Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Общие курсы : Общее языкознание


Общее языкознание: программа проф. А.А. Волкова
Автор А.А. Волков
Oct 22, 2006, 17:00

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

I . Организационно-методический раздел.

1. Цель курса

«Общее языкознание» – завершающий и обобщающий курс в системе языковедческой подготовки студентов филологических факультетов. Если цель курса «Введение в языкознание» состоит в освоении основных понятий и методов науки о языке, то цель курса «Общего языкознания» – представление языкознания как системы научного знания о языке в составе филологии, рассмотрение методологии языкознания как гуманитарной науки, основных направлений и перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка.

  2. Задачи курса

Развитая наука как единая совокупность знаний, полученных применением определенной системы исследовательских методов к ограниченному классу объектов и имеющая сложившуюся систему теоретических и практических приложений, может быть рассмотрена в аспектах составляющих ее теории предмета исследования, теории метода и состава входящих в нее дисциплин, теории приложения. Задачей курса общего языкознания является рассмотрение: (1) места языкознания в системе филологических дисциплин; (2) предмета языковедного исследования; (3) методологии языковедного исследования; (4) теории научного и практического приложения науки о языке; (5) направлений и школ языковедения. Эти задачи последовательно решаются в двух частях курса: (1) «Общее языкознание» в собственном смысле, или общая теория языка; (2) «История науки о языке», в задачу которой входит систематизация периодов развития науки о языке, научных школ, направлений и концепций

3. Требования к уровню освоения курса.

Квалифицированный специалист-филолог обязан:

ориентироваться в предмете частного и общего языкознания;

иметь четкое представление

о методологии языкознания и владеть приемами научного исследования языка;

о границах применения научных методов лингвистики;

о системе языковедного научного знания;

о перспективных направлениях фундаментальных языковедных исследований;

о методах и приемах нормирования речевой деятельности;

о научных и практических приложениях науки о языке;

  знать

строение, состав, предмет и эвристические возможности дисциплин языкознания;

содержание и философско-методологические основания основных лингвистических учений в их историческом развитии и современном состоянии;

владеть

научной терминологией языкознания;

приемами и методами научного описания и исследования языка;

фундаментальной научной литературой по языкознанию.

II . Содержание курса общего языкознания

Раздел первый: предмет науки о языке.

Предмет, проблематика и состав общего языковедения.

Методология науки. Предмет и объект научного знания. Основные принципы и категории научного знания: гипотеза, теория, теоретическая система. Верификация и компрометация научных гипотез и теорий. Человек как предмет знания в гуманитарных (общественных) науках. Фундаментальные концепты науки: феномен и ноумен, реальность, предмет и объект, наблюдение и эксперимент, время, локализация, научный анализ и синтез, закон и закономерность, значимость в естественных и гуманитарных науках.

Науки и научные дисциплины. Междисциплинарные исследования. Система фундаментальных гуманитарных наук: филология, история, география, правоведение, социология, психология, экономическая наука, искусствоведение, богословие. Философия и наука.

Речевая деятельность как предметная область филологии в системе гуманитарной науки. Исследовательские, нормативные и прикладные задачи филологии. Языковедение как часть филологии. Общая и частная филология; общее и частное языковедение.

  Содержание курса: объект языковедения; предмет и методология языковедения, частные методы исследования языка; состояние исследований языка и современные проблемы языковедения; прикладное языковедение.

Сущность языка.

Ограниченность научных абстракций и дихотомий язык /речь, синхрония / диахрония, означаемое/означающее, внешняя лингвистика / внутренняя лингвистика. Дихотомии Ф. де Соссюра как научные абстракции и как артефакты.

Акт речи. Научное наблюдение акта речи. Строение акта речи: диалог и монолог, внутренняя и внешняя речь, воспроизводимость и членораздельность сегментов, обозначение. Знак как воспроизводимый устойчивый материальный сегмент коммуникации, способный замещать образы, представления и понятия.

Строение высказывания: предикативность, членораздельность, номинативность, конструктивность. Виды высказываний в диалоге: сообщения, вопросы, побуждения. Простые и сложные высказывания. Непрерывность речевой коммуникации. Отношения людей через высказывания и высказываний через людей. Речевой коллектив. Речевая деятельность.

Язык как исторически развивающаяся организованная совокупность речевых актов в пределах речевого коллектива. Фактура речи: естественная, письменная, печатная, массовая коммуникация. Проблема единства и общности актов коммуникации.

Понятие культуры: культура и деятельность. Физическая, духовная и материальная культура. Культура общества, организации и личная культура. Язык как основа и главный инструмент культуры. Семиотические системы и классы знаков по функции: язык, счет, обряд, игра; прогностические искусства: приметы, гадания, знамения; мусические искусства: танец, музыка, рисунок; прикладные искусства: костюм, архитектура, бытовые предметы; искусства управления: сигналы, ориентиры, команды. Проблема отношения языка к другим семиотическим системам.

Язык как генерализация фактов речи. Обобщенное понятие речи как вербальной деятельности коммуникативного коллектива. Проблемы генерализации фактов речи: членораздельность и рекурсивность, предикативность, назначение знаков языка и других семиотических систем, воспроизводимость, кумуляция знания, личное и коллективное знание, многофактурность речи и материальность знака.

Общественная сущность языка.

Язык человека, коммуникативные системы животных, искусственные знаковые системы. Этологическая и культурная составляющие языка. Развитие языка.

Строение системы словесности. Устная словесность: общий, информационный, диалектический, соревновательный, совещательный, управляющий диалог, молва, фольклорные правила ведения речи и организация речевых отношений в бесписьменных языках.

Письменная речь: алфавит, графика, орфография, пунктуация, искусства письма. Надписи: эпиграфика, сфрагистика, нумизматика. Письменность: документы, послания, сочинения. Устно-письменная речь: оратория, гомилетика, сценическая речь. Искусства речи: организация речевых отношений в письменных обществах.

Печатная речь: художественная литература, научная речь, публицистика. Науки о речи и нормы литературного языка и речи: организация речевых отношений в национальных культурах.

Массовая коммуникация: массовая информация, информатика, реклама. Прикладные науки о языке и междисциплинарные дисциплины: психолингвистика, социолингвистика, контент-анализ, риторическая критика, законы о речи и языковая политика.

Номенклатура языков.

Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая непрерывность. Этнос и язык. Семьи и группы языков.

Типологическая классификация языков. Строй языка. Формы членораздельности. Возможности выражения мысли. Группировки грамматических значений в грамматических категориях. Связи признаков в универсалиях.

Историко-культурная классификация языков. Бесписьменные, письменные, младописьменные и литературные языки. Язык племени, народности, народа, нации, язык международного, межнационального общения, мировые языки. Письменно-культурные ареалы.

Дидактическая классификация языков. Родные и неродные, живые и “мертвые” (неупотребительные в бытовом обиходе) языки. Иностранные, классические, дешифруемые и реконструируемые языки. Естественные и искусственные языки.

Происхождение языка как философская и научная проблема. Традиционное значение проблемы происхождения языка. Общенаучный, философский и языковедный аспекты проблемы происхождения языка. Научные и квазинаучные проблемы в языковедении. Обзор теорий о происхождении языка. Основные подходы к проблеме происхождения языка: логосический, конвенционалистский, ономатопоэтический. Принципиальная невозможность научного решения проблемы происхождения языка.

Языки мира и проблема единства языка человека.    

 

Язык и мышление.

Назначение знаков и организация знаковых систем. Семантический треугольник. Предикация и виды высказываний. Импликации, суппозиции, интенции. Уровни обозначения. Категории времени, места, модальности и лица. Основные виды знаков по Ч. Пирсу: фанероны качество, факт и мысль; интерпретанта – типы знаков: икона, индекс, символ. Триадические отношения знаков и пропозиции по Пирсу. Семантика, синтактика, прагматика. Илокутивные акты.

Языковое мышление. Гипотеза о языковом мышлении в связи с типом строя языка. Форма и материя в языке. Внешняя и внутренняя форма слова. Поэзия и проза. Осознание и оценка языка. Виды языкового сознания: обыденное, индивидуально-авторское и научное. Языковая личность. Языковой коллектив. Языковое сознание и норма языка.

Язык в отношении к мысли. Риторическая, научно-философская (диалектическая), поэтическая формы мысли в речи.

Мысль в риторической форме. Отношение ритора к цели и аудитории: этос, логос, пафос; отношение высказывания к речевой задаче и времени: совещательная, судительная, показательная; отношение высказывания к предмету речи: статус установления, статус определения, статус оценки; посылки и фоновое знание; топика и концепты культуры; отношение высказывания к норме: тропы и фигуры.

Мысль в диалектической форме Полисемия, синонимия, антонимия; предикация и категории; субстанции и иерархия понятий; дефиниции; умозаключение; систематическая и диалектическая техника рассуждения. Классы терминов.

Мысль в поэтической форме. Слово и образ. Внутренняя форма слова. Звукопись. Художественный вымысел и художественное обобщение. Эпос, лирика и драма как формы речи. Образ автора и стилистические категории речи.

Соотношение диалектической, риторической и поэтической форм рече-мыслительной деятельности.             Универсальность выражения форм мысли в языках различного строя. Проблема единства рече-мыслительной деятельности.

Раздел второй: методы науки о языке.

Система языка: язык как генерализация фактов речи.

  Синтагматико-парадигматические отношения. как методологическая основа систематизации единиц языка. Лингвистическое понимание языка. Экспрессивная, оценочная и коммуникативная функции высказывания и принципы лингвистической абстракции. Знак и единица языка. Субстанция (материя) и форма. План выражения и план содержания единицы. Значение и значимость. Релевантные и нерелевантные признаки единиц. Варианты и инварианты. Сегментные и несегментные единицы. Слово и предложение как основные единицы языка. Отношения дистрибуции: контрастная, дополнительная дистрибуция и свободное варьирование. Синтагматические и парадигматические классы. Синтагматико-парадигматические отношения как принцип лингвистической систематизации.

Ярусы системы языка I .

Понятие уровня и яруса. Состав ярусов. Базовые единицы ярусов языка: фонема, морфема, лексема, словосочетание, предложение.

Фонемный ярус. Понятие фонемы. Принципы выделения фонем: московская, пражская, ленинградская, дескриптивная фонологические школы. Чередования, сильные и слабые позиции фонем; варианты и вариации. Нейтрализация: архифонема и гиперфонема. Фонемный состав языка. Проблема фонологической номенклатуры в языках слогового строя.

Морфемный ярус. Понятие морфемы. Различные подходы к определению морфемы. Морфема как компонент слова. Морфонологические отношения и проблема морфонемы. Морфологическая форма слова и классы морфем. Моция, деривация и согласование. Словоизменеие и словообразование. Проблема универсальности морфемы.

Ярус слова. Трудности универсального определения слова. Идиомы и фразеологизмы. Слово и лексема. Словарное и контекстные значения слова. Лексическая семантика: принципы описания значения слова. Лексико-семантические группы и семантические поля; компоненты значения слова. Лексическая система языка, концепты и языковая картина мира.

Ярусы системы языка II .

Ярус словосочетания. Понятие словосочетания в русской лингвистической традиции. Синтаксические отношения и синтагмы. Словосочетание в московской формальной школе (А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон). Словосочетание как сложное имя в понимании В.В. Виноградова и его последователей. Проблема предикативного словосочетания. Классификации словосочетаний.

Ярус предложения. Определения предложения. Классические концепции предложения в русской лингвистической традиции. Предложение и высказывание в изображении М.М. Бахттина. Синтаксический, логический и коммуникативный аспекты строения предложения. Классическая модель членов предложения. Концепция О. Есперсена: юнкция и нексус. Концепция Л. Теньера: глагол и актанты. Основные понятия трансформационной и генеративной грамматики: непосредственные составляющие; глубинная и поверхностная структуры. Коммуникативный синтаксис.

Отношения между единицами ярусов, языковые явления внутри ярусов и на их границах. Нижний и верхний пределы лингвистического описания языка и проблема дискурса; лингвистика текста. Уровни описания языка.

Проблемы систематизации фактов языка. Факт языка и лингвистический факт. Стили языка и стили речи. Вариативность в языке. Язык как система языковых подсистем. Категории стилистики. Отбор и удостоверение фактов языка. Вспомогательные приемы отбора: лингвостатистика, психолингвистика, социолингвистика.

Сравнительное языковедение.

         Способы, техника и единицы сравнения языков. Сравнение отдельных единиц языков. Сравнение фрагментов систем языков. Сравнение описаний языков.

         Сопоставительное языковедение.. Задачи и методы сопоставительного языковедения. Контрастивное и конфронтативное сопоставление фактов языка. Перевод как метод сопоставительного языковедения. Проблема переводимости. Ограниченная переводимость поэтических произведений и отношение общего языка к языку индивидуальности. Переводимость прозаических произведений и степень развития языка. Экспериментальный перевод. Теория перевода.

         Типологическое языковедение. Принципы типологии. Морфологическая типология. Типологические идеи Э. Сепира. Эмпирическая база сравнения. Язык-эталон, виды языков-эталонов. Цели исследования и представительные языки. Универсалии и их виды. Верификация универсалий. Типологические классификации и типологический строй языка. Проблемы типологической теории языка. Возможное и невозможное в языке с типологической точки зрения. Современное состояние и проблемы типологии.

         Сравнительно-историческое языковедение. Основные принципы сравнительно-исторического метода по А. Мейе и Э. А. Макаеву. Эмпирическая база. Отбор материала и языков для сравнения. Представительные языки. Языковое родство: гипотезы и критерии доказательности. Соответствия. Построение реконструкций. Внутренняя реконструкция. Законы и исключения. Праязык и язык-основа. Степени языкового родства. Проблема типологической общности сравниваемых языков и их сходства с реконструируемым праязыком. Состояние сравнительно-исторических исследований различных языковых семей.

Фундаментальные исследования в языковедении.

         Классификация языковедных дисциплин. Понятие фундаментального, нормативного и прикладного исследования в языковедении.

         Дисциплины общего языковедения: философия языка, философская грамматика, общая филология, риторика, теория словесности, история языковедения, социолингвистика, психолингвистика, лингвистическая география, типология, компаративистика, сопоставительное языковедение.

         Дисциплины частного языковедения: фонетика и фонология, лексикология, лексикография, историческая лексикология. историческая грамматика, диалектология, история языка, история литературного языка, история языка художественной литературы, стилистика.

Раздел третий: нормативное языкознание.

Динамика языка.

         Понятие динамики языка. Характер и причины языковых изменений. Теории субстрата, суперстрата и адстрата. Изменчивость языка и норма. Проблема прогресса в языке. Сознательное влияние общества на язык. Эволюция, развитие и совершенствование языка.

         Эволюционные процессы в языке. Фонетические процессы. Дивергенции и конвергенции в фонологической системе языка. Исчезновение и появление новых морфем. Исчезновение, слияние, дифференциация и возникновение грамматических категорий. Перечленение системы грамматических категорий. Изменения лексики, процессы развития лексического значения. Образование устойчивых словосочетаний, возникновение новых слов. Образование и исчезновение синтаксических конструкций.

         Процессы развития в языке. Развитие лексической системы языка: дифференциация значений слов, заимствования, сложение терминологий, усложнение отношений между лексемами. Развитие синтаксических отношений: формирование и дифференциация оборотов и сложных предложений. Развитие фонетической системы языка: влияние орфографии, появление новых фонем в заимствованных словах и исчезновение комбинаторных ограничений в фонетической системе.

         Совершенствование языка. Представления о качестве речи и возможностях языка. Общие и частные качества стиля. Оценки стиля в различных культурах и в различные периоды. Возможности системы языка. Направления совершенствования языка.

Нормирование языка.

         Понятие нормы, различные подходы к языковой норме. Норма и узус. Типы норм и способы построения нормы. Законодательство о языке и языковая политика. Норма и оценка фактов языка.

         Грамматические, лексические, орфоэпические, орфографические, стилистические, логические, риторические, поэтические нормы. Ошибка и погрешность, творческое использование норм и сознательное отклонение от нормы.

         Нормирование языка и культура языка.           Нормирование речевого обихода в дописьменных языках. Система паремий о языке. Виды и классификация паремий. Правила ведения речи по данным пословиц и поговорок.

Создание письменности и нормирование письменного языка. Отношения языка-источника и заимствующего языка в процессе становления нормы: типы заимствования письма и письменности. Организация и уровни системы письма. Культурно-письменные ареалы. Нормы литературных языков. Авторитетная инстанция в языке. Типы инстанций.

         Печатная речь и приемы нормирования языка и общественного контроля. Академии. Значение цензуры и школы. Писатели как авторитетная инстанция.

         Массовая коммуникация и проблемы нормирования языка. Государственные и общественные органы, контролирующие правильность речи.    Особенности и типы норм межнациональных и мировых языков. Нормирование языка за пределами его распространения как родного.

         Нормативные руководства. Нормативная грамматика. Нормативный словарь. Нормативная риторика и поэтика. Справочные пособия. Своды правил. Образование и подготовка эталонной языковой личности.

Раздел четвертый: прикладное языкознание.

Принципы и задачи прикладного языкознания.

         Научные и практические приложения научного знания о языке. Научные приложения языковедения. Практическая прикладная задача и ее отличие от научной проблемы. Эклектический характер прикладной проблематики и проблема теории прикладного языковедения. Исследования и разработки. Сферы приложения языковедения: семиотика, дидактика и информатика.

         Предмет прикладной семиотики - разработка фактур языка и семиотическое оснащение языка.

         Фактура устной речи, разработки техники устной речи, медицина, опознание личности, синтезаторы речи, перевод устной речи в письменную форму. Лингвистическая экспертиза.

         Фактура письменной речи: создание и совершенствование средств письма. Построение алфавита и развитие языка, типы алфавитов. Недостаточность, неполнота и избыточность алфавита и их компенсация в графике. Типы компенсирующих буквосочетаний и другие приемы компенсации. Построение орфографической системы. Построение пунктуационной системы, виды пунктуационных систем. Частные виды текстов и приемы их графической организации. Орфографическое реформирование языка и проекты орфографических реформ.

         Эстетика и восприятие шрифта. Виды шрифтов. Строение книжного шрифта. Гарнитура. Типы шрифтов и соотношение шрифта с содержанием издания.

         Предмет языковой дидактики. Психология речи и психология языка. Виды учебных описаний языка, строение учебников и система учебников. Общая языковая дидактика. Руководства и их виды. Ортология языка как учение о творческом использовании нормы. Школьная дидактика и профессиональная дидактика.

         Понятие и содержание информационного обслуживания.       Библиотечное дело. Виды библиотек. Каталоги. Библиотечные классификации и обработка литературы.

         Архивное дело, структура архивов в России. Поиск информации в архивах. Использование архивной информации.

         Канцелярское дело. Документы и документооборот.

         Научно-техническая информация. Библиография. Компрессия текста. Аннотация. Реферат. Обзор. Аналитический обзор. Информационные словари. Информационный поиск. Автоматизированные системы управления. Автоматизированные системы проектирования. Автоматический перевод.


Наверх


   Rambler's Top100