9 ноября прошло заседание НСО кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания.
На
заседании обсуждалась тема функционирования метафор в научном тексте. С
докладом на данную тему выступила А. Е. Головачева. Были
проанализированы две теории модели строения атома физиков Э. Резерфорда и
Дж. Дж. Томпсона. Анализ показал, что, во-первых, метафоры используются
для объяснения сути какой-либо теории или эксперимента, а во-вторых,
метафоры делают текст убедительней, так как создание образа – одно из
самых сильных средств убеждения. Так, Резерфорд сравнил атом с
«Солнечной системой в миниатюре», где электроны вращались вокруг ядра,
как планеты вокруг Солнца, а атом Томпсона представлял собой «пудинг с
изюмом», где сам атом представлялся «пудингом», а «изюмом» были
электроны и атом считался неделим, как этот десерт. Обе теории на тот
момент не имели достаточных обоснований, но долгое время преобладала
теория Томпсона, так как созданный им образ был проще для восприятия, а
аналогия с Солнечной системой, проведенная Резерфордом, требовала
дополнительных объяснений и экспериментов.
Часто метафора лежит в
основе термина. Во многих научных терминах мы уже не замечаем внутреннюю
форму. Например, в геометрии мы встретим «ребра» у многогранников и
«равнобедренные» треугольники, в высшей математике «рельефы» функций;
электрические «цепи», «напряжение» и «сопротивление» - в физике. Таким
образом, метафора обладает не только пояснительной функцией, но и служит
для создания научных терминов.
В ходе дискуссии возник вопрос о
единстве научной терминологии и о системности употребления метафор в
терминах не только естественных наук, но и других областей знаний. Эти
вопросы были предложены в качестве темы обсуждения на следующем
заседании.