Цель риторического высказывания - решение проблемы, значимой для аудитории.
Ритор не выдумывает проблемы, но решает реальные задачи. Чтобы принятое решение
было правильным и действенным, вносимые ритором предложения должны быть
обоснованы, поняты, оценены и сознательно приняты аудиторией, а не навязаны ей.
Поэтому положения, которые содержатся в риторическом высказывании, подлежат
обсуждению. "Мы совещаемся, - указывает Аристотель, - относительно того, что,
по-видимому, допускает возможность двоякого решения, потому что никто не
совещается относительно тех вещей, которые не могут, не могли и в будущем не
смогут быть иными, раз мы их понимаем как таковые, - не совещаемся потому, что
это ни к чему не ведет".
Проблемная ситуация, с анализа которой начинается изобретение, включает: (1)
аудиторию; (2) проблему и предмет речи, которые подлежат обсуждению; (3) самого
ритора с его знаниями, способностями, опытом и риторической подготовкой.
АУДИТОРИЯ
Аудитория - совокупность лиц, к которым обращается ритор. Аудитория
представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе
общих взглядов, задач, целей или интересов. Аудитория развивается и изменяет
свое состояние в ходе общения. Обсуждение проблем создает различие мнений и
точек зрения, выделяя тем самым группировки людей, придерживающихся той или иной
позиции.
Объем аудитории
В зависимости от объема и речевой фактуры (устной,
письменной, печатной, электронной, компьютерных сетей) аудитории подразделяются
на сосредоточенные (ораторские) и рассредоточенные аудитории письменной,
печатной речи и массовой информации).
Сосредоточенные аудитории подразделяются на малые, средние и большие.
К малым относятся аудитории, в которых возможен непосредственный диалог.
Особенности работы в малых аудиториях состоят в том, что каждый участник общения
легко включается в речь. Поэтому малые аудитории используются для продолженной
речи - обучения, собеседований, совещаний. Конкретные решения принимаются
обыкновенно в малых аудиториях. Работа с малой аудиторией требует от ритора
значительных усилий и хорошей общей подготовки, поскольку диалогическая речь
предполагает импровизацию.
К средним относятся аудитории, в которых ритор может использовать ораторский
речевой регистр, создающий границу между ним и слушающими. Для ритора-оратора
средняя аудитория наиболее благоприятна, потому что легко обозрима, не требует
максимального использования ресурсов голоса и тем самым допускает маневр темпом
и громкостью речи, интонацией, взглядом и жестом.
Непосредственный диалог в
средних аудиториях затруднен, поэтому для организации диалогической речи они
членятся на группы по несколько человек.
Средние аудитории, как и малые, предпочтительны как для продолженных видов
речи - преподавания, проповеди, политической пропаганды, в которых сочетаются
монолог и диалог, так и для оратории, то есть однократной неповторяющейся речи.
Публичные выступления в средних аудиториях предполагают конкретную
подготовку.
К большим относятся аудитории до нескольких сот и даже тысяч человек. Верхний
предел больших аудиторий определяется обозримостью и досягаемостью голоса или
усилителей звука при непосредственном контакте говорящего с публикой.
Возможности ораторской речи в больших аудиториях ограничены, поскольку
сильное напряжение голоса, как и использование электронной аппаратуры, стесняет
маневр громкостью звука, темпом речи и интонацией, а видно ритора плохо.
Диалогическая речь и сложная аргументация в больших аудиториях невозможны.
Большие аудитории слабо организованы и подвержены коллективной эмоции.
Поэтому выступление перед ними требует в основном личной энергии, мощного голоса
и умения сообщить в простой образной форме то, что публике хорошо известно и по
поводу чего она готова выразить всеобщее мнение возгласами одобрения или
порицания.
Рассредоточенная аудитория представляет собой среду общения, которая
образуется в основном средствами печатной речи или радиотелевизионной передачи
информации. Для таких аудиторий характерны получение сообщений поодиночке или
малыми группами и иерархическая организация, создаваемая различными видами
устной и письменной речи.
Работа с рассредоточенными аудиториями предполагает специальную сеть речевых
отношений и разделение труда речедеятелей: для книгоиздания нужны автор,
издатель, книготорговец, распространители и т. д. Кроме того, использование
письменной и печатной речи возможно только в специально подготовленной и
обученной читательской среде.
Письменная и печатная речь всегда сопряжены с устной, а качества самой по
себе устной публичной речи в условиях письменного общения изменяются, так как
возникает необходимость в ее периодическом продолжении. Видами такой устной
речи, вводящей письменные произведения, являются педагогическая речь, проповедь,
различные виды устной пропаганды.
Поэтому ритор, которому приходится работать с рассредоточенной аудиторией, а
следовательно, сочинять статьи, брошюры или книги, должен учитывать степень ее
подготовленности и обученности. И вместе с тем писатель и журналист должны уметь
читать публичные лекции, вести занятия, беседы, дискуссии.
Массовая аудитория представляет собой многомиллионную слабо организованную и
неустойчивую среду общения, которая создается системой средств массовой
информации. Границы массовой аудитории подвижны и могут совпадать с ареалом
распространения национального, межнационального или мирового языка. Современная
массовая аудитория расширяется в мировых масштабах и становится глобальной; при
этом обнаруживается явная тенденция ее превращения в англоязычную с
использованием других языков в качестве своеобразных переводных эквивалентов
английского.
Массовая аудитория охватывается информационными источниками разных уровней от
глобальных в виде международных телерадиовещательных корпораций и информационных
сетей (Интернет) до региональных и локальных в виде национальных и местных
телекомпаний, газет, информационных сетей, рекламных агентств и т.п.
Однородность и разнородность аудитории
Однородными являются аудитории, объединенные на основе общности
мировоззрения; такая общность может быть конфессиональной, политической,
профессиональной и т. п. Мировоззренческая общность аудитории предполагает
обращение к значимым для нее идеям и ценностям, с которыми связывается
содержание речи. Например, при обращении к ученым или студентам естественно
будет связать тему речи с наукой, а при обращении к юристам - с правом.
Разнородными являются аудитории, объединенные на основе интересов или
общности проблем. Для разнородных аудиторий характерны отсутствие единого
мировоззрения и плюрализм подходов к предлагаемым решениям. Общие ценности таких
аудиторий могут быть сведены к взаимной корректности поведения и терпимости, а
также к признанию прагматических, материальных интересов как универсальных.
Преимущество однородной аудитории состоит в том, что ее реакция на
аргументацию предсказуема, а недостаток - в том, что убеждения и интересы
аудитории могут расходиться с убеждениями ритора, и его аргументация будет
восприниматься негативно и отторгаться.
Конвенциональность аудитории
Конвенциональными являются аудитории, объединенные техническими правилами
речи, которые рассматриваются как обязательные или даже универсальные. К
конвенциональным аудиториям относится, например, судебная коллегия: существуют
нормы доказательства и опровержения, на основе которых суд принимает решения,
поэтому критика речи в суде исходит из общепринятых представлений о том, что
доказано или доказуемо.
Следует отметить, что юристы или ученые, в особенности естествоиспытатели,
бывают склонны рассматривать такие конвенциональные нормы юридической или
научной аргументации как универсальные и общеобязательные, что существенно
осложняет задачи ритора.
РИТОР
Ритором называют человека, профессиональная деятельность которого состоит в
создании публичных высказываний. Ритором является проповедник, философ, судебный
оратор (обвинитель, защитник, судья), политический или общественный деятель,
преподаватель, литератор-публицист.
Поскольку ритор постоянно выступает перед аудиторией и стремится быть
влиятельным, в обществе складывается суждение о риторе, которое основано на
содержании и форме его публичных произведений, мировоззрении, профессиональной
подготовке и компетенции, общественной позиции и взглядах, характере поведения и
внешнем облике, семейных и деловых связях, отношении к другим риторам. Это
мнение о риторе формируется по мере его включения в общественную деятельность и,
установившись, определяет оценку обществом любого выступления, предложения или
поступка ритора. Начиная с некоторого момента общественной карьеры, изменить
общественное мнение о риторе практически невозможно, тем более, что сам ритор
постепенно срастается с собственным образом и оказывается не в состоянии
высказаться или поступить вопреки ему.
Образ конкретного ритора складывается в аудитории на основе собственной
деятельности ритора, ее публичных оценок, сравнения речевых действий различных
лиц, но, что самое важное, - на основе общего идеального образа ритора, который
сформировался в ходе развития культуры общества.
Это значит, что действия ритора должны соответствовать, в первую очередь,
представлению общества о том, каким следует быть, по выражению Квинтилиана,
"достойному мужу, готовому к речи".
Нормативный образ ритора предстает в различных вариантах: одно дело образ
проповедника и духовного наставника, как, например, святителей Филарета
Дроздова, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, святого праведного отца
Иоанна Кронштадского; иное дело образ главы государства, как царей Ивана
Грозного, Алексея Михайловича, Петра Великого, Екатерины II, или государственных
деятелей, как А.М.Горчакова, П.А.Столыпина; иное дело образ ученого -
М.В.Ломоносова, Н.И.Пирогова, Д.И.Менделеева, И.П.Павлова. Различаясь характером
деятельности, общественным положением, содержанием произведений, все эти деятели
обладают, однако, общими чертами, которые делают их выразителями общественного
идеала ритора, свойственного русской культуре.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА РИТОРА
Образ ритора отражает основные свойства
риторической аргументации, которые обозначаются в риторике терминами пафос,
логос, этос.
Пафос
Пафосом называется "намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить
перед получателем определенную и интересующую его тему"( Рождественский Ю.В. Там
же. С.69). Содержание пафоса - мысль-воление, направленная на принятие решения и
действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря которой становится
возможным решение и целесообразное действие.
Повышающим является пафос, который развивает в сообществе свойства
соборности; понижающим является пафос, который развивает в сообществе свойства
сборища. Понятно, что повышающий пафос стремится предложить решение проблемы и
обосновать его с позиций духовной нравственности, а понижающий - с позиций
материального интереса.
Создать повышающий пафос значительно труднее, чем понижающий. Во-первых,
собственная выгода более популярна, чем общее духовное благо, а практический
интерес привлекательнее, чем нравственный долг (исполнение которого сопряжено со
многими неприятностями). Во-вторых, ритор, который создает повышающий пафос,
предлагает идеи, осуществимость и реальная польза которых далеко не очевидны
аудитории.
Правила пафоса:
пафос является основой замысла;
без пафоса невозможны решения и действия;
следует избегать понижающего пафоса;
ритор не должен создавать искусственный пафос, не соответствующий замыслу и
предмету речи;
пафос речи связан с эмоциями, которые могут возникнуть в аудитории, поэтому
ритор должен предвидеть эмоции, которые его слово может создать в аудитории;
ритор должен контролировать собственные речевые эмоции;
слишком сильный и неуместный пафос компрометирует ритора.
Логос
Логосом называются словесные средства, которые используются ритором в
аргументации выдвинутых предложений. Логос порождается пафосом и предстает как
аргументация - система целесообразных средств выражения замысла речи и его
обоснования в форме, приемлемой и убедительной для аудитории.
Строение
аргументации основано на общепринятых моделях и правилах, которые позволяют
представить замысел в форме, приемлемой для аудитории, то есть объединить мысли
ритора и аудитории, достичь согласия аудитории с доводами и ее присоединения к
предложениям ритора.
Аргументация может быть рассмотрена с точки зрения
характера и состояния проблемы, задач и техники убеждения, с точки зрения
состояния и динамики аудитории.
С точки зрения состояния проблемы
аргументация подразделяется на эпидейктическую (показательную), судебную
(судительную) и совещательную. Это разделение видов аргументации основано на
отношении предмета речи ко времени и на последовательности решения
проблемы.
Предметом совещательной речи является будущее, так как мы
совещаемся о том, что возможно и в качестве возможного желательно или
нежелательно. Но возможность и желательность предполагаемой ситуации
определяются наличием подобных фактов в прошлом и их оценкой. Следовательно,
прогнозировать будущие события как результат решения мы можем, только опираясь
на опыт прошлого.
Предметом судебной (точнее ее назвать судительной) речи
является прошлое. Она сложилась как судебная именно потому, что о том или ином
деянии выносится суждение как о факте, а судить, то есть оценить как хороший или
дурной можно только свободный поступок. Но такой поступок мы можем оценить как
хороший или плохой, правильный или неправильный, лишь если мы согласны в том,
что есть добро и зло, что правильно и что неправильно.
Предметом
эпидейктической, или показательной, речи и являются ценности и нормы. Но
поскольку в судительной и совещательной речи мы говорим о прошлом, настоящем и
будущем, то понятно, что эти ценности и нормы должны оставаться равными себе в
прошлом, настоящем и будущем, иными словами, рассматриваться вне времени и вне
конкретных обстоятельств, при которых принимаются решения. Стало быть,
обосновать эти нормы и ценности можно только как бывшие всегда и будущие всегда,
то есть пребывающие во век.
Итак, совещательная, судительная и
показательная речь образуют цепь, в которой показательная речь выступает в
качестве ключевого звена: если нет согласия о ценностях и нормах, становятся
невозможными оценки прошлого и решения о будущем. Из этого не следует, что
всякое высказывание будет либо показательным, либо судительным, либо
совещательным: в зависимости от состояния проблемы, уровня однородности
аудитории, степени ее предметной подготовки эти три вида аргументации могут в
различных пропорциях соотноситься между собой в любом
высказывании.
Вместе с тем очевидно, что речь в суде или речь историка
будет судительной, речь проповедника или философа - показательной, речь политика
или руководителя предприятия - совещательной.
С точки зрения техники и
задач убеждения аргументацию можно подразделить на научную, диалектическую,
учительную, эристическую и софистическую.
Задача научной аргументации
состоит в установлении истины как достоверного знания в конкретных науках. В
зависимости от типа науки и конкретной задачи научного исследования такая
аргументация может иметь или строго доказательный (аподиктический), или
гипотетический характер. Но в любом случае научная аргументация требует
обсуждения и соответствующей оценки идей с позиций научной методологии степени
достоверности научного вывода.
Задача учительной аргументации состоит в
таком обосновании принятых и установленных (церковью, обществом, наукой)
положений или знаний, которое обеспечивает их понимание, усвоение и
использование учащимся. Учительная аргументация основана на принципе доверия
учащегося к учащему и на приемах и способах обоснования положений, которые
исходят из состояния души и умственных возможностей учащегося. Цель учительной
аргументации - обучение и воспитание.
Задача диалектической аргументации
состоит в обосновании положений, относительно правдоподобия или правильности
которых существуют различные точки зрения, и в решении проблемы, относительно
которой "ни одна из сторон не имеет определенного мнения" (Аристотель. Топика.
Соч. Т. 2. С.358-362.) Диалектическая аргументация связана с ценностями, целями
и интересами отдельной личности или общественной группы и применяется в основном
в тех сферах, где действует свобода воли и где требуется принять правильное или
наилучшее решение. Цель диалектической аргументации - убеждение и достижение
согласия. Поэтому обсуждение богословских, философских, правовых, технических,
хозяйственных и иных вопросов связано с диалектическими доводами.
Задача
эристической аргументации - достижение победы в споре независимо от того,
приведет такой спор (полемика) к изменению взглядов оппонента или нет.
Эристическая аргументация рассчитана не столько на переубеждение оппонента,
сколько на убеждение тех, кто присутствует при споре, и за чье присоединение к
своей позиции борются полемические противники. Эристическая аргументация состоит
в защите принятых положений или в опровержении положений, противоположных
принятым, всеми уместными и этически приемлемыми средствами убеждения.
Показательным признаком аргументации является использование различных форм так
называемого аргумента к человеку - включения слов или свойств говорящего в
систему доводов: "Вы утверждаете то-то и то-то, потому что это вам
выгодно".
В традиционной риторике эристическая аргументация
отождествляется с софистической и отвергается (Аристотель. О софистических
опровержениях. Соч. Т. 2. С. 535-537). Это неразличение эристики и софистики,
восходящее к Платону и Аристотелю, однако, не соответствует реальности: в
некоторых диалогах самого Платона, как в "Софисте", ведется явно эристическая и
даже отчасти софистическая полемика против софистов и софистики. Вся история
публичной аргументации от древности до нашего времени свидетельствует о том, что
люди стремятся защищать и отстаивать свои убеждения или, наоборот, изменять
неверные с их точки зрения или враждебные им взгляды наиболее эффективными
средствами. Иное дело, что приемы эристической аргументации могут оказаться
этичными и неэтичными.
Этичной эристика остается до тех пор, пока
аудитория в состоянии по собственному произволению принять или не принять
аргументацию. Это значит, что за пределами этичной эристики находятся
воздействие словом (или иными средствами) на подсознание; намеренное или
ненамеренное введение в заблуждение относительно оппонента, предмета или
содержания речи, как собственной, так и оппонента; соблазнение аудитории,
запугивание оппонента и возбуждение в аудитории разрушительных
эмоций.
Задача софистической аргументации - введение в заблуждение
относительно действительного замысла или содержания речи, то есть подмена
предмета согласия и достижение присоединения путем обмана.
Софизмы
подразделяются на три разряда: (1) софизмы слов, как, например, использование
эвфемизмов для слов, обозначающих нравственные пороки: "иной" или
"нетрадиционное поведение" вместо "безнравственный" или "противоестественный
порок"; (2) софизмы мыслей (логические софизмы), как, например: "Все вулканы -
горы, все гейзеры - вулканы, следовательно, все гейзеры - горы"; (3) софизмы
содержания, как подстановка ответственности: "Жена, которую Ты мне дал, она дала
мне от дерева, и я ел" /Быт. 3:12/.
Софистическая аргументация
противостоит в этом смысле всем остальным видам аргументации, но в основном она
выдается за научную или диалектическую аргументацию, подделкой которой и
является.
Софистика как мировоззрение настаивает на относительности
всякой веры, знания, общественных норм и отвергает способность человека найти и
познать истину в любой ее форме. Но особенно настойчиво осуждает софист
аргументацию эристическую, что также не случайно. Разоблачение софизмов, в
особенности софизмов слов и содержания, предполагает использование полемической
техники аргументации, а аргумент к человеку - основная эристическая техника для
разоблачения софистики: где обман, там и обманщик со своим
интересом.
Правила логоса
Ритор не должен использовать
софистическую аргументацию;
создавать необоснованные суждения;
создавать аргументацию, понимание и оценка которой недоступны аудитории;
использовать неприемлемые речевые средства и выражения.
Этосом
называются условия ведения речи, которые общество ставит ритору. Эти условия
предполагают возможность обсуждения значимых для общества проблем, когда
участники обсуждения не только придерживаются различных взглядов, но занимают
различные мировоззренческие позиции.
Этос
Русские риторики XVIII-XIX веков не разрабатывали вопросы
риторического этоса, поскольку считалось, что русское общество придерживается, в
основном, единых духовно-нравственных принципов. В наше время вопросы
риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в
обществе, поэтому этическая составляющая образа ритора оказывается
определяющей.
В риторике выработалось понятие ораторских нравов -
этических требований, предъявляемых обществом любому ритору независимо от его
убеждений и дающих в этом качестве принципиальное право на публичную
речь.
Правила этоса
Честность
Ритор не должен:
создавать заведомо ложные
высказывания и вводить аудиторию в заблуждение относительно содержания и целей
речи;
вводить аудиторию в заблуждение относительно своих личных интересов,
связанных с предметом речи и предложениями;
вводить аудиторию в заблуждение относительно своей мировоззренческой
позиции;
вводить аудиторию в заблуждение относительно своего права на публичную
речь;
ритор принимает на себя личную ответственность за последствия решений,
которые он предлагает;
ритор несет ответственность за свою компетентность в предмете речи;
ритор несет ответственность за свою речевую компетентность - ясность,
определенность, последовательность, доказательность аргументации.
Скромность
Ритор обязан:
уважать нравственные принципы, убеждения и верования аудитории, к которой он
обращается;
и ритор не должен:
наносить публичные оскорбления конкретным лицам;
разглашать в публичной речи факты личной жизни конкретных лиц;
предавать публичному осмеянию физические особенности конкретных лиц или
народов;
в явной форме публично высказывать пренебрежение своим оппонентам;
высказывать бездоказательные прямые оценки и характеристики действий и
поступков конкретных лиц или организаций, связанные с нарушением
законодательства.
Доброжелательность
Ритор не должен:
проповедовать в публичной
речи отвержение норм духовной морали и побуждать аудиторию к нарушению норм
духовной морали (безбожие, религиозный индифферентизм, богохульство, нарушение
религиозных обычаев, неуважение к старшим и антиобщественные действия, убийство,
прелюбодеяние и разрушение семейных устоев, присвоение чужого имущества, клевета
и лжесвидетельство, зависть);
соблазнять аудиторию на нарушение этических норм ради материальных
интересов;
создавать высказывания, наносящие ущерб интересам аудитории; любое
высказывание ритора имеет целью благо аудитории;
использовать лесть для достижения своих целей;
побуждать аудиторию к физическому насилию в пределах общества;
возбуждать вражду внутри аудитории;
провоцировать своих оппонентов на действия, запрещенные обычаем или
законом;
провоцировать своих оппонентов на необдуманные слова и поступки.
Предусмотрительность
Ритор не должен:
ставить перед аудиторией проблемы, которые она не в состоянии разрешить;
необоснованно прерывать или прекращать речь (Это правило относится в основном
к продолженной речи - проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель
позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказывается от регулярного
поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся
распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший
преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по
собственному усмотрению);
создавать мнимые проблемы и вызывать искусственные конфликты;
возбуждать аудиторию сообщениями о мнимой опасности;
возбуждать панику в аудитории;
публично высказываться на неактуальные или не имеющие общественного значения
темы;
сообщать недостоверную или непроверяемую информацию;
публично разглашать конфиденциальную информацию;
высказывать необдуманные суждения;
давать невыполнимые обещания;
создавать неуместные высказывания;
быть излишне многословным.
Образ ритора в изобретении
При анализе проблемной ситуации и при разработке темы ритор принимает во
внимание как свои возможности, так и те черты своего образа, которые могут
проявиться в речи. Поэтому он выбирает такой предмет речи, строит такой тезис и
отбирает такие аргументы и средства выражения, чтобы его индивидуальный образ в
глазах аудитории максимально соответствовал ее представлениям об идеальном
образе ритора. Правильный образ ритора является важнейшей предпосылкой
приемлемости аргументации и влиятельности речи, поскольку от доверия и симпатии
к ритору зависит доброжелательное или настороженное отношение аудитории к
содержанию речи.
Индивидуальный образ ритора складывается в его практической деятельности и во
многом зависит от культуры аудитории, к которой ритор обращается: аудитории с
высокой культурой формируют влиятельный образ ритора, аудитории с низкой
культурой формируют образ ритора, сомнительный с точки зрения пафоса, логоса и
этоса, поскольку ритору всегда приходится в большей или меньшей степени
подстраиваться под аудиторию.
С другой стороны, и аудитория является продуктом речевых действий ритора: в
ходе продолженной речи (например, духовной или учебной гомилетики) в аудитории
происходят изменения: одна часть ее меняется в ходе речи, другая - покидает
ритора, третья постепенно приходит и осваивается с аргументацией.
Это развитие аудитории срастается со становлением образа ритора. В результате
ритор и аудитория в определенный момент развития аргументации обнаруживают, что
оба отражающие друг друга образа - образ ритора и образ аудитории - в своих
основных чертах сложились и их, оказывается, можно достаточно точно
охарактеризовать. Это будет означать, что у ритора на самом деле сложилась более
широкая потенциальная аудитория: найдутся группы людей, которые по тем или иным
причинам проявят интерес к ритору и станут искать контакта с ним.
ПРОБЛЕМА И ТЕЗИС ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Проблемой высказывания называется реальная трудность,
противоречие, конфликт, в разрешении которых заинтересована аудитория и к
рассмотрению которых обращается ритор. Задача ритора состоит в том, чтобы
усмотреть существующую проблему, выделить ее, оценить ее значение, но ни в коем
случае не создавать проблему там, где ее нет.
Проблема бывает не обязательно практической - большая
часть проблем, к которым обращается ритор, являются духовно-нравственными,
познавательными, эстетическими или проблемами взаимопонимания. Более того,
любая, даже самая практическая житейская проблема, обязательно содержит в себе
духовно-нравственный смысл, найти и понять который необходимо.
Проблема является реальным объектом риторического
высказывания. Существенной особенностью проблемы как объекта речи является ее
принципиальная разрешимость силами или, по крайней мере, участием аудитории, к
которой обращается ритор. Поэтому главная задача ритора состоит в том, чтобы
сформулировать проблему, раскрыть ее значение, предложить и обосновать путь ее
решения, побудить аудиторию к действию.
Статус проблемы
Статус представляет собой вопрос, исходя из которого
ритор строит тему и развивает аргументацию.
Если проблема заключается в самом факте и решается
вопрос, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления (status
coniecturalis) - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный, протокольный
факт.
Если факты установлены, но спорным остается вопрос о
том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем
дело со статусом определения (status finitionis) - обсуждаем, к какой области
относится установленный факт, или под какую норму он подходит, то есть даем ему
определение.
Если установлены факты и определено, что они собой
представляют, но спорной является квалификация поступка (неясно, какое конкретно
решение по делу следует принять), то мы имеем дело со статусом оценки (status
qualitatis) - обсуждаем, как применить установленную закономерность, норму или
правило в данной конкретной ситуации.
Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль
перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то
окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и
несовершенным. Известно, к чему может привести обсуждение вины человека, если
предварительно не установлено, совершил ли он поступок, который ему
приписывают.
Правило статусов (последовательности решения)
относится к любой проблеме: о том, что в воспитании самое трудное дело -
направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно
доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать.
Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется
начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии
у человека свободы воли (статус установления).
Предмет высказывания
Предмет - мысленное содержание речи, суждение о
котором может быть истинным или ложным.
Предмет высказывания является той
точкой зрения, той стороной, проблемы, которую ритор избирает для полного и
обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут
соответствовать различные предметы речи. Если проблема заключается в отношении
учеников к учению и к учителям, то ритор может говорить о "направлении свободы
человеческой", но может избрать и иной предмет, например, значение образования,
высокую квалификацию преподавателей и т.д.
Для определения предмета высказывания следует
учитывать следующие обстоятельства.
Проблема может иметь множество аспектов, например,
социальный, политический, профессиональный, организационный и пр. Архиепископ
Амвросий (Ключарев) избирает предметом речи перед учащимися Харьковской
семинарии духовно-нравственный аспект проблемы образования и поэтому говорит о
воспитании.
Предмет речи определяется исходя из особенностей
аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. В то время
интеллигенция, и особенно молодежь, много рассуждала о свободе, причем свобода
понималась, в основном, в примитивном социально-политическом смысле. Архиепископ
Амвросий, учитывая особенности аудитории, придает понятию свободы иной -
богословский и духовно-нравственный - смысл.
Предмет речи должен быть значимым и актуальным.
Тезис высказывания
Тезисом называется главная мысль высказывания,
представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением: "В
воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой".
Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь,
независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление,
историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит
один и только один тезис, из которого развертывается все ее содержание. В свою
очередь, тезис представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного
предложения, и потому имеющую в качестве предмета речи одно понятие или
образ.
Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть
отношение тезиса к смысловым частям текста на материале упомянутой речи
высокопреосвященного Амвросия.
В предложениях, которые вводят смысловые части текста,
содержится обозначение предмета речи и его характеристика применительно к
каждому новому повороту темы (выделено курсивом). Повороты темы отражают
последовательность действий, из которых каждое последующее основано на
предыдущем: направление, развитие, внимание, тщательное определение,
утверждение, подкрепление. Далее содержание текста развертывается из понятия
идеала, связанного с необходимостью подкрепления воли.
"В воспитании самое трудное дело - направление свободы
человеческой".
"… какие же условия находятся в ваших собственных
руках для правильного развития вашей свободы, от которого зависит ваше будущее,
- на Земле и в Вечности?"
"Во-первых, требуется с вашей стороны должное внимание
и уважение к самой свободе вашей как неоценимому дару Божию, которым на Земле
обладает один человек и которым нельзя злоупотреблять безнаказанно".
"Итак, второе условие правильного направления нашей
свободы есть тщательное определение - согласно ли принимаемое нами решение с
волею Божией".
"Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения
нашей свободы непременно требуется исполнение Заповедей Божиих как уроков и
упражнений для нашей воли".
"Наконец, ищите подкрепления воли и свободы вашей в
выяснении для себя и постоянном сознании идеала как истинного человека вообще,
так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое для себя
избираете".
"Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется
и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго
служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь".
Эти шесть ходов мысли полностью раскрывают, то есть
исчерпывают тему речи: ритор говорит все необходимое и не говорит ничего
лишнего.
Требования к тезису
Тезис представляет собой по возможности простое,
завершенное, полное, двусоставное предложение.
Тезис должен быть кратким и легко воспроизводимым.
Поэтому предложение, содержащее тезис, распространяется умеренно.
Тезис должна быть понятным как аудитории, так и самому
ритору. Поэтому при формулировке тезиса следует избегать необычных слов,
специальных терминов или слов с неопределенным значением.
Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Поэтому
при его формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных
слов и оборотов.
Тезис должен быть интересным и актуальным. Поэтому
ритор, формулируя тезис, стремится привлечь к нему внимание и интерес
аудитории.
Формулировка тезиса должна быть проблемной. Очевидные
и бесспорные суждения тривиальны.
Тезис следует формулировать таким образом, чтобы он мог быть
раскрыт исчерпывающим образом.
Тезис должен быть обильным - содержать такие
ключевые слова, которые позволяют полностью раскрыть и обосновать мысль,
положенную в ее основу.