(вводный курс)
Автор программы В. А. Кочергина
1.        Основные лингвистические традиции прошлого , причины их 
формирования, своеобразие каждой из них и их общие черты. 
2.       Причины, обусловившие дальнейшее развитие античной (европейской) 
традиции и создания индоевропейского сравнительно-исторического языкознания.
2.1 Идея множественности языков и возможности их сопоставления в работах 
ученых XVI – XVIII веков — И. Ю. Скалигер, Ю. Крыжанич, Г.-В. Лейбниц, Л. тен 
Кате, М. В. Ломоносов. Многоязычные сопоставительные словари XVIII века — П. С. 
Паллас, И. Х. Аделунг, Лоренсо Эрвас-и-Пандуро. 
2.2 Идея историзма в европейской науке конца XVIII – начала XIX веков. 
«Исследование о происхождении языка» и «О возрасте языка» И. Г. Гердера. 
Деятельность немецких ученых (Х. Готшед, А. Т. Бернхарди, И. Канне, И. Фатер и 
др.). Работы Й. Добровского по вопросам истории славянских языков. 
2.3 Открытие санскрита. Идея родства санскрита и древних языков Европы. 
Первые санскритские грамматики на европейских языках. Знакомство с индийской 
культурой, литературой и лингвистикой. 
3.       Формирование и развитие сравнительно-исторического языкознания и его 
метода в I половине XIX века.
3.1 Деятельность Ф. Боппа и его труды; применение сравнительного метода в 
области морфологии; проблема образования флексий — теория агглютинации. Значение 
деятельности Ф. Боппа. 
3.2 Р. Раск, его труды по сравнительному изучению грамматического строя 
индоевропейских языков без привлечения данных санскрита. Его представление о 
генетических связях германских языков. Разработка методологии 
сравнительно-исторических исследований. Роль деятельности Р. Раска в создании 
основ германской филологии. 
3.3 Братья Шлегели. Первая типологическая классификация языков. Роль 
деятельности Фридриха Шлегеля в развитии санскритологии в Европе. Влияние идей 
романтизма на развитие науки о языке. 
3.4 Исторический подход к исследованию языка. Я. Гримм и его «Немецкая 
грамматика». Создание основ сравнительно-исторической фонетики; «закон Гримма». 
Работы по лексикографии. Общетеоретические воззрения Я. Гримма. 
3.5 А. Х. Востоков и его деятельность по созданию истории славянских языков и 
их периодизации. Характеристика трудов Востокова. Прием установления звуковых 
соответствий путем сравнения фактов мертвого языка с живыми диалектами. 
3.6 Вопросы компаративистики в лингвистической концепции В. Гумбольдта. 
Теоретическое обоснование сравнительно-исторического языкознания и определение 
его задач. Дальнейшая разработка типологической классификации языков. Проблемы 
компаративистики в письмах В. Гумбольдта к Ф. Боппу. 
4. Сравнительно-историческое языкознание середины XIX века .
4.1 «Мысли об истории русского языка» И. И. Срезневского. Работы А. Ф. 
Гельдфердинга и Ф. И. Буслаева об отношении русского языка к языкам родственным. 
4.2 Исследование групп родственных языков.
       Создание романской филологии — Ф. Диц. Применение методики Ф. Боппа 
для исследования классических языков — Г. Курциус. Т. Бенфей как компаративист и 
санскритолог. Создание основ балканистики (Б. Е. Копитар) и кельтологии (И. К. 
Цейс). 
4.3 Расширение проблематики исследований. Разработка основ научной этимологии 
— А. Ф. Потт; А. Фик. Создание лингвистической палеонтологии — А. Кун. Начало 
издания журналов по проблемам сравнительно-исторического языкознания. 
4.4 Август Шлейхер, характеристика его трудов. Натуралистическая концепция 
языка; учение о двух периодах в жизни языка. Теория генеалогического древа 
индоевропейских языков. Понятие «праязык» и «язык-основа». Разработка метода 
реконструкции на основе исследования звукового состава древних языков. 
Морфологическая классификация языков по А. Шлейхеру. Значение лингвистической 
концепции А. Шлейхера и предложенного им метода реконструкции в истории 
компаративистики. 
5. Сравнительно-историческое языкознание второй половины XIX века.
5.1 Поиски в области классификации языков — «теория волн» И. Шмидта. Критика 
А. Шлейхера его старшими (Т. Бенфей, А. Ф. Потт) и младшими современниками. 
5.2 Младограмматизм. Труды А. Леск´ина, Б. Дельбрюка, Г. Пауля, Г. Остгофа, 
К. Бругмана; К. Вернер; Г. И. Асколи; В. Д. Уитни; французский младограмматизм 
(М. Бреаль, В. Арни, ранний Соссюр); русский младограмматизм (ранний Ф. Ф. 
Фортунатов). 
5.3 Основные принципы лингвистической концепции младограмматиков. Определение 
задач компаративистики; предмет исследования — язык индивида; обращение к 
изучению живых языков и диалектов; понимание младограмматиками «звукового 
закона» и их открытия в области сравнительно-исторической фонетики 
индоевропейских языков. Учение об аналогии. Новое в изучении морфологии и 
синтаксиса (по книге Г. Пауля); понятие «система звукового строя»; понимание 
факторов эволюции языка; учение об узуальном и окказиональном значении слов; 
развитие этимологии. 
5.4 Разграничение исторического и описательного языкознания. Вопросы 
применения сравнительно-исторического метода в работах младограмматиков. 
Психологизм в концепции младограмматиков. Что такое «атомизм» младограмматиков. 
Связь младограмматизма с последующим развитием теоретического языкознания. 
5.5 Критика младограмматического направления в работах психологистов (Г. 
Шухардт), К. Фослера и неолингвистов. 
       Завершение периода классического сравнительно-исторического 
языкознания; начало формирования новой парадигмы в компаративистике. 
6.       Сравнительно-историческое языкознание на рубеже XIX – XX веков. 
Создание базиса лингвистического мышления XX века.
6.1.1 И. А. Бодуэн де Куртенэ, его педагогическая деятельность в Петербурге, 
Казани, Кракове, Варшаве; его научная деятельность; контакты с младограмматиками 
(Г. Асколи, Г. Пауль), с Г. Шухардтом и Ф. де Соссюром. Философские основы 
лингвистической концепции Бодуэна; психологизм в понимании языка, исследование 
живых языков и диалектов; установление в языковой системе внутрисистемных 
отношений, подсистем; его учение о динамике и статике в языке (в отличие от 
исторического и описательного подходов у младограмматиков). Критическое 
отношение к типологической классификации языков и к традиционной генеалогической 
классификации. Учение о смешанном характере языков. Общее и отличное от 
младограмматиков во взглядах Бодуэна де Куртенэ. Влияние лингвистической 
концепции Бодуэна на разработку вопросов теоретического языкознания в 
последующие годы. 
6.1.2 Казанская лингвистическая школа И. А. Бодуэна де Куртенэ. Жизнь и 
научная деятельность Н. В. Крушевского. В. А. Богородицкий и его «Сравнительная 
грамматика ариоевропейских языков» и «Краткий очерк сравнительной грамматики 
ариоевропейских языков». Введение Богородицким принципа относительной хронологии 
в сравнительной грамматике ариоевропейских языков. Влияние лингвистической 
концепции ученых Казанской школы на ученых последующих лет (Е. Д. Поливанова, Л. 
В. Щерба). 
6.2.1 Ф. Ф. Фортунатов, его научная и педагогическая деятельность. 
Определение языка и задач науки о языке. Внимание к изучению живых языков и 
диалектов. Разграничение синхронно-описательного исследования языка и истории 
языка. 
       Приоритет Ф. Ф. Фортунатова в создании сравнительно-исторической 
грамматики индоевропейских языков. Его открытия в области 
сравнительно-исторического языкознания (теория сонантов, s — mobile , связь 
долготы и интонации, «закон Фортунатова — де Соссюра» и др.). Понимание 
праязыка; теория дивергентно-конвергентной эволюции языка и взгляд на 
генеалогическую классификацию. Разработка вопросов славистики: разграничение 
старославянского и церковнославянского; реконструкция праславянского языка. 
       Учение Фортунатова о форме слова как фундамент современной морфологии. 
Морфологические основы типологической классификации языков по Фортунатову. 
Сравнительно-исторический метод в работах Фотрунатова — прием относительной 
хронологии, прием реконструкции. 
       Фортунатов как педагог; созадние системы лингвистического образования 
в Московском университете. 
6.2.2 Московская (фортунатовская) лингвистическая школа. Реализация 
лингвистической концепции Фортунатова на материале славянских языков. Успехи в 
работе по реконструкции праславянского и древнерусского — В. К. Поржезинский, А. 
А. Шахматов, Н. Н. Дурново, Г. К. Ульянов, Б. М. Ляпунов и др. Изучение живой 
речи — работы по диалектологии (Н. Н. Дурново, Д. Н. Ушаков), деятельность 
Московской диалектологической комиссии (Н. Ф. Яковлев, Н. С. Трубецкой, Р. О. 
Якобсон, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров и др.). Работы в области морфологии (С. 
Карцевский, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур) и синтаксиса (А. А Шахматов, А. М. 
Пешковский, М. Н. Петерсон). Разработка вопросов семасиологии (М. М. 
Покровский). 
       Ученики Фортунатова в странах Европы. Роль Московской лингвистической 
школы в формировании пражского, копенгагенского и американского 
(массачусетского) лингвистических направлений структурализма. 
6.3.1 Ф. де Соссюр как компаративист. Формирование де Соссюра-компаративиста. 
Лейпцигская школа младограмматиков; ее достижения в области исследования 
индоевропейской фонетики и «Мемуар о первоначальной системе гласных в 
индоевропейских языках» как дальнейший шаг в исследовании индоевропейского 
вокализма; теория индоевропейского корня у де Соссюра; отказ от традиционных 
представлений о системе вокализма; установление сонантных коэффициентов А и О; 
гипотеза о совпадении их вокалических форм в звуке неопределенного тембра ( E ). 
Использование системного принципа при реконструкции. 
       Новое понимание Соссюром задач сравнительно-исторических исследований 
— сопоставление систем языка; место звука в системе языка существеннее, чем его 
фонетический облик. Обращение к вопросам исторического синтаксиса. Связь идей 
«Курса общей лингвистики» с ранними работами Соссюра. Соссюровская теория 
анаграмм и ее роль в создании сравнительно-исторической поэтики. 
Значение гипотез де Соссюра для развития индоевропеистики XX века.
6.3.2 Ученики де Соссюра. Антуан Мейе, компаративистическое направление его 
многогранной деятельности. Работы по армянскому, древнегреческому, латинскому, 
славянским и германским языкам; «Введение в сравнительное изучение 
индоевропейских языков». Определение понятия «индоевропейские языки», понимание 
«праязыка» в лингвистической концепции Мейе. Задача сравнительно-исторических 
исследований — установление соответствий. Постановка проблемы индоевропейского 
корня. Работа «Сравнительный метод в историческом языкознании», взгляд на ход 
развития языков, определение сравнительного метода, использование новых методов 
лингвистической географии. 
          Педагогическая деятельность А. Мейе, его ученики — Ж. Вандриес как 
индоевропеист; младшее поколение — Е. Курилович и Э. Бенвенист. 
7.       «Российский вариант» структурализма и его исторические связи с 
компаративистикой.
7.1 Проблемы сравнительно-исторического языокознания в творчестве Н. С. 
Трубецкого. Годы учебы — Московская школа и Лейпцигская школа. Пересмотр 
взглядов традиционной компаративистики. Понятия «языковой союз» и «семья языков» 
в концепции Н. С. Трубецкого. «Мысли об индоевропейской проблеме» — шесть 
особенностей индоевропейского строя языков; вопрос о прародине индоевропейского 
языкового строя; проблемы типологической эволюции индоевропейских языков. 
7.2 Русский филолог Р. О. Якобсон и его творческий путь; связь с Московской 
школой и ее учеными. Значение трудов Р. О. Якобсона в области поэтики и 
исторической фонологии. Структурный подход к исследованию исторической 
морфологии — работы о системе русского спряжения, о системе русских падежей. Р. 
О. Якобсон о значении типологии для сравнительно-исторической реконструкции 
индоевропейского языка. 
8.       Судьба сравнительно-исторического языкознания в России I половины XX 
века.
8.1 Деятельность Московского лингвистического общества и других объединений. 
Обращение к сравнительно-историческим исследованиям неиндоевропейских языков. 
Социологическое осмысление функций языка в ряде работ компаративистов начала 
века. 
8.2 Вульгаризация социологического направления в 20-30-е гг. и передача его в 
ведение «нового учения» о языке; несовместимость основополагающих положений 
компаративистики с учением Н. Я. Марра. Господство марризма в 40-е гг. Дискуссия 
по языкознанию в 1950 г . и ее последствия. Значение работ 40-х — начала 50-х 
годов М. В. Сергиевского, А. И. Смирницкого, А. И. Реформатского, П. С. 
Кузнецова и некоторых др. для возрождения отечественной компаративистики. 
Деятельность Б. А. Серебренникова. 
8.3 Своеобразие отечественных сравнительно-исторических исследований 50-60-х 
гг. — их появление в годы освоения в России идей зарубежной структурной 
лингвистики. 
9. Новое в сравнительно-историческом языкознании XX века.
9.1 Открытие в начале века неизвестных ранее индоевропейских языков: 
дешифровка хеттского и знакомство с другими анатолийскими языками; тохарский 
язык; изучение крито-микенских текстов, памятников палеобалканского ареала и др. 
9.2 Гипотеза ларингалов в свете новых языковых данных (Е. Курилович); 
воссоздание протоиндоевропейской фонологии. Работы по реконструкции 
индноевропейского корня с учетом ларингалльной гипотезы (Е. Курилович, Э. 
Бенвенист). Изучение лексики вновь открытых языков. Восстановление более полной 
картины общеиндоевропейского языкового состояния. 
9.3 Смена эталона сравнения. Изменение понятия «праязык». Понимание праязыка 
как пространственно-временного континуума родственных диалектов; признание его 
вариативности и динамизма, проявляющихся в конвергентно-дивергентном развитии. 
10.   Современное сравнительно-историческое языкознание и ареальная 
лингвистика.
10.1 Использование исследовательских приемов ареальной лингвистики, 
разграничение генетически общих явлений и конвергенций, установление «диалектных 
зон», «зон вибрации» и пр. 
10.2 Вопрос о членении индоевропейской языковой общности — первичное и 
вторичное членение, промежуточные общности (палеобалканская, тохарский язык). 
Выделение центральных и маргинальных языков. 
10.3 Проблемы индоевропейской ареальной лингвистики, направления в 
исследовании нового языкового материала. Уточнения, вносимые ареальной 
лингвистикой в традиционную генеалогическую классификацию языков. 
11.   Ориентация современной компаративистики на общую типологию языков. 
Системные реконструкции.
11.1 Отличие системных реконструкций XX в. от приемов реконструкции 
«классической компаративистики» XIX в. — неединственность решений, учет степени 
типологической вероятности. 
11.2 Проблемы системной реконструкции в фонологии и типологический критерий 
лингвистической достоверности (работы А. Мартине, Ж. Одри, П. Дж. Хоппера и 
др.); «глоттальная» теория Т. Гамкрелидзе и В. Иванова и ее типологическая 
вероятность. 
11.3 Системная реконструкция в области грамматики; типология грамматических 
категорий. Типология эргативности и индоевропейские реконструкции в морфологии 
(имени, глагола) и синтаксисе (напр., работы У. Лемана). 
12. Компаративистика и культурология.
12.1.1. Системная реконструкция праязыкового лексического фонда. Современные 
принципы этимологических исследований (от А. Мейе- А. Эрну до М. Майрхофера, В. 
И. Абаева, О. Н. Трубачева, работы Ю. В. Откупщикова и др.). Языковые основы 
семантической реконструкции. Социальный и культурологический контекст описания 
общеиндоевропейской лексики (словарь Э. Бенвениста). 
12.1.2. Реконструкция поэтических текстов и метрики (Р. Якобсон, Р. Шмитт, Е. 
Курилович, В. Н. Топоров, М. Уэст, К. Уоткинс и др.). Разработка вопросов 
сравнительно-исторической лингвистической поэтики как путь изучения древней 
индоевропейской культуры. 
12.2. Проблема локализации прародины индоевропейцев. Пути к ее решению на 
основе данных археологии (работы М. Гимбутас), древнейшей истории и на основе 
данных языка. 
12.3 Ключевые проблемы стурктуры индоевропейского праязыка в связи со всеми 
аспектами человеческой культуры. «Индоевропейский язык и индоевропейцы. 
Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и пракультуры» как 
определенный итог исканий индоевропеистики XX века. 
Заключение
1.        Сравнительно-историческое языкознание — важнейшая область 
современной теории языка. 
2.        Сравнительно-исторический метод как совокупность исследовательских 
приемов и подходов, складывавшихся в течение двух столетий. 
3.        Применение сравнительно-исторического метода в исследованиях 
неиндоевропейских языков. 
4.        Работы последних лет, обобщающие проблематику и методику 
сравнительно-исторических исследований. Перспективы развития компаративистики. 
Список литературы
Обязательная литература
             Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских 
языков. М.- Л., 1938: с. 48-82, 445-471. 
             Савченко А. Н. Введение в сравнительное языкознание. М., 1974, 
с.1-57. 
             Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980, 
с.13-46. 
             Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Березин Ф. 
М., М., 1983, с.66-69, 135-170, 308-338, 386-388. 
             История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. Сост. 
Звегинцев В. А., М., 1960, ч. I , с.98-104, 153-193, 201-205, 226-246; ч. II , 
с.263-278. 
Дополнительная литература
Алпатов В. М. История одного мифа. Марр и марризм. М., 1991.
             Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и 
индоевропейцы. Тбилиси, 1984, ч. I , с. XLII — LII , ч.2. с. 859-870, 895-957. 
             Макаев Э. А. Проблемы индоевропейской ареальной лингвистики. 
М.-Л., 1964. 
             Леман У. П. Новое в индоевропеистических исследованиях. — 
Вопросы языкознания, 1991, №№ 4, 5. 
             Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 
1954. 
             Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXI . Новое в современной 
индоевропеистике. М., 1988. 
Пизани В. К индоевропейской проблеме. — ВЯ, 1966, № 4.
Порциг В. Членение индоевропейской языковой области. М., 1964.
             Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. 
Современное состояние и проблемы. М., 1984, с.8-28. 
             Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Теория 
лингвистической реконструкции. М., 1988, с.3-42. 
             Трубецкой Н. С. Мысли об индоевропейской проблеме. — в кн. Н. С. 
Трубецкой. Избранные труды по филологии. М., 1987, с.44-59. 
             Сафронов В. А. Индоевропейские прародины. Горький, 1989, ч. I , 
II . 
             Якобсон Р. О. Типологические исследования и их вклад в 
сравнительно-историческое языкознание. — Новое в лингвистике. Вып . III. М ., 
1963. 
             A Reader in Nineteenth-Century Historical Indo-European 
Linguistics. Bloomington — London , 1967. 
