Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Специализации : Языковая политика


"Теория коммуникации и языковое манипулирование" - вопросы к экзамену
Автор
May 19, 2011, 13:29

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Способы воздействия на сознание аудитории. Языковое воздействие и его виды.

Термины, определяющие различные виды языкового воздействия: риторика, манипулирование сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг, нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар.

Изучение языкового воздействия в научной литературе. Филологические, политологические, социологические и психологические работы.

Средства массовой информации: классификация. Новые виды СМИ и новые форматы взаимодействия с аудиторией.

Событие и повестка дня. Инфоповод. Гражданская журналистика. Взаимовоздействие СМИ и гражданской журналистики.  

Конвергентные СМИ - принципы функционирования.

Массовая коммуникация. Массовая аудитория. Толпа, народ, масса. Воздействие на массовую аудиторию: теория конвергенции, распространения, неожиданности, защиты.

Информационное общество: теории и концепции.

Массовая коммуникация: концепции. 

Стилистическое своеобразие языка СМИ.

Референция и композиция как фундаментальные основы языкового воздействия на сознание. Способы выявления манипулирования в текстах СМИ.

Способы языкового воздействия на сознание. Язык социально–психологического воздействия (манипуляционный язык) в текстах западной и российской массовой информации как четкая структурированная система коммуникации, обладающая необходимым инструментарием на всех уровнях языка: от слога до текста.

Лексические способы языкового воздействия на сознание. Виды значения слова.

Лексико–семантическая вариативность (синонимия). Эвфемизмы и дисфемизмы: устойчивые изменения семантического поля слова.

Изменение ассоциативного поля слова. Частота употребления слова как фактор модификации ассоциативного ряда. Нагнетание эмоционально маркированных эпитетов, повторов и т.д. Упрощение. Введение исторических параллелей через имена собственные.

Прагматически нагруженные лексические группы. Овеществление. Интенционально скрытые смыслы. Абстрактные денотативно свободные слова. Метафоры. Штампы. Мифы. Введение эксперта.. Субъективная модальность. Опущение экспериенцера, пассивизация перформатива.

Синтаксические способы воздействия на сознание. Повтор. Параллельные конструкции. Градация.

Логико-риторические приемы воздействия на сознание: Подмена аргумента. Перенос смыслового акцента. Структурно-композиционное строение дискурса.

Взаимосвязь вербального и невербального способов воздействия на сознание.

Количественные параметры структурно-композиционного строения масс-медиального дискурса: способы контент-анализа.

Возможные результаты языкового манипулирования: деструктивное воздействие на сознание, формирование асоциального поведения реципиента, пропаганда противозаконных действий, изменение традиционной языковой картины мира в пределах определенной языковой культуры (современной России) и традиционной системы ценностей общества.

Концепция медийной грамотности. Информационная грамотность. Медийная критика.


Наверх


   Rambler's Top100