(30 декабря 1924 г. – 10 декабря 1998 г.)
Николай Георгиевич родился в канун 1925 г. в коренной русской семье волжских
речников.
Его военная судьба была такой же, как и у всех людей этого поколения. Он
служил в морской пехоте, защищал «Ораниенбаумский пятачок». Там Николай
Георгиевич совершил редкий военный подвиг – огнем своего пулемета сбил самолет,
шедший на бомбежку Кронштадта. Звание старшины и долгая служба после окончания
войны, казалось, оставляли мало перспектив для того, чтобы стать профессором
филологии.
Но любовь к языкам и настойчивое желание продолжить образование в конце
концов привели Николая Георгиевича в ряды слушателей Военного института
иностранных языков. Затем была служба в Германии, демобилизация и поступление
преподавателем в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Талант Николая Георгиевича к изучению языков, великолепное знание немецкого и
польского, фундаментальные исследования германистики и полонистики сделали его
выдающимся лингвистом – теоретиком и практиком. Николай Георгиевич не только
блестяще знал историю и диалектологию немецкого языка, но и умел говорить на
немецких диалектах на уровне их носителей. Так же виртуозно профессор Комлев
владел и польским языком.
Способность полиглота делала из профессора Комлева
прекрасного педагога, для которого язык был основой раскрытия культуры.
Культуроведческая эрудиция Николая Георгиевича проявилась в созданных им
учебниках – буквально каждая фраза описываемого языка освещается в них с
историко-культурных позиций.
Главным объектом научных интересов профессора Комлева был процесс языкового
общения, в котором он видел инструмент культурной и хозяйственной жизни.
Созданная им философия языкового общения составила фундамент его исследований.
Профессор Комлев считал язык важнейшим механизмом управления обществом и
способом социальной манифестации личности. Учёный поставил перед собой и
разрабатывал три главных вопроса: как изучать язык, обучать языку, общаться
посредством языка? Перечисленные проблемы Николай Георгиевич рассматривал как
единство языковой жизни человека. Поэтому ряд его работ посвящен психологии
речевого общения и психологии языка.
Профессор Комлев сформулировал следующие важнейшие гносеологические
положения: нельзя наблюдать объект, не изменяя его; нельзя наблюдать объект, не
нарушая восприятие его; нельзя интерпретировать наблюдения, не искажая
правильного представления об объекте; нельзя передать интерпретацию наблюдения,
не придав ему дополнительного искажения.
Эти принципы как будто сходны с установками видных американских социологов.
Однако Николай Георгиевич сумел развить приведенные скептические тезисы
вполне позитивно и раскрыть их содержание в плане конструктивного знания.
Применительно к языку это вылилось в разработку специфики языкового знака, в
теорию мотивации выбора знака в языковом общении, в разработку учения о языковом
понятии и учения о связи коннотации и денотации, а в дальнейшем позволило
построить теорию вне контекста взаимоотношений в лексике и теорию отношения
говорения к мышлению.
Указанные теоретические положения обоснованы Николаем
Георгиевичем, в частности, в его последней книге «Слово в речи». Трагическая
смерть Николая Георгиевича, погибшего в автомобильной катастрофе, стала
невосполнимой потерей для Московского университета и для отечественной филологии
в целом.
Мы скорбим о том, что прервалась связь с этим замечательным, всегда веселым,
добрым, отзывчивым человеком, для которого идеалом жизни были нелюбовь к
конфликтам и принципиальность по отношению к самому себе и к товарищам.