Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Общие курсы : Общее языкознание


Общее языкознание: программа доц. А.В. Блинова
Автор А.В. Блинов
Oct 22, 2006, 16:12

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Общее языкознание
Автор программы А.В. Блинов

1. Язык как объект языкознания.

Общее языкознание в системе филологических исследований. Фундаментальные, нормативные и прикладные филологические дисциплины. Общее и частное языкознание. Определение предмета языкознания как учения об онтологии языка, теории лингвистических методов и теории приложений языкознания. Язык как объект исследования со стороны практически всех областей современного научного знания.

2. Происхождение языка.

Теория происхождения языка как гипотеза, формирующая предмет языкознания.

Логосическая теория происхождения языка, её отношение к филологической практике древности и средневековья.

Рационалистическая теория происхождения языка – доктрина общественного договора, отражение этой теории в философской грамматике и рационалистических описаниях языков мира.

Ономатопоэтическая теория происхождения языка, роль этой теории в развитии филологии и сравнительного языкознания.

Социальная теория происхождения языка, оценка роли языка для развития индивидуального мышления и общественного сознания.

3. Языковая форма и языковое значение.

Учение В. Гумбольдта о внешней и внутренней форме языка. Язык как самозарождающийся и самодвижущийся феномен – энергия, которая проявляется в непрерывной деятельности «народного духа». Каждый национальный язык – воплощение особой этнической культуры, особого национального мировоззрения. Историзм и национальное своеобразие языков. Выработка теории методов лингвистического исследования.

4. Язык и мышление.

Отношение языка к мысли и мысли к языку. Язык и мысль как средства формирования духовной культуры.

Лингвистическая концепция Г. Штейнталя: развитие философии языка В. Гумбольдта в рамках так называемой ассоциативной психологии. Законы движения языковых представлений: 1) ассимиляция – объединение и закрепление тождественных или близких представлений; 2) апперцепция – определяемость нового восприятия уже имеющимися в сознании представлениями; 3) ассоциация – установление разнообразных связей между представлениями.

А.А. Потебня: учение о слове как способе создания, разработки и выражения мысли. Источник движения в языке – поэтическое творчество. Реализация поэтического творчества в индивидуальном акте речи. роль языка в формировании народной психологии.

5. Методы лингвистического описания.

Синхроническое и диахроническое исследование языкового материала. Роды языковой динамики: эволюция, развитие, совершенствование. Стихийное и сознательное в языковой динамике.

Сопоставительный метод, первые опыты системного анализа языка. Создание глоссариев и азбуковников. Понятие контрастивного и конфронтативного сопоставления в языкознании. Выработка универсальных языковых категорий и унификация языковых правил. Универсальная грамматика как тип научного сочинения, дающего вечные (вневременные) и наиболее общие принципы построения устной и письменной речи во всех языках мира.

Сравнительно-исторический метод, понятие и виды реконструкции праязыка. Реконструкция общая и частная. Понятие относительной хронологии. Фонетические законы, морфологические соответствия и лексические параллели как основания реконструкции. Принцип аналогии.

Типологический метод, типология классическая и структурная. Взаимосвязь сравнительно-исторических и типологических исследований. Понятие языка-эталона. Лингвистические универсалии и универсальные дефиниции.

6. Классификация языков мира.

Функциональная классификация: определение того, в какой сфере общения функционируют языки, какую часть общества и как они обслуживают. Языки общие специальные. Официальные, искусственные и тайные языки как подклассы специальных языков. Живые и мёртвые языки. Подклассы мёртвых языков: классические, дешифруемые и реконструируемые. Родные и иностранные языки. Понятие второго родного языка. Языки международные и межнациональные.

Генеалогическая классификация: связь истории языка с историей этноса. Родословное древо А. Шлейхера и теория волн И. Шмидта: диахронное и синхронное описание и.-е. семьи языков.

Неолингвистика: теория лингвистической непрерывности и географического варьирования языков.

Установление генетического происхождения языков в их национальных различиях. Понятие языковой семьи и языкового союза.

Культурно-историческая классификация: этапы развития материалов речи и орудий речи; роды, виды и разновидности текстов, создаваемых благодаря развитию материального базиса общества. Языки родоплеменные, языки культурные и варварские, языки правильные и неправильные («вульгарные»).

Типологическая классификация: объяснение черт языковой формы, позволяющих языку быть передатчиком информации, и изучение смысловыразительных возможностей языковых знаков. Ф. де Соссюр: общие положения теории языкового знака. Синтагматика и парадигматика, системные отношения языковых знаков.

7. Язык как система систем.

Сферы языкового общения – основания для выделения языковых подсистем. Язык и стиль. Стиль языка и стиль речи. Основные категории стиля: исторический стиль, функциональный стиль, авторский стиль, индивидуальный стиль. Лингвостилистика, стилистика текста, риторическая стилистика. Система общего письменно-литературного языка. Планетарная модель языка в концепции академика В.В. Виноградова.

8. Общие проблемы фонетики и фонологии.

Методы фонетического анализа звучащей речи. Речь как линейное образование, как последовательность звучаний и пауз. Структурное членение последовательности при помощи паузации как отношение распознавания речи и понимания речи. Пауза и ударение (словесное, фразовое, логическое). Фонетическое членение речи: фраза, колон, период.

Фоностилистика: признаки произношения по факторам стиля. Параметры устного речевого стиля (физиологические, речевое воспитание, половозрастные характеристики). Коммуникативные условия произношения (характер аудитории и тип текста). Стилистические характеристики в зависимости от отношения к тексту (эмоциональность и убедительность произношения, тембровые характеристики).

Н.С. Трубецкой: реляционно-физическая теория фонемы.

9. Грамматика и её виды. Грамматика частная, сравнительная и общая.

Частные грамматические описания языка: нормативные, школьные (стилистические и систематические), теоретические (синхронные и исторические).

Сравнительные описания системы языка: сопоставительные, типологические и сравнительно-исторические.

Виды общей грамматики: грамматика рациональная (теория общественного договора о языке), грамматика логическая (органическая теория языка), грамматика формальная (психологическая теория языка).

10. Понятие слова, проблема выделимости и отдельности слова. Слово и имя.

Платон: античная теория именования. Социальная структура имени (ономатотет, диалектик-законодатель, пользователь).

Имена нарицательные и собственные. Классификация имён собственных (антропонимы, хрононимы, топонимы, зоонимы, прагманимы, теонимы). Грамматическое и лексическое значение слова. Лексико-семантические варианты слова. Основные типы лексических значений слова.

Полисемия и моносемия в языке. Понятие термина. Тематическая классификация терминов (философские, научные, мерительные, технические, термины номенклатуры товаров и предметов, термины искусств, команды, термины прогностики).

Понятие формы слова. Лексико-грамматическая идентификация слова: аналитические и синтетические формы слова.

Члены предложения и части речи.

11. Построение текста по правилам грамматики. Синтаксис.

Предложение как форма высказывания и форма мысли. Виды и типы предложений. Грамматическая структура предложения. Метод анализа предложения по непосредственным составляющим, установление иерархических отношений между синтаксическими конструкциями в общей системе предложения. Основные сведения о трансформационной грамматике. Семантический синтаксис, теория актуального членения предложения. Стилистический синтаксис, фигуры речи. грамматический синтаксис – основание семантического и стилистического синтаксиса.

12. Язык как генерализация фактов речи, представленных в произведениях словесности и организующих речь в плане её общезначимости.

Система филологических знаний: науки о речи, науки о языке, науки о стиле. Признаки, различающие филологические науки: материальная представленность в словесном произведении, правила построения речи, индивидуальные особенности акта речи. Языковая и речевая сторона акта речи. Роды словесности: устная, письменная, печатная словесность, массовая коммуникация. Понятие фактуры речи. Классификация видов словесности по характеру фактуры речи. Формы словесности.

13. Теория и история письма (грамматология).

Понятие письма и письменности. Исторические этапы создания ареалов письменности. Письмо как знаковая система. Система графики и орфографии. Структура и смысловые свойства письма: стили начертания букв и строк, личные и неличные почерка, орнаментальные начертания, печатные литеры, гарнитуры шрифтов, компьютерная графика. Художественная организация текста.

14. Нормирование языка, понятие языковой нормы.

Развитие и смена нормы. Области нормированной речи.

Ораторика и гомилетика как виды публичной речи. Учение Аристотеля об искусствах речи. Риторические части речи.

15. Проблемы современной прикладной лингвистики.

Приложения языкознания: лингводидактика и информатика. Лингводидактика как дисциплина, формирующая тексты для обучения языку, создающая руководства и справочники для распространения и применения нормированной речи.

Информатика – раздел прикладной филологии, изучающий язык как средство хранения, обработки и выдачи информации. Виды информационного обслуживания: рефераты, информационно-поисковые системы, автоматизированные системы управления. Машинный перевод.

Лингвистические аспекты управления машиной при помощи речевых команд.

Литература

Рекомендуемые учебные пособия

1.               Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. Общее языкознание. – М., 1979.

2.               В.И. Кодухов. Общее языкознание. – М., 1974.

3.               Ю.В. Рождественский. Лекции по общему языкознанию. – М., 2002.

4.               Ю.В. Рождественский. Общая филология. – М., 1996.

5.               Ю.С. Степанов. Основы общего языкознания. – М., 1975.

Дополнительная литература

1.               Платон. Кратил // Платон. Собр. Соч., т. I . – М., 1990.

2.               Аристотель. Риторика // Античные риторики. – М., 1978.

3.               Г.В. Лейбниц. О словах // Г.В. Лейбниц. Сочинения, т. 2. – М., 1983, с. 274 – 362.

4.               В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984.

5.               А.А. Потебня. Мысль и язык // А.А. Потебня. Слово и миф. – М., 1989.

6.               Ф. де Соссюр. Курс общей лингвистики // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. – М., 1977.

7.               Ч.У. Моррис. Основания теории знаков // Семиотика. – М., 1983.

8.               Н.С. Трубецкой. Мысли об индоевропейской проблеме // Н.С. Трубецкой. Избранные труды по филологии. – М., 1987.

9.               Э. Бенвенист. Уровни лингвистического анализа // Новое в лингвистике. Вып. 4. – М., 1965, с. 434 – 449.

10.            Ч.Ф. Хоккет. Проблема языковых универсалий // Новое в лингвистике. Вып. 5. – М., 1970, с. 64 – 76.

11.            В.А. Звегинцев. Язык и лингвистическая теория. М., 2001.

12.            Ю.В. Рождественский. Философия языка. Культуроведение и дидактика. Современные проблемы науки о языке. М., 2003.

13.            Ю.С. Степанов. Методы и принципы современной лингвистики. М., 2003.

14.            С.Д. Кацнельсон. Типология языка и речевое мышление. М., 2002.

15.            Дж. Гринберг. Антопологическая лингвистика. М., 2004.

И.А. Мельчук. Курс общей морфологии. Москва – Вена, 1997.


Наверх


   Rambler's Top100