Печатная словесность
Начало книгопечатания связывается с именем Иоганна Гуттенберга (родился между
1394-99 гг. - 1468 г.), купца из города Майнца, который в 1440 году изобрел
наборную форму и типографский сплав и осуществил первые издания печатных книг:
"Сивиллиной книги" (1440), так называемых 42-х строчной Библии (1452-1455) и
Майнцской Псалтири (1457).
Изобретение книгопечатания означало возникновение новой информационной
технологии, которая совершила переворот во всей системе письменной культуры.
Книгопечатание сделало возможным:
создание крупных книгохранилищ, и
следовательно, накопление, концентрацию в книгохранилищах и предметную
систематизацию знания; стандартизацию норм письменной печатной речи, которая
привела к формированию национальных литературных языков;
развитие общего и
высшего образования как следствие удешевления и широкого тиражирования книг;
сложение литературного авторства, которое было связано с авторской
ответственностью за содержание текста произведения; разделение труда в
области интеллектуальной деятельности, поскольку труд автора, переписчика,
книгоиздателя и книгопродавца сложились как особые взаимосвязанные формы
профессиональной деятельности, и следовательно, дальнейшую профессионализацию и
специализацию умственного труда; качественное изменение книжного и
рукописного письма как следствие создания в начале XVI века Альбрехтом Дюрером
(1471-1528), Лукой Пачоли (1445-1509) и Клодом Гарамоном (1499-1561)
стандартного книжного шрифта, основанного на математическом расчете пропорций
букв; существенное изменение всей системы словесности, которое привело к
возникновению трех основных родов печатной литературы: научной, журнальной и
художественной.
Литературное авторство, которое, разумеется, существовало и прежде, до
появления книгопечатания не могло сложиться в особый социально-культурный
институт и получить юридическое оформление.
В условиях рукописной речи переписчик был в большей или меньшей мере
соавтором текста, который он воспроизводил: существенным представлялось
содержание произведения, а не личность его создателя . Поэтому средневековый
текст развивался по мере переписки и в него постоянно вносились изменения от
написаний отдельных слов до замены значительных фрагментов содержания. Это
относилось к любому типу словесных произведений, но особенно болезненно
сказывалось на текстах Священного Писания и богослужебных книг, искажения в
которых, вносимые не всегда грамотными, хорошо понимавшими текст, да и не всегда
добросовестными переписчиками, приводили зачастую к серьезным вероисповедным
конфликтам.
Это положение вещей начинает меняться в западноевропейских
странах с XII-XIII веков по мере развития университетского образования.
Преподавание университетских курсов "по книгам", в особенности курсов
богословского и юридического содержания в условиях постоянных богословских
споров с частыми организационными выводами в виде предания суду инквизиции,
предполагало создание преподавателями текстов курсов - "сумм" и "бревиариев",
отражавших содержание чтений, а от студентов - точного воспроизведения
сочинений, на основе которых читались университетские курсы, так как искажения в
текстах особенно богословского содержания могло привести к очень серьезным
последствиям.
Поэтому в состав университетской корпорации в ряде университетских
центров Европы были включены профессиональные переписчики, которые давали
корпорации соответствующую присягу, а воспроизведение текстов контролировалось
университетской цензурой. Студентам для переписки курса предоставлялся
выверенный экземпляр, то есть образцово переписанный текст, разделенный на
тетради, и каждый студент переписывал по несколько раз одну и ту же тетрадь так,
чтобы в общей сложности составилось достаточное количество учебных книг. Этим
автор курса - доктор, то есть автор богословской системы - был в значительной
мере огражден от случайных или намеренных искажений текста и от возможных
обвинений в ереси, что, однако, случалось .
С появлением и распространением книгопечатания авторская ответственность еще
более усиливается, хотя она частично перераспределяется между автором и
издателем. Так постепенно складывается авторское право. Ответственность за
содержание текста оказывается различной в зависимости от характера содержания
произведения: сочинение, в котором содержатся конкретные данные, философские или
научные идеи, богословские мнения, предназначенные для ограниченного круга
специалистов, предполагает иную авторскую ответственность, нежели, например,
пасквиль или памфлет, направленные против конкретного лица или религиозной
конгрегации, как некоторые произведения Джонатана Свифта, но совершенно иначе
следует отнестись к произведениям, которые содержат явный вымысел, хотя бы и не
без намеков на определенных людей или институты, как, скажем, сочинения Франсуа
Рабле. В результате и складываются три типа авторства: научное, публицистическое
и художественное. причем каждый тип авторов попадает в Бастилию или на костер за
специфические провинности. Одно дело весьма снисходительный церковный суд над
Галилео Галилеем, а другое дело - суд над Джордано Бруно или охота королевской
полиции за анонимным автором "Писем к провинциалу" - Блезом Паскалем.
Развитие литературы в условиях книгопечатания довольно быстро, уже в течение
XVI-XVII столетий, создает особые стилистические качества художественной
литературы, научной литературы и публицистики, на основе которых и формируются
важнейшие особенности национальных литературных языков: общие орфоэпические,
орфографические, грамматические, лексические и стилистические нормы и частные
нормы так называемых функциональных стилей - научно-технического,
художественного, общественно-публицистического,
документально-делового.
Научная литература. Стиль научной литературы как
особой сферы профессионального словесного творчества, отражающей развитие
научного знания, начинает складываться в XV-XVII веках.
Научная литература
Первоначально научная литература в странах Западной Европы создавалась на
латинском языке, бывшим вплоть до XIX века языком межнационального научного
общения и образования. Постепенно латинский язык вытесняется новыми языками.
Стиль научной литературы сложился в межнациональном научном общении, поэтому
приемы научного изложения на новых языках подводились под стандарты латинского
языка науки. Позже научная литература с переходом на новые языки усвоила
стилистические принципы, позволявшие ясно и однозначно понимать и воспроизводить
научную информацию на разных языках.
В XX веке происходит еще большая стандартизация научного языка. Крупные
государства стимулируют и финансируют фундаментальную и прикладную науку.
Научное изложение в XX веке подвергается влиянию деловой документальной речи в
научных отчетах, проектах, диссертациях и т.д. - произведениях, на основании
которых осуществляется финансирование.
Вместе с тем, объем научных
публикаций очень быстро растет, научные работы активно переводятся на разные
языки. В этой связи в первой половине XX века возникает научная информатика -
особая область научной деятельности, задача которой состоит в максимально сжатом
представлении новой научной информации. Научно-информационная деятельность, в
свою очередь, оказала влияние на стиль научного изложения, который стремится к
тому, чтобы максимально облегчить работу научно-информационных органов и
автоматизацию информационного поиска.
Стиль научной литературы характеризуется образом предмета. Образ предмета
представляет собой совокупность стилистических особенностей лексики, синтаксиса,
композиционных приемов построения произведения, которые характеризуют отношение
авторов, включенных в определенную литературную традицию, к картине
действительности, отраженной в их произведениях.
В основе стиля научной
литературы лежат представления о ясности, точности, адекватности понимания
текста и воспроизводимости его содержания. К научному изложению предъявляются
следующие общие требования:
1. Должна быть определена область научного знания, к которой относится данный
научный текст.
2. Научный текст должен содержать точные указания на
предшествующие исследования по данному предмету (цитирование).
В научном
изложениии обязательно использование терминов и понятий той области научного
знания, к которой он относится.
В научном тексте обязательно использование
научного аппарата (математического, химического и т.д.) и правил построения
научного текста, принятых в данной области знания.
Термины и понятия должны
употребляться в постоянном значениии в рамках научного текста.
Научное
изложение не должно выходить за пределы научных посылок данной области знания,
если это не оговорено специально .
Лексика научной литературы включает три класса слов или словосочетаний:
общелитературную лексику, общенаучную лексику (слова и словосочетания,
употребительные в научной речи и не имеющие специальных дефиниций в пределах
данной науки, например, система, явление, исследование, объект), термины - слова
или словосочетания, обозначающие понятия и предметы исследования данной науки и
имеющие дефиниции в научном тексте или в специальных терминологических словарях.
Термины, в свою очередь, подразделяются на номенклатурные, обозначающие
предметы исследования, например, лошади (equidae), кошка домашняя (catus catus
domesticus), и понятийные, обозначающие понятия, с которыми оперирует научное
исследование, например, псевдоген, ферментная функция.
Терминологические
дефиниции строятся в соответствии с принципами абстракции в данной науке, а вся
система терминов отражает картину научного предмета и состояние научных знаний.
Однако значения научных терминов не остаются неизменными, поскольку знание
развивается, а научные понятия в различных научных школах толкуются
неодинаково.
Научная литература Нового времени, в отличие от средневековой науки, членится
по предметам знания. Научно-исследовательская методология требует высокой
научной специализации и профессионализма, поэтому начиная с XVII века
складываются многочисленные науки и научные дисциплины, каждая из которых
характеризуется своей литературой и наличием ряда научных школ, в рамках которых
от поколения к поколению ученых передаются приемы и тематика
научно-исследовательской работы и мировоззренческие представления. В XIX веке
окончательно оформляется разделение научного знания на гуманитарное и
естественнонаучное.
Обобщая исследования в области стиля научной литературы, академик Ю.В.
Рождественский указывает, что образ предмета в научном изложении определяется
характером научного знания и предстает в двух вариантах - гуманитарного и
естественнонаучного знания.
Гуманитарные (общественные) науки: мир не однороден; значима
историко-общественная локализация фактов культуры; анализ на практике не обратим
в синтез; факт культуры не воспроизводим, уникален; энергетические отношения
объектов исследования не значимы; вещь характеризуется своей общественной
значимостью.
Естественные науки: мир однороден; значима пространственно-временная
локализация вещей; анализ на практике обратим в синтез; факт природы в принципе
не уникален; энергетические отношения объектов значимы; вещь характеризуется
своей физической сущностью; культурно-социальная значимость не существенна.
Художественная литература
В Новое время, особенно с XVIII века, в странах Европы наряду с высшим
развивается общее образование и создается значительный и все возрастающий слой
людей, профессиональная деятельность которых предполагает достаточно высокий
уровень грамотности и соответствующие культурные навыки: чиновников, офицерства,
помещиков, учительства, мелкой и средней буржуазии, позже квалифицированных
фабричных рабочих; кроме того, постепенно развивается и женское образование,
сначала домашнее, а потом и школьное.
В условиях возрастающей секуляризации общества этот широкий круг людей,
имеющих общие культурные представления и навыки, но недостаточно подготовленных
для занятий богословием, наукой, философией, правом и другими видами слова,
относящимися к высшим сферам культуры, все больше нуждается в некоей духовной
пище, так как рутинный характер умственной деятельности не может удовлетворить
их культурные запросы. Художественная литература и обслуживает потребности в
умственной деятельности среднеобразованных слоев общества, заполняя собой этот
вакуум.
Действительно, сюжетика художественной литературы обычно вращается в кругу
тем классической, средневековой и более новой словесности, которая изучается в
школе, либо вокруг бытовых коллизий (реалистическое направление становится
преобладающим в литературе по мере сокращения школьных программ словесности).
Новые, необычные сюжеты редки в художественной литературе: чтобы быть читаемым,
литератор должен использовать узнаваемые и ценимые читателем темы. Но литератор
представляет эти сюжеты в необычном облачении местного колорита, или наоборот,
близкой читателю бытовой обстановки и под приемлемым для него углом зрения. Так,
Гете, воспроизводит в "Фаусте" общеизвестную легенду, а Л.Н. Толстой в "Анне
Карениной" - банальную бытовую коллизию в великосветском обществе.
Второй особенностью художественной литературы является читательский интерес к
литератору. Интерес этот возникает потому, что новым в художественном
произведении является не содержание, а стиль, словесный образ выражения, стиль
же - "и есть сам человек" . Особое отношение литератора к читателю проявляется в
категории стиля художественной литературы - образе автора .
В отличие от духовной поэзии, художник Нового времени выполняет эстетический
и идейный заказ читателя и представляет в своих произведениях не личное
отношение к предмету мысли, но вымышленный образ (как и другие элементы образной
системы произведения), выражая его всей совокупностью наличных художественных
средств: "Между литературной личностью автора и образом автора художественного
произведения существуют отношения, сходные с отношениями актера и роли в пьесе.
Это - "перевоплощения" из частного в общее, в "символ", из многозначного в
индивидуальное, из единичного лица в обобщенное" .
Публицистика
Стиль публицистики Нового времени складывается в XVI-XVII веках на основе
целого ряда разнородных жанровых форм, свойственных античной, средневековой и
возрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическое
письмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебную
защитительную речь (plaidoirie), представлявшуюся адвокатом в письменной форме,
но также гуманистические трактаты научного, философского или нравственного
содержания на латыни и на новых языках, предназначавшиеся широкой публике.
Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок,
писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодических
печатных изданиях.
Публицистические сочинения представляют собой произведения по самым различным
вопросам, адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и
основная цель их состоит в создании и организации общественного мнения. Первыми
произведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) -
основоположника европейского гуманизма: "Письма о делах повседневных" "О
знаменитых людях", "Об уединенной жизни", "Старческие письма", инвективы против
врачей, юристов, астрологов, университетских ученых и другие. Жанры панегирика,
инвективы, сборника литературных писем, литературного диалога, популярного или
комического трактата широко используются гуманистами, и в XV-XVI вырабатывается
стиль популярной риторической прозы, мастерами которого были Эразм Роттердамский
(1446-1536), Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Анри Этьен
(1531-1598), Блез Паскаль (1623-1662), Джон Мильтон (1608-1674), Джон Бениан
(1628-1688), еп. Жак Боссюэ (1627-1704), Жан Любрюйер (1645-1696), Даниель Дефо
(1660-1731), Джонатан Свифт (1667-1745), Франсуа Мари Вольтер (1694-1778) и
другие.
Газеты как информационные издания появились в Венеции в XVI веке вместе с
первым информационным агентством и были рукописными; в начале XVII в Германии
появляются печатные газеты; с 1631 года Теофраст Ренодо под покровительством
кардинала Ришелье издает "Gasette de France" ("Французскую газету"); первый
периодический журнал появился во второй половине XVII века (1665) - это был
"Journal des Scavants" ("Журнал ученых"), издававшийся в Париже.
У истоков научной журналистки стоит францисканский монах Марен Мерсенн
(1588-1648), который с 1625 года собирал кружок парижских ученых и вел
постоянную переписку с учеными разных стран. Так сложился "незримый коллеж"
европейских ученых, сообщавшихся непосредственно или через посредство Мерсенна.
Первые научные журналы представляли собой периодически издававшиеся собрания
писем на научные темы, содержавшие сообщения о полученных научных результатах
или научную критику. Впоследствии появляются более или менее периодические
альманахи, журналы общего содержания, а потом и специализированные тематические
журналы.
Начиная с XVIII века, журналистика как особая форма публицистики приобретает
функции (1) периодического информирования о новостях, (2) научной, литературной
и политической критики и (3) популяризации знания.
Массовая коммуникация
Современное состояние словесности связано с появлением в начале XX века и
последующим развитием массовой коммуникации.
Массовая коммуникация является периодическим комплексным (включающим
различные компоненты: радио, кино, телевидение, газету, рекламу) текстом
(дискурсом), назначение которого состоит в распространении новой текущей
общественно значимой информации. Текст массовой коммуникации непрерывно
создается и распространяется с помощью современных технических средств на
неограниченные рассредоточенные аудитории: "Тексты массовой коммуникации
отличаются от других видов текстов тем, что в них используются,
систематизируются и сокращаются, перерабатываются и особым образом оформляются
все другие виды текстов, которые считаются "первичными. В результате возникает
новый вид текста со своими законами построения и оформления смысла" .
Массовая коммуникация подразделяется на две сферы - массовую информацию и
информатику. Информатические тексты в целом содержат полную систематизацию
фактов культуры. Информационный поиск и работа со специальной информацией
находятся вне пределов риторики. Что же касается таких общих информационных
систем, как Интернет, то тексты их изучены в филологии недостаточно. Массовая
информация удовлетворяет общие интересы, информатика - индивидуальные. Это
значит, что в массовой информации текст (выпуск газеты, суточная программа
телевидения) составляется в целом виде отправителем (редакцией) и предстает как
одинаковый для всех получателей; в информатике поиск информации из предлагаемого
отправителем состава сообщений осуществляется получателем.