Вопросы по курсу “Введение в языкознание” для студентов вечернего отделения
1. Предмет и задачи языкознания. Связь языкознания с другими науками.
2. Структура языка и его системный характер. Функции языковых единиц. Взаимоотношения и иерархия языковых уровней.
3. Язык как семиотическая система. Понятие о знаке вообще и о языковом знаке в частности. Типы языковых знаков, основные свойства языковых знаков. Место языка в ряду других семиотических систем.
4. Соотношение языка и речи.
5. Синхрония и диахрония.
6. Синтагматические и парадигматические отношения между языковыми единицами.
7. Аспекты изучения звуков речи. Функции фонетических единиц. Соотношение звука и фонемы.
8. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи.
9. Система гласных в русском и изучаемом иностранном языке.
10. Система согласных в русском и изучаемом иностранном языке.
11. Типы чередований звуков в языке.
12. Понятие основной и дополнительной артикуляции. Виды дополнительных артикуляций. (Сравнение русского и изучаемого иностранного языка.)
13. Фонетическое членение речи. Слог, такт, фраза.
14. Основные понятия акустики. Акустическая классификация звуков речи.
15. Позиционные изменения звуков в потоке речи.
16. Комбинаторные изменения звуков в потоке речи.
17. Ударение. Типы словесного ударения. Функции ударения. Проклитики и энклитики.
18.Фонема и ее функции в языке. История выделения фонемы. Гиперфонема и архифонема.
19. Понятие фонемы в разных фонологических школах.
20. МФШ. История ее создания, фонологическая концепция.
21. Понятие фонологической оппозиции. Виды оппозиций (Н.С.Трубецкой “Основы фонологии”).
22. Представление о фонеме в американской дескриптивной лингвистике. Понятие дистрибуции, виды дистрибуций.
23. Исторические изменения звукового строя языка. Понятие фонетического закона.
24. Понятие родства языков. Проблема праязыка и его реконструкции. Реконструкция внешняя и внутренняя.
25. Становление в начале XIX в. сравнительно-исторического языкознания: труды Р.Раска, Ф.Боппа, Я.Гримма, А.Х.Востокова.
26.Сравнительно-историческое языкознание в середине XIX в. А.Шлейхер.
27. Младограмматики. Понятие аналогии, виды аналогий.
28. Сравнительно-историческое языкознание в XX в.
29. Грамматическое и лексическое значение. Словообразование и словоизменение, принципы их разграничения.
30. Основные понятия грамматики: понятие грамматического значения, грамматической формы, грамматической категории, грамматического способа.
31. Морфема как единица языка, ее функции. Виды морфем в языках разного строя.
32. Типы аффиксов в языках разного строя. Понятие нулевого аффикса и принципы его выделения.
33. Агглютинация и фузия.
34. Синтетические способы выражения грамматических значений.
35. Аналитические способы выражения грамматических значений.
36. Грамматические категории имени в русском и изучаемых иностранных языках (сопоставительная характеристика).
37. Грамматические категории глагола в русском и изучаемых иностранных языках (сопоставительная характеристика).
38. Части речи. Принципы их выделения в языках разных типов.
39. Части речи и члены предложения.
40. Типы словосочетаний. Виды синтаксической связи слов в словосочетаниях.
41. Синтагма, словосочетание и предложение. Грамматические признаки предложения.
42. Предложение как основная коммуникативная единица языка. Типы предложений.
43. Основные направления изучения синтаксиса.
44. Типологические классификации языков в XIX в.
45. Типологическое языкознание в ХХ в.
46. Понятие типологических универсалий, виды универсалий.
47. Типологическое и сравнительно-историческое языкознание. Сходство и различие методов, задач и приемов описания.
48. Предмет лексикологии. Отношения слов в системе языка. Пути пополнения и развития словарного состава.
49. Слово как лексическая единица языка. Своеобразие слова в языках разных типов.
50. Понятие фразеологической единицы. Виды фразеологизмов.
51. Понятие генеалогической классификации языков. Основные языковые семьи.
52. Способы кодирования именных групп в предложении в языках мира: аккузативная, эргативная и активная конструкция
53. Предмет лексикографии. Типы словарей.
54. Основные типы письма.
55. Язык и общество. Социальное варьирование языка. Воздействие человека на язык и воздействие языка на человека. Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа).
56. Язык в пространстве. Территориальное варьирование и взаимодействие языков.