I . Организационно-методический раздел.
1. Цель курса
«Общее языкознание» – завершающий и обобщающий курс в системе языковедческой
подготовки студентов филологических факультетов. Если цель курса «Введение в
языкознание» состоит в освоении основных понятий и методов науки о языке, то
цель курса «Общего языкознания» – представление языкознания как системы
научного знания о языке в составе филологии, рассмотрение методологии
языкознания как гуманитарной науки, основных направлений и перспектив
фундаментальных и прикладных исследований языка.
2. Задачи курса
Развитая наука как единая совокупность знаний, полученных применением
определенной системы исследовательских методов к ограниченному классу объектов и
имеющая сложившуюся систему теоретических и практических приложений, может быть
рассмотрена в аспектах составляющих ее теории предмета исследования, теории
метода и состава входящих в нее дисциплин, теории приложения. Задачей курса
общего языкознания является рассмотрение: (1) места языкознания в системе
филологических дисциплин; (2) предмета языковедного исследования; (3)
методологии языковедного исследования; (4) теории научного и практического
приложения науки о языке; (5) направлений и школ языковедения. Эти задачи
последовательно решаются в двух частях курса: (1) «Общее языкознание» в
собственном смысле, или общая теория языка; (2) «История науки о языке», в
задачу которой входит систематизация периодов развития науки о языке, научных
школ, направлений и концепций
3. Требования к уровню освоения курса.
Квалифицированный специалист-филолог обязан:
ориентироваться в предмете частного и общего языкознания;
иметь четкое представление
о методологии языкознания и владеть приемами научного исследования языка;
о границах применения научных методов лингвистики;
о системе языковедного научного знания;
о перспективных направлениях фундаментальных языковедных исследований;
о методах и приемах нормирования речевой деятельности;
о научных и практических приложениях науки о языке;
знать
строение, состав, предмет и эвристические возможности дисциплин языкознания;
содержание и философско-методологические основания основных лингвистических
учений в их историческом развитии и современном состоянии;
владеть
научной терминологией языкознания;
приемами и методами научного описания и исследования языка;
фундаментальной научной литературой по языкознанию.
II . Содержание курса общего языкознания
Раздел первый: предмет науки о языке.
Предмет, проблематика и состав общего языковедения.
Методология науки. Предмет и объект научного знания. Основные принципы и
категории научного знания: гипотеза, теория, теоретическая система. Верификация
и компрометация научных гипотез и теорий. Человек как предмет знания в
гуманитарных (общественных) науках. Фундаментальные концепты науки: феномен и
ноумен, реальность, предмет и объект, наблюдение и эксперимент, время,
локализация, научный анализ и синтез, закон и закономерность, значимость в
естественных и гуманитарных науках.
Науки и научные дисциплины. Междисциплинарные исследования. Система
фундаментальных гуманитарных наук: филология, история, география, правоведение,
социология, психология, экономическая наука, искусствоведение, богословие.
Философия и наука.
Речевая деятельность как предметная область филологии в системе гуманитарной
науки. Исследовательские, нормативные и прикладные задачи филологии.
Языковедение как часть филологии. Общая и частная филология; общее и частное
языковедение.
Содержание курса: объект языковедения; предмет и методология языковедения,
частные методы исследования языка; состояние исследований языка и современные
проблемы языковедения; прикладное языковедение.
Сущность языка.
Ограниченность научных абстракций и дихотомий язык /речь, синхрония
/ диахрония, означаемое/означающее, внешняя лингвистика /
внутренняя лингвистика. Дихотомии Ф. де Соссюра как научные абстракции и как
артефакты.
Акт речи. Научное наблюдение акта речи. Строение акта речи: диалог и монолог,
внутренняя и внешняя речь, воспроизводимость и членораздельность сегментов,
обозначение. Знак как воспроизводимый устойчивый материальный сегмент
коммуникации, способный замещать образы, представления и понятия.
Строение высказывания: предикативность, членораздельность, номинативность,
конструктивность. Виды высказываний в диалоге: сообщения, вопросы, побуждения.
Простые и сложные высказывания. Непрерывность речевой коммуникации. Отношения
людей через высказывания и высказываний через людей. Речевой коллектив. Речевая
деятельность.
Язык как исторически развивающаяся организованная совокупность речевых актов
в пределах речевого коллектива. Фактура речи: естественная, письменная,
печатная, массовая коммуникация. Проблема единства и общности актов
коммуникации.
Понятие культуры: культура и деятельность. Физическая, духовная и
материальная культура. Культура общества, организации и личная культура. Язык
как основа и главный инструмент культуры. Семиотические системы и классы знаков
по функции: язык, счет, обряд, игра; прогностические искусства: приметы,
гадания, знамения; мусические искусства: танец, музыка, рисунок; прикладные
искусства: костюм, архитектура, бытовые предметы; искусства управления: сигналы,
ориентиры, команды. Проблема отношения языка к другим семиотическим системам.
Язык как генерализация фактов речи. Обобщенное понятие речи как вербальной
деятельности коммуникативного коллектива. Проблемы генерализации фактов речи:
членораздельность и рекурсивность, предикативность, назначение знаков языка и
других семиотических систем, воспроизводимость, кумуляция знания, личное и
коллективное знание, многофактурность речи и материальность знака.
Общественная сущность языка.
Язык человека, коммуникативные системы животных, искусственные знаковые
системы. Этологическая и культурная составляющие языка. Развитие языка.
Строение системы словесности. Устная словесность: общий, информационный,
диалектический, соревновательный, совещательный, управляющий диалог, молва,
фольклорные правила ведения речи и организация речевых отношений в бесписьменных
языках.
Письменная речь: алфавит, графика, орфография, пунктуация, искусства письма.
Надписи: эпиграфика, сфрагистика, нумизматика. Письменность: документы,
послания, сочинения. Устно-письменная речь: оратория, гомилетика, сценическая
речь. Искусства речи: организация речевых отношений в письменных обществах.
Печатная речь: художественная литература, научная речь, публицистика. Науки о
речи и нормы литературного языка и речи: организация речевых отношений в
национальных культурах.
Массовая коммуникация: массовая информация, информатика, реклама. Прикладные
науки о языке и междисциплинарные дисциплины: психолингвистика,
социолингвистика, контент-анализ, риторическая критика, законы о речи и языковая
политика.
Номенклатура языков.
Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая непрерывность.
Этнос и язык. Семьи и группы языков.
Типологическая классификация языков. Строй языка. Формы
членораздельности. Возможности выражения мысли. Группировки грамматических
значений в грамматических категориях. Связи признаков в универсалиях.
Историко-культурная классификация языков. Бесписьменные, письменные,
младописьменные и литературные языки. Язык племени, народности, народа, нации,
язык международного, межнационального общения, мировые языки.
Письменно-культурные ареалы.
Дидактическая классификация языков. Родные и неродные, живые и
“мертвые” (неупотребительные в бытовом обиходе) языки. Иностранные,
классические, дешифруемые и реконструируемые языки. Естественные и искусственные
языки.
Происхождение языка как философская и научная проблема. Традиционное
значение проблемы происхождения языка. Общенаучный, философский и языковедный
аспекты проблемы происхождения языка. Научные и квазинаучные проблемы в
языковедении. Обзор теорий о происхождении языка. Основные подходы к проблеме
происхождения языка: логосический, конвенционалистский, ономатопоэтический.
Принципиальная невозможность научного решения проблемы происхождения языка.
Языки мира и проблема единства языка человека.
Язык и мышление.
Назначение знаков и организация знаковых систем. Семантический треугольник.
Предикация и виды высказываний. Импликации, суппозиции, интенции. Уровни
обозначения. Категории времени, места, модальности и лица. Основные виды знаков
по Ч. Пирсу: фанероны качество, факт и мысль; интерпретанта – типы знаков:
икона, индекс, символ. Триадические отношения знаков и пропозиции по Пирсу.
Семантика, синтактика, прагматика. Илокутивные акты.
Языковое мышление. Гипотеза о языковом мышлении в связи с типом строя языка.
Форма и материя в языке. Внешняя и внутренняя форма слова. Поэзия и проза.
Осознание и оценка языка. Виды языкового сознания: обыденное,
индивидуально-авторское и научное. Языковая личность. Языковой коллектив.
Языковое сознание и норма языка.
Язык в отношении к мысли. Риторическая, научно-философская (диалектическая),
поэтическая формы мысли в речи.
Мысль в риторической форме. Отношение ритора к цели и аудитории: этос,
логос, пафос; отношение высказывания к речевой задаче и времени: совещательная,
судительная, показательная; отношение высказывания к предмету речи: статус
установления, статус определения, статус оценки; посылки и фоновое знание;
топика и концепты культуры; отношение высказывания к норме: тропы и фигуры.
Мысль в диалектической форме Полисемия, синонимия, антонимия;
предикация и категории; субстанции и иерархия понятий; дефиниции; умозаключение;
систематическая и диалектическая техника рассуждения. Классы терминов.
Мысль в поэтической форме. Слово и образ. Внутренняя форма слова.
Звукопись. Художественный вымысел и художественное обобщение. Эпос, лирика и
драма как формы речи. Образ автора и стилистические категории речи.
Соотношение диалектической, риторической и поэтической форм рече-мыслительной
деятельности. Универсальность выражения форм мысли в языках
различного строя. Проблема единства рече-мыслительной деятельности.
Раздел второй: методы науки о языке.
Система языка: язык как генерализация фактов речи.
Синтагматико-парадигматические отношения. как методологическая
основа систематизации единиц языка. Лингвистическое понимание языка.
Экспрессивная, оценочная и коммуникативная функции высказывания и принципы
лингвистической абстракции. Знак и единица языка. Субстанция (материя) и форма.
План выражения и план содержания единицы. Значение и значимость. Релевантные и
нерелевантные признаки единиц. Варианты и инварианты. Сегментные и несегментные
единицы. Слово и предложение как основные единицы языка. Отношения дистрибуции:
контрастная, дополнительная дистрибуция и свободное варьирование.
Синтагматические и парадигматические классы. Синтагматико-парадигматические
отношения как принцип лингвистической систематизации.
Ярусы системы языка I .
Понятие уровня и яруса. Состав ярусов. Базовые единицы ярусов языка: фонема,
морфема, лексема, словосочетание, предложение.
Фонемный ярус. Понятие фонемы. Принципы выделения фонем: московская,
пражская, ленинградская, дескриптивная фонологические школы. Чередования,
сильные и слабые позиции фонем; варианты и вариации. Нейтрализация: архифонема и
гиперфонема. Фонемный состав языка. Проблема фонологической номенклатуры в
языках слогового строя.
Морфемный ярус. Понятие морфемы. Различные подходы к определению
морфемы. Морфема как компонент слова. Морфонологические отношения и проблема
морфонемы. Морфологическая форма слова и классы морфем. Моция, деривация и
согласование. Словоизменеие и словообразование. Проблема универсальности
морфемы.
Ярус слова. Трудности универсального определения слова. Идиомы и
фразеологизмы. Слово и лексема. Словарное и контекстные значения слова.
Лексическая семантика: принципы описания значения слова. Лексико-семантические
группы и семантические поля; компоненты значения слова. Лексическая система
языка, концепты и языковая картина мира.
Ярусы системы языка II .
Ярус словосочетания. Понятие словосочетания в русской лингвистической
традиции. Синтаксические отношения и синтагмы. Словосочетание в московской
формальной школе (А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон). Словосочетание как сложное
имя в понимании В.В. Виноградова и его последователей. Проблема предикативного
словосочетания. Классификации словосочетаний.
Ярус предложения. Определения предложения. Классические концепции
предложения в русской лингвистической традиции. Предложение и высказывание в
изображении М.М. Бахттина. Синтаксический, логический и коммуникативный аспекты
строения предложения. Классическая модель членов предложения. Концепция О.
Есперсена: юнкция и нексус. Концепция Л. Теньера: глагол и актанты. Основные
понятия трансформационной и генеративной грамматики: непосредственные
составляющие; глубинная и поверхностная структуры. Коммуникативный синтаксис.
Отношения между единицами ярусов, языковые явления внутри ярусов и на их
границах. Нижний и верхний пределы лингвистического описания языка и проблема
дискурса; лингвистика текста. Уровни описания языка.
Проблемы систематизации фактов языка. Факт языка и лингвистический
факт. Стили языка и стили речи. Вариативность в языке. Язык как система языковых
подсистем. Категории стилистики. Отбор и удостоверение фактов языка.
Вспомогательные приемы отбора: лингвостатистика, психолингвистика,
социолингвистика.
Сравнительное языковедение.
Способы, техника и единицы сравнения языков. Сравнение отдельных
единиц языков. Сравнение фрагментов систем языков. Сравнение описаний языков.
Сопоставительное языковедение.. Задачи и методы
сопоставительного языковедения. Контрастивное и конфронтативное сопоставление
фактов языка. Перевод как метод сопоставительного языковедения. Проблема
переводимости. Ограниченная переводимость поэтических произведений и отношение
общего языка к языку индивидуальности. Переводимость прозаических произведений и
степень развития языка. Экспериментальный перевод. Теория перевода.
Типологическое языковедение. Принципы типологии.
Морфологическая типология. Типологические идеи Э. Сепира. Эмпирическая база
сравнения. Язык-эталон, виды языков-эталонов. Цели исследования и
представительные языки. Универсалии и их виды. Верификация универсалий.
Типологические классификации и типологический строй языка. Проблемы
типологической теории языка. Возможное и невозможное в языке с типологической
точки зрения. Современное состояние и проблемы типологии.
Сравнительно-историческое языковедение. Основные принципы
сравнительно-исторического метода по А. Мейе и Э. А. Макаеву. Эмпирическая база.
Отбор материала и языков для сравнения. Представительные языки. Языковое
родство: гипотезы и критерии доказательности. Соответствия. Построение
реконструкций. Внутренняя реконструкция. Законы и исключения. Праязык и
язык-основа. Степени языкового родства. Проблема типологической общности
сравниваемых языков и их сходства с реконструируемым праязыком. Состояние
сравнительно-исторических исследований различных языковых семей.
Фундаментальные исследования в языковедении.
Классификация языковедных дисциплин. Понятие фундаментального,
нормативного и прикладного исследования в языковедении.
Дисциплины общего языковедения: философия языка, философская
грамматика, общая филология, риторика, теория словесности, история языковедения,
социолингвистика, психолингвистика, лингвистическая география, типология,
компаративистика, сопоставительное языковедение.
Дисциплины частного языковедения: фонетика и фонология,
лексикология, лексикография, историческая лексикология. историческая грамматика,
диалектология, история языка, история литературного языка, история языка
художественной литературы, стилистика.
Раздел третий: нормативное языкознание.
Динамика языка.
Понятие динамики языка. Характер и причины языковых
изменений. Теории субстрата, суперстрата и адстрата. Изменчивость языка и норма.
Проблема прогресса в языке. Сознательное влияние общества на язык. Эволюция,
развитие и совершенствование языка.
Эволюционные процессы в языке. Фонетические процессы.
Дивергенции и конвергенции в фонологической системе языка. Исчезновение и
появление новых морфем. Исчезновение, слияние, дифференциация и возникновение
грамматических категорий. Перечленение системы грамматических категорий.
Изменения лексики, процессы развития лексического значения. Образование
устойчивых словосочетаний, возникновение новых слов. Образование и исчезновение
синтаксических конструкций.
Процессы развития в языке. Развитие лексической системы
языка: дифференциация значений слов, заимствования, сложение терминологий,
усложнение отношений между лексемами. Развитие синтаксических отношений:
формирование и дифференциация оборотов и сложных предложений. Развитие
фонетической системы языка: влияние орфографии, появление новых фонем в
заимствованных словах и исчезновение комбинаторных ограничений в фонетической
системе.
Совершенствование языка. Представления о качестве речи и
возможностях языка. Общие и частные качества стиля. Оценки стиля в различных
культурах и в различные периоды. Возможности системы языка. Направления
совершенствования языка.
Нормирование языка.
Понятие нормы, различные подходы к языковой норме. Норма и
узус. Типы норм и способы построения нормы. Законодательство о языке и языковая
политика. Норма и оценка фактов языка.
Грамматические, лексические, орфоэпические, орфографические,
стилистические, логические, риторические, поэтические нормы. Ошибка и
погрешность, творческое использование норм и сознательное отклонение от нормы.
Нормирование языка и культура языка. Нормирование
речевого обихода в дописьменных языках. Система паремий о языке. Виды и
классификация паремий. Правила ведения речи по данным пословиц и поговорок.
Создание письменности и нормирование письменного языка. Отношения
языка-источника и заимствующего языка в процессе становления нормы: типы
заимствования письма и письменности. Организация и уровни системы письма.
Культурно-письменные ареалы. Нормы литературных языков. Авторитетная инстанция в
языке. Типы инстанций.
Печатная речь и приемы нормирования языка и общественного контроля.
Академии. Значение цензуры и школы. Писатели как авторитетная инстанция.
Массовая коммуникация и проблемы нормирования языка. Государственные
и общественные органы, контролирующие правильность речи. Особенности и типы
норм межнациональных и мировых языков. Нормирование языка за пределами его
распространения как родного.
Нормативные руководства. Нормативная грамматика. Нормативный
словарь. Нормативная риторика и поэтика. Справочные пособия. Своды правил.
Образование и подготовка эталонной языковой личности.
Раздел четвертый: прикладное языкознание.
Принципы и задачи прикладного языкознания.
Научные и практические приложения научного знания о языке. Научные
приложения языковедения. Практическая прикладная задача и ее отличие от научной
проблемы. Эклектический характер прикладной проблематики и проблема теории
прикладного языковедения. Исследования и разработки. Сферы приложения
языковедения: семиотика, дидактика и информатика.
Предмет прикладной семиотики - разработка фактур языка и
семиотическое оснащение языка.
Фактура устной речи, разработки техники устной речи, медицина,
опознание личности, синтезаторы речи, перевод устной речи в письменную форму.
Лингвистическая экспертиза.
Фактура письменной речи: создание и совершенствование средств
письма. Построение алфавита и развитие языка, типы алфавитов. Недостаточность,
неполнота и избыточность алфавита и их компенсация в графике. Типы
компенсирующих буквосочетаний и другие приемы компенсации. Построение
орфографической системы. Построение пунктуационной системы, виды пунктуационных
систем. Частные виды текстов и приемы их графической организации.
Орфографическое реформирование языка и проекты орфографических реформ.
Эстетика и восприятие шрифта. Виды шрифтов. Строение книжного
шрифта. Гарнитура. Типы шрифтов и соотношение шрифта с содержанием издания.
Предмет языковой дидактики. Психология речи и психология
языка. Виды учебных описаний языка, строение учебников и система учебников.
Общая языковая дидактика. Руководства и их виды. Ортология языка как учение о
творческом использовании нормы. Школьная дидактика и профессиональная дидактика.
Понятие и содержание информационного обслуживания.
Библиотечное дело. Виды библиотек. Каталоги. Библиотечные классификации и
обработка литературы.
Архивное дело, структура архивов в России. Поиск информации в
архивах. Использование архивной информации.
Канцелярское дело. Документы и документооборот.
Научно-техническая информация. Библиография. Компрессия текста.
Аннотация. Реферат. Обзор. Аналитический обзор. Информационные словари.
Информационный поиск. Автоматизированные системы управления. Автоматизированные
системы проектирования. Автоматический перевод.