационного и полемического диалога, академической ораторики и академической гомилетики (продолженной обучающей речи, например, в курсе лекций), а также показательной ораторской речью.


Проповедник помимо гомилетики в собственном смысле, то есть проповеди владеет основными формами ораторики – в особенности эпидейктической и совещательной, но особо значимыми для церковного проповедника представляются искусство устной беседы, дидактический, информационный, диалектический и полемический диалог и дидактическая гомилетика, поскольку священник в наше время должен быть и профессиональным педагогом. Немаловажной для современного проповедника является публицистика в газетно-журнальных (очерк, интервью), телевизионных и книжных жанрах.


Предприниматель должен в первую очередь владеть техникой документально-деловой речи, включая деловую и личную переписку, и диалогом: устная беседа, информационный, диалектический, дидактический, совещательный, состязательный, управляющий диалог составляют основную деятельность предпринимателя. Из ораторских жанров для предпринимателя наиболее важны показательная ритуальная, совещательная, а также, пожалуй, судебная речь. Существенное значение имеют также телевизионные жанры, в особенности интервью. Специфическая риторика предпринимателя строится на выработке индивидуального стиля, который проявляется в облике руководителя, непосредственно связанном с устной речью, и распространяется через нее на всю деятельность организации, которую он возглавляет, – частные фирмы, организации по своей сущности монархические, вдохновляются любовью к руководителю, духом личной инициативы и корпоративной этики.


Политик и общественный деятель должны владеть профессиональными знаниями и навыками ораторской речи, личной и официальной переписки, устного диалога, публицистики, элементарными представлениями о документально-деловой речи. По мере совершенствования представительной власти и общественных организаций и повышения их компетентности требования, предъявляемые к политику и общественному деятелю, будут, очевидно, приближаться к требованиям, которые должны быть предъявлены к государственному деятелю и чиновнику.

Для журналиста профессионально обязательными являются все публицистические виды и жанры речи, но ведение устной диалогической речи, особенно беседы и информационного диалога, а также техника публичной публичной полемики представляются полезными для журналиста.


Кроме перечисленных основных риторических профессий существует множество видов литературной деятельности, требующих профессионального владения словом. Сюда относится, например, врачебное искусство, философия и история не как научное знание, но как виды изящной словесности, публицистика, литературная и другая художественная критика и др., которые будут рассмотрены в разделе о родах и видах словесности.

Современная риторика – наука о приемах создания новой информации и об управлении речью в обществе

Создание новой информации означает не выражение личного мнения, но компетентное и продуктивное решение значимой проблемы; управление посредством слова означает не обман, словесное насилие, но убеждение в правильности и продуктивности предложенных решений. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные решения (Немезий Эмесский. О природе человека. М., “Канон”, 1998. С. 128, 131–132). Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые следует предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом: Риторика изучает те словесные формы и приемы убеждения, которые позволяют нам разумно оценить аргументацию и сознательно выработать обоснованную позицию.

Речевое общение осуществляется в определенных формах, которые отложились в ходе развития культуры. Культура представляет собой систему норм (лат. norma – руководство, правило, закон от глагола nosco – познавать, изучать, признавать) и образцов, на основе которых осуществляется текущая деятельность. Норма предполагает класс произведений, объединенных целью речи и особенностями строения. Такие классы произведений, объединенных общими условиями коммуникации и принципами построения, называются родами и видами словесности. Во всем многообразии родов и видов произведений словесности риторика изучает определенный аспект словесного творчества – аргументацию.

Было бы неправильным ограничить предмет риторики какими-либо конкретными разрядами словесных произведений – только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией, хотя риторика изучает по преимуществу произведения именно такого рода. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не самодовлеющая цель, но средство.

Большинство наук о слове, как грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы, ограничивают свой предмет фактами языка – они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики – произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать.

Риторика включает два основных раздела: общую риторику как учение о выработке и словесной реализации замысла в виде целесообразного высказывания и частную риторику как учение о речевых отношениях в обществе и об управлении речью. Общая риторика содержит (1) учение о риторе; (2) учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; (3) учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. В учебном изложении риторическое построение обыкновенно поглощает учение о риторе и теорию аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоемкий процесс обучения.

Риторическое построение представляет собой учение о так называемом “внутреннем слове”. Высказывание рассматривается на уровне общего замысла (семантики), на уровне словесной конструкции (синтактики) и на уровне словесного воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к получателю речи), что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию).

Частная риторика содержит учение о построении высказываний в конкретных родах и видах словесности. В частной риторике рассматриваются основные виды слова.

Главная цель риторики практическая – речевая компетентность: выработка индивидуального стиля на основе умения строить завершенные устные и письменные высказывания на определенную тему в определенной жанрово-стилистической форме, что и составляет основу искусства целесообразного слова.

Речевая компетентность складывается на основе владения устной публичной монологической речью – показательной, политической, судебной, гомилетической; таких форм письменной речи, как письмо, документ, публицистика, философская, историческая (повествовательная) проза; а также устной диалогической речи – информационного, диалектического, совещательного диалога. Перечисленные виды речи традиционно входят в разряд изящной словесности: для них характерно сочетание аргументативно-логического и эстетического критериев оценки произведения. Классики мировой и русской риторической прозы создавали свои произведения в упомянутых видах и жанрах слова. Искусство слова – самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

Но у риторики есть и образовательная цель, быть может, не менее важная. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования – знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием.

Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка – инструмента аргументации. Поэтому в ходе изучения риторики следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом.

Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; (2) читать и понимать классические произведения, развить в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора; (3) упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; (4) говорить и писать публично.


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх


© 2006       Rambler's Top100