Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет

Учебная деятельность : Спецкурсы : Когнитивная лингвистика и прагматика


с/к "Когнитивные аспекты деятельности человека"
Автор
Oct 25, 2012, 00:00

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

ведет доц. Чижова Лариса Алексеевна

пт., 10:50 (сбор у кафедры)

Задача курса – представить проблематику общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о структуре знаний человека, народа и человечества в целом – о формировании знаний Человека о действительности, об обществе и о себе самом, что отражается в языковых формах.

Основные принципы изложения материала – идеи различных направлений философии, психологии, социологии, нейропсихологии в связи с направлениями современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании с принципами, разрабатываемыми такими науками, как культурология, этносемиотика, прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания – когнитивные аспекты языковой деятельности человека.

Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:

1. Когнитивная наука и языкознание

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация ее результатов в языковых структурах разного типа

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

4. Заключение

 Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса приводятся языковые факты различных языков, хотя в основном привлекается материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.


Задачи слушателей курса. При освоении содержания курсов его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студенту предлагается использовать изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат снованием для предлагаемого курса. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат, сверяются студентами самостоятельно по специальным терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления о современных направлениях в когнитивной лингвистике.


Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.

 

Содержание курса

1. Когнитивная наука и языкознание

1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках – антропологизация исследований. Предмет и задачи «постструктурного» «внешнего» языкознания – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия структурализма в языкознании.

1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – новая постановка вопросов  в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного интеллекта, прикладной математики, робототехники), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в сфере изучения гносеологической деятельности человека.

1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим функциям. Семиотический, психологический, социологический и культурологический аспекты. Знание как семиотический объект. Языковой знак и понятие, их соотношение.

 

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация результатов в языковых структурах

2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и референция как когнитивные механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.

Философские вопросы теории номинации и референции. Соотношение слова, мысли и вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание – их соотношение. Понятия когниции, когнитивной системы.

Л.С. Выготский - рассмотрение процессов порождения высказываний («Мышление и речь» 1934).

Теория категоризации Дж. Брунера.

Теория категоризации Л. Талми: категоризация как выявление набора иерархически упорядоченных систем – категорий, посредством которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о действительности (категории когнитивного состояния, конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания и др., каждая из которых имеет свою сложную структуру).

Исследования Ч. Филлмора – теория фреймов.

Выделение «естественных семантических категорий» – исследования Э. Рош (понятие прототипического элемента). Прототипы и стереотипы.

Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой

2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной деятельности человека. Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж. Лакоффа и М. Джонсона.

 

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

3.1. Слово и его когнитивная сущность.

Исторический аспект рассмотрения слова как носителя когниции.

Механизмы формирования лексического значения.

Системность в лексиконе как отражение когнитивных связей. Тезаурусы – когнитивные аспекты. Универсальное и специфическое в тезаурусах как отражение когнитивной деятельности человека.

Национальная специфика – когнитивный аспект лингвокультурологии в лексике.

3.2. Когнитивная грамматика

3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную грамматику

Универсальная грамматика и понятие параметризации.

Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание универсальной грамматики, построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение глубинных и поверхностных структур)

Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.

“Грамматика конструкций” Ч. Филлмора.

3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических категорий:

Формирование представления о «живом» / «неживом», «личном» / «неличном», «конкретным» / «абстрактным» и множество языковых презентаций соотношения субъектно-объектных отношений.

Категории рода и числа – языковой и когнитивные аспекты.

Пространственные и временные представления и их языковое выражение.

 

4. Заключение. Опасна ли «когнитивная революция»?

                4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к информации?

                4.2. Насколько не совпадают культурный концепт и элемент когнитивной системы?

                4.3. Можно ли свести к информативности языковое значение?

 

Литература

Chomsky N . Language and problems of knowledge. The Managua Lectures. - N-Y., 1988.

Fodor J.A. – The language of thought. – N.Y.: Crowell, 1975; Hassox (Essex, England): Harvester, 1976.

Gardiner A. The mind's new science: the history of cognitive revolution. N-Y., 1985.

Langacker R.W. Concept, image, and symbol: The cognitive basis of grammar. – B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1990.

Minsky M. A framework for representing knowledge // D. Metzing ed. Frame conceptions and text understanding. – B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.

Rosh E. H. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology. - L., 1975.

Talmy L. How language structures space // Spacial orientation: theory, research, and application. Plenum press, 1983.

Talmy L. Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.

Апресян Ю.Д. (ред.). Языковая картина мира и системная лексикография. - М.: Языки славянских культур, 2006.

Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография // Избранные труды. Т. II. - М.: Языки русской культуры, 1995.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. - М., Наука, 1974.

Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. С.411-412.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., “ЯРК”, 1999.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1997.

Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.


Наверх


   Rambler's Top100