Искусственное и естественное в языке и речи

Предметом
обсуждения в спецкурсе является соотношение
искусственности/естественности в языке вообще, национальном языке, речи
отдельного человека. Эта проблема многоаспектна:  возможность и
целесообразность моделирования (конструирования) языка и планового
управления языком обсуждается не только касательно искусственных языков,
но и касательно языков естественных. Речь пойдет не только о
сознательном целенаправленном вмешательстве человека в развитие языка,
но и о тех лингвистических явлениях, в которых искусственный, плановый
компонент по значимости сравним с естественным или превосходит его.

«Героями» нашего спецкурса будут и «наивные говорящие», задающие вопрос Почему надо писать «корова» через О? или А зачем нам правила пунктуации?,
и общественные и политические деятели многоязычных государств,
пытающиеся укрепить позиции одного языка, ослабить позиции другого или
найти разумный баланс между разными языками, функционирующими в
государстве. Любое взаимодействие языков нуждается в некоторой степени
вмешательства извне, добавлении человеком экстралингвистических факторов
в естественный ход языкового развития.   Мы обратимся к проблеме создания и развития литературных кодифицированных языков, пиджинов, лингва франка, а также к особенностям языкового законодательства.
Не секрет, что отдельные области языка более «взывают» к сознательному
регулированию, чем другие – в связи с этим изучения требуют унификация терминологии и ограничение заимствований как весьма дискуссионные части языкового планирования.. Обучение иностранным языкам и билингвизм
могут обнаруживать разное соотношение искусственных и естественных
элементов в речи отдельного человека, поэтому также послужат предметом
нашего внимания. Памятуя о том, что исходной формой существования языка
была устная речь,  мы должны остановиться и на том, что привносит в язык
письменность, и на том, как влияют на язык различные средства письменной фиксации и коммуникации (например, электронные). Наконец, текущая языковая ситуация
во многих странах постсоветского пространства демонстрирует нам, к
каким серьезным последствиям может привести неразумное вмешательство в
язык.

Что же может стать полигоном языкового конструирования, моделирования языковой ситуации? Отвечая на этот вопрос, мы исследуем проблему языка в фантастической литературе и рассмотрим проекты искусственных языков, как международных, так и вымышленных – активно развивающихся сейчас в Интернете.

Конечная
цель спецкурса, с одной стороны,   -  дать студентам знания о
соотношении экстралингвистических и лингвистических факторов в развитии
языка, о принципах регулирования языковой ситуации и возможностях
целенаправленногого участия человека в развитии языка, а также о
соотношении искусственного и естественного в речи языковой личности, с
другой – создать у них представление о необходимости глубокой
лингвистической базы для любого сознательного вмешательства в язык и о
роли специалиста-филолога в этих процессах.

 

Список литературы:

 

По лингвоконструированию в целом и ВЯ

  1. Кузнецов С.Н. Основные понятия и термины интерлингвистики. М., 1982
  2. Кузнецов С. Н. Направления современной интерлингвистики. М., 1984
  1. Маркалова Н. Лингво-фантастическое исследование // lecton.ru 2002
  1. Проблемы международного вспомогательного языка. М.,1991
  2. Сидорова М.Ю., Шувалова О.Н. «Интернет-лингвистика: вымышленные языки». М., 2006

 

Общетеоретическая

  1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982
  2. Гринберг
    Дж. Некоторые грамматические универсалии, преимущественно
    касающиеся порядка значимых элементов // Новое в лингвистике. Вып.
    V. М., 1970. С. 114 – 162
  3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 2000
  1. Конференция «Культура «своя» и «чужая»» на портале auditorium.ru
  1. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988
  2. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика. I, М., 1999. С. 58 – 92
  3. Хоккет Ч.Ф. Проблема языковых универсалий // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1998. С. 79-88
  4. Щерба
    Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в
    языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.
    Л., 1974. С. 24-39
  5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1998