Предмет и задачи курса истории науки о языке.
История науки как науковедческая, философская и специальная дисциплина.
История науки в составе естественных и гуманитарных наук. Место и значение
истории науки о языке в системе дисциплин общего языкознания. Основные понятия
истории науки о языке: школа, направление, научная традиция, этап истории науки.
Сложение истории языковедения как отдельной дисциплины в конце XIX века.
Понимание истории науки о языке учеными конца XIX – первой половины XX века как
истории сравнительно-исторических исследований. Понимание истории науки о языке
как преемственности лингвистических идей и учений, как систематизации научных
теорий, как формы философии языка. «Донаучный» и «научный» этапы развития
лингвистических идей в концепциях историков языкознания – выражение
позитивистской мифологии «трех этапов развития мышления» и ее отражение в
мифологии лингвистических школ и направлений XIX — XX веков. Возникновение
научного знания в европейской античности и разделение философии на физику, этику
и логику, содержание этих понятий; наука о слове как неотъемлемая часть научной
картины мира на всех этапах развития науки. Философская и техническая
составляющие всех отраслей античного знания: философия языка, норма языка и
грамматическое искусство – составляющие наку о языке.
История науки о языке и общественно-языковая практика: периодизация истории
языкознания.
Культурно-письменные ареалы и филологические традиции: греко-латинская,
китайская и индийская. Характер письма и особенности строения системы
словесности как факторы, определяющие специфику каждой традиции. Проблемы
сопоставления фактов различных филологических традиций и периодизация истории
языковедения.
Понятие этапа истории языковедения в связи с этапами в истории развития
культуры. Информационные технологии и наука о языке. Античность и содержание
античной античной филологии. Средневековье и содержание средневековой филологии.
Возрождение, Классицизм, Просвещение, XIX век и содержание филологии Нового
времени. Модернизм и содержание филологии XX века. Различные временные границы
этапов развития культуры.
Сведения о китайском и индийском грамматическом грамматическом искусстве.
Строение китайского иероглифа. Развитие иероглифической письменности в Китае.
Шесть категорий иероглифов. Принцип тезауруса и строение словаря Эръя: слово,
отношения людей, космос, растительный и животный мир, домашние животные. Словарь
Шовэнь цзецзы и категории иероглифов: изобразительные, указательные,
видоизмененные, эаимствованные, идеографические, фонетические.
Ведический и классический санскрит. Устная жреческая традиция и проблема
происхождения письма в Индии. Строение алфавитов брахми, кхарошти и деванагари.
Грамматика Панини как часть сакрального канона и задачи индийского грамматиста.
Классы звуков. Дифференциальные признаки. Звукосочетания. Морфонология. Корни
слов, суффиксы и морфологические структуры слова. Предложение как предикативное
словосочетание. Описание парадигм.
Философия языка, филология и грамматическое искусство Античности.
Идеи о языке в диалоге Платона “Кратил”. Антропология и социология Платона и
Аристотеля. Теория идей. Космос и иерархия идей. Содержание диалога. Теория
имени: модель и этимология, общественное установление, инструмент познания,
обучения и практики. Отношение имени и вещи, свойства законодателя, свойства
диалектика, моделирование как основа отношений имени и вещи, правила
моделирования как ходы творческой мысли, техника утверждения имени и его
включения в культуру, характер использования имени и неизбежность “порчи имен”.
Наука о слове в Античности. Состав греческого языка и литературы классической
Античности. Особенности и техника письма. Греческие диалекты и система
словесности.
Классификация Аристотелем единиц языка. Равноименность и разноименность.
Категории. Понятие топа в “Топике” Аристотеля. Понятие, суждение и умозаключение
по Аристотелю. Теория силлогизма и наведения. Состояние языка в классический
период и в эпоху эллинизма.
Стоическая логика и теория высказывания. Категории стоической грамматики:
нечто, субстрат, определенные тела, состояние и отношение. Обозначаемое,
обозначающее и предмет, лектон, внутреннее и внешнее слово, высказывание и
суждение, части речи: имя, нарицание, глагол, член, частица. Связь
грамматической модели стоиков с теорией познания и ее недостаточность для задач
грамматического искусства.
Задачи грамматики как обобщения прецедентов литературного обихода. Проблема
аналогии и аномалии. Становление александрийской системы и деятельность
александрийских ученых. Чтение, объяснение, воспроизведение речи, нахождение
этимологий, отбор аналогий, оценка произведения как познавательные и
дидактические задачи грамматики.
Система частей речи в александрийской грамматике: акциденции имени, глагола,
местоимения, причастия, артикля, предлога, наречия, союза. Учение о солекизме
как теория смысловой и грамматической правильности речи.
Особенности римской грамматики. Греческий и латинский языки в образовании и
общественной практике. Грамматика Варрона, грамматика Доната, грамматика
Присциана. Значение античной грамматики и ее судьба в последующие эпохи.
Античная система наук о слове.
“Поэтика” Аристотеля: теория подражания, вымысел и обобщение, эпос, лирика и
драма, строение художественной речи. Отношение поэзии к истории и философии.
“Риторика” Аристотеля. Задачи риторики. Отношение риторики к диалектике и
философии. Роды речей: судебная, совещательная и показательная. Техническая и
нетехническая аргументация. Этос, логос и пафос речи. Учение об аудитории.
Ораторские страсти и их виды. Строение аргумента. Пример и энтимема.
Риторическая топика. Построение и опровержение аргументов. Стиль речи. Свойства
стиля: ясность, правильность, гармония, сжатость, пространность, украшенность,
возвышенность. Понятие связной речи и периодической речи. Строение периода.
Стиль и виды речей. Расположение речи. Развитие теории стиля в эллинистических
риториках.
Античная риторика как теория построения высказывания. Изобретение: источники
изобретения, статусы, применение топики и построение аргументов, виды аргументов
в статусах. Расположение: части ораторской речи, построение и следование частей.
Элокуция: уместность стиля, использование слов и тропов, периоды, фигуры речи и
их классификация. Память — речь как завершенное произведение. Действие: голос,
произношение, темп речи, движение, интонация, ораторский жест, использование
личных данных.
Становление системы наук о слове на рубеже античности и средних веков.
Разделение знаний на (1) естественную философию, (2) искусства, (3) органон.
Предмет органона — изучение и нормализация инструментария познания и организации
общества. Состав органона: тривиум (грамматика, диалектика, логика) и квадривиум
(арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Замысел тривиума и квадривиума;
возникновение семиотики в Новое время как отражение развития и систематизация
фактур языка.
Науки тривиума. Грамматика и прилегающие к ней дисциплины
(лексикология, стилистика, поэтика) как учение об общих нормах языка. Диалектика
как учение о словесных средствах познания. Строение диалектики. Риторика как
учение о языковой личности, словесных средствах обсуждения проблем и принятия
решений (теория аргументации) и о высказывании в процессе коммуникации (теория
риторического построения). Топика как содержательная связь грамматики,
диалектики и риторики и как теория культуры.
Учение о слове и филология Средних веков.
Содержание Средних веков с точки зрения истории науки о языке.
Распространение письма среди варварских народов и возникновение новых
литературных языков, включение германских, романских и славянских языков в
письменную культуру. Формирование и особенности греческого и латинского
письменно-культурных ареалов: переводной и транскрипционный типы заимствования
письма.
Основание, распространение христианства и первоначальное развитие
христианской Церкви. Распространение христианства на территории Римской империи
и за ее пределами. Основные положения христианского вероучения. Св. Писание и
Св. Предание. Книги Ветхого и Нового Завета. Христианская письменность. Система
христианского Богослужения: дневной, недельный и годичный круг. Праздники.
Строение и содержание церковных служб.
Филологические проблемы. Экзегетика и перевод Св. Писания. Разработка
богословской терминологии. Христианская проповедь и апологетика. Система
образования и школа.
Развитие техники речи в первые века христианства. Появление кодекса
как основной формы книжного текста, возникновение минускула Распространение
грамотности и книг.
Развитие философии языка в святоотеческой литературе в связи с
раскрытием христианского учения в период Вселенских Соборов. Рецепция, критика,
переосмысление и обобщение учений о языке классической Античности и эллинизма.
Развитие техники философских дефиниций в полемике с язычеством и ересями.
Сложение в святоотеческой письменности теории слова. Критика неоплатонической
и стоической теорий именования; выработка теоретико-познавательного учения о
первообразных и примышленных именах. Создание переводов текстов Св. Писания и
конкордансов Оригеном и бл. Иеронимом.
Александрийская и антиохийская школы экзегетики и разработка
филологической техники истолкования текста по уровням в герменевтических работах
бл. Августина. Упорядочение в трудах Боэция латинской философско-логической
терминологии и создание системы образования в виде тривиума и квадривиума.
Византийская филология и знания о языке на Руси.
Система образования в Византии. Состав школьного и университетского
образования. Филологические труды патриарха Фотия. Развитие теории стиля.
Грамматические и риторические работы Михаила Пселла.
Деятельность свв. Мефодия и Кирилла. Создание славянской письменности. Вопрос
о времени возникновения кириллицы и глаголицы. Переводной и систематический
характер славянской письменности и вопрос о первоначальном
письменно-литературном языке славян. Изводы церковнославянского языка как
литературные языки народов византийского ареала культуры. Переводная и
оригинальная литература.
Распространение филологических знаний в Восточной и Юго-Западной Руси.
Грамматические руководства. Внимание к фонетическим и орфографическим проблемам.
Классификации звуков. Надстрочные знаки и знаки препинания. “Написание о
грамоте”. Филологические работы Максима Грека. Грамматические работы Дмитрия
Герасимова. Грамматики Юго-Западной Руси: “Адельфонтес”, грамматики Л. Зизания и
М. Смотрицкого. Грамматики второй половины XVII века. Особенности восточной и
юго-западной грамматической традиции. Просветительская и филологическая
деятельность митрополита Макария. Проблемы “Риторики Макария» и последующая
русская риторическая традиция до конца XVII века.
Развитие системы образования и наук о языке в странах Западной Европы в
XII-XV вв.
Перемещение основной научной проблематики из области грамматики в область
риторики и логики. Содержательная основа схоластической логики и система
университетской науки. Спор об универсалиях: номинализм, реализм, концептуализм.
Место наук о слове в системе знания. Грамматический универсализм модистов;
грамматика как учение о способах (модусах) именования. Знаковая теория
именования и уровни обозначения Уильяма Оккама, разведение понятий
доказательства и убеждения, учение о термине. Теория высказывания и интенции.
Теория суппозиций. Разработка силлогистической техники.
Филология и философия языка Возрождения и Классицизма.
Понятие “Возрождение” и основные черты гуманистического
мировоззрения.
Филологическая деятельность и взгляды Ф. Петрарки. Разыскания в
области латинского языка и литературы. Создание и прокламирование
индивидуального литературного стиля. Издание и комментирование римских
классиков, знакомство с греческим языком, переводы.
Формирование новой нормы латинского языка. Изменение латинской
графики и орфографии. Создание гуманистами новой системы документа. Критический
метод в работах Л. Валлы и его “Книги об элегантности”. Поэтики и риторики,
упражнения гуманистов в создании риторических и поэтических произведений.
Возникновение книгопечатания и его роль в сложении национальных
литературных языков. Книжные шрифты. Иллюстрация. Оформление изданий. Система
изданий. Развитие издательской деятельности и института цензуры. Важнейшие
издательские фирмы Западной Европы.
Проблемы воспроизводимости и устойчивости книжного текста.
Развитие метода критической филологии в трудах Эразма Роттердамского.
Национальный литературный язык в государственной канцелярии. Издательская и
филологическая деятельность семейства Этьеннов. Словари и орфографическая
грамматика Р. Этьенна. Принципы построения орфографии и спор об орфографии
французского языка. Становление орфографических, орфоэпических, грамматических и
лексических норм литературных языков. Переводы текстов Св. Писания на новые
языки Европы. Реформация и религиозная полемика. Первые национальные риторики.
Возникновение научной литературы на новых языках.
Филология и философия языка в XVII-XVIII вв.
Рационализм и эмпиризм в философии языка . “Новый органон” и идеи
философской сравнительной грамматики Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта и его
учение о методе. Идеи рационалистической рекурсии категорий и единый язык науки.
Идея общественного договора Г. Гроция и ее развитие в трудах Т. Гоббса и Д.
Локка. Общество как информационная система. Использование слов и состояние
каналов коммуникации. Конвенция о словах и правильное использование слов как
условие благосостояния общества. Произвольное отношение знака и значения и
возможность усовершенствования языка. Функции знака и направления
усовершенствования языка. Универсальность приемов мышления и отражающих их
приемов аргументации. Критика эмпиризма Локка и картезианцев Лейбницем и
разработка идеи универсального языка науки.
Языковедные исследования. “Всеобщая рациональная грамматика” А. Арно и К.
Лансло и “Искусство мыслить” А. Арно и П. Николя. Сопоставительный характер
грамматики и состав языков, на базе которых строятся ее категории. Научные и
дидактические задачи грамматики: исследование природы слов, установление
универсальных принципов строения языка, объяснение фактов конкретных языков,
установление отношений между категориями языка и мышления, обучение искусству
речи и мышления. Звуко-буквенные отношения с точки зрения рационализации письма.
Артикуляционная классификация звуков. теория слога как полного произносимого
звука. теория ударения и фонетическое слово. План содержания языка равнозначен
мышлению. Разделение глубинных и поверхностных структур и представление об
универсальности глубинных структур языка. Значение межъязыковых соответствий в
плане выражения. суждение и предложение. Существительные, прилагательные,
местоимения, причастия, предлоги, наречия, как обозначение объектов мысли.
Глагол как основа предложения. и выражение связи между субъектом и предикатом.
Влияние грамматики Пор-Рояль на последующее развитие науки о языке.
Разработка общей теории языка в риториках и поэтиках второй половины XVII
века. Поэтика Ж. Буало. Риторика Б. Лами: Спор древних и новых. Методика
исторического исследования языкового материала в “Дипломатике” Ж.Мабильона.
Текстологические исследования и история литературы.
Разработка исторической философии языка и стиля в работах Джб. Вико и Э.
Кондильяка. Значение «Опыта о происхождении человеческих знаний» Кондильяка для
последующего развития науки о языке. Возникновение стилистики во второй половине
XVIII века и проблема разграничения грамматики, стилистики и риторики в работах
Дю Марсэ.
Русская грамматическая традиция и ее основные черты. Проблема соотношения
церковнославянского и русского языков. Церковнославянские и русские грамматики.
Учение о стиле М.В.Ломоносова. Грамматика М.В. Ломоносова. Риторика
М.В.Ломоносова. Основные тенденции описания русского языка во второй половине
XVIII века.
Сложение сравнительно-исторического метода в языковедении.
Предпосылки сравнительно-исторического метода: описание восточных языков в
миссионерских грамматиках, поиски родства языков на основе фундаментального
сходства их систем.
Установление Р.Раском и Ф.Боппом родства исландского, греческого, латинского,
персидского, санскрита и обоснование критериев языкового родства. Применение
Я.Гриммом исторического метода в сравнительном языковедении. Включение в состав
сравниваемых языков армянского, славянских и балтийских. Разработка теории
корня. Формирование типологического метода и первые типологические классификации
Ф. и А. Шлегелей и В. Гумбольдта. Создание научной этимологии А.Поттом. Развитие
сравнительного языковедения в России и славянских странах: работы Ф.И.Буслаева,
М.Н.Каткова, А.Ф.Гилфердинга, И.И.Срезневского, Й.Домбровского, В.Капитара,
Ф.Миклошича. Сравнительно-исторические и типологические исследования А.Шлейхера.
Родословное древо индоевропейских языков и проблема глоттогенеза.
Философия языка в XIX веке.
Эстетика Ф.Шеллинга и формирование романтизма. Мышление и поэтическое
творчество. Доминирование экспрессивной функции языка.
Историко-культурные построения И.Гердера и В.Гумбольдта. Язык и мышление,
Язык и этнос. Язык как основа культуры. Попытки найти первоначальное состояние
языка и их связь со сравнительно-историческим методом. Представление
В.Гумбольдта о едином языке человека, воплощенном в конкретных языках и его
типологическая теория связи строения слова и предложения. Идея общего
языкознания. Дихотомии В.Гумбольдта.
Натуралистическая философия языка А.Шлейхера. Идея развития живой природы
Ч.Дарвина и представление истории человека как части естественной истории. Язык
как природный организм. Естественнонаучная природа языковедения. Языкознание и
филология. Типология А. Шлейхера и гипотеза о развитии языка от простых форм к
сложным с последующим старением и упадком.
Развитие философии языка В.Гумбольдта психологическим направлением в
языковедении. Понимание этноса как носителя коллективного сознания в построениях
Г.Штейнталя и М.Лацаруса. Индивидуальная психология и психология народа.
Продолжение разработки этнопсихологии в трудах В.Вундта. Попытки решения
проблемы происхождения языка. Разработка теории внутренней формы слова в связи с
вопросом о происхождении языка и о природе языкового творчества. Языковое
мышление как словотворчество. Теория происхождения и развития языка А.А.Потебни.
Развитие науки о языке в России .
Фундаментальные, нормативные и прикладные проблемы русского языковедения в
XIX веке: фонетическое, орфографическое, грамматическое, лексическое и описание
русского литературного языка, история литературного языка и создание
литературных норм; создание системы риторики и поэтики применительно к
национальной культуре и общественным условиям; проблемы славянской общности;
проблемы описания языков народов России; проблемы установления отношений
русского языка с другими языками.
Словарь Академии , его структура и проблемы словарного описания русского
языка. Словари первой половины XIX века и словарь А.И.Даля. Влияние идеологии
словаря В.И.Даля на последующее развитие русской лексикографии. Словари и
лексикографические взгляды А.Х. Востокова, историческая лексикография.
Развитие грамматической науки : философская и эмпирическая грамматика
первой половины XIX века. Грамматические работы А.Никольского,
И.С.Рижского, И.Орнатовского, Л.Якоба, И.И.Давыдова, Н.И.Греча, А.Х.Востокова,
Г.П.Павского, Ф.И.Буслаева, К.С.Аксакова. Проблемы нормы русского литературного
языка. Языковедческая дискуссия 1856/57 годов: Греч и Буслаев. Нормы русского
языка в трудах Я.К.Грота. Русская филологическая терминология нпервой половины
XIX века.
Теория словесности и риторика в трудах Н.Ф.Кошанского, М.М.Сперанского,
И.И.Рижского, Я.Толмачева, К.П.Зеленецкого и др. Развитие предмета теории
словесности как эмпирической базы лексикографии и грамматики. Грамматическое
учение и теория словесности А.А.Потебни. Изменение предмета филологии и
структуры знаний о языке.
Влияние сравнительно-исторического языкознания и типологии на развитие
языковедения в России. Работы по истории языка И.И.Срезневского. Строение и
содержание исторической грамматики Ф.И.Буслаева. Исследования в области
славистики. Сравнительно-исторические исследования Ф.Ф.Фортунатова и его учение
о форме слова. Сложение формальной школы. Исследования по истории словесности и
истории русского языка А.А. Шахматова. Синтаксическая теория А.А.Шахматова.
Принципы исторической текстологии и истории литературного языка в трудах
А.А.Шахматова.
Изучение языков народов России в XVIII веке. Экспедиции Академии Наук. Проект
В.Н. Татищева. Словарь А.Д. Палласа. Инструкция Академии Наук.
Грамматики тюркских языков и двуязычные словари. Работы о. И. Гиганова в
области тюркской грамматики и лексикологии. Тюркологические работы И. Хальфина.
Грамматики и словари турецкого языка. Работы по сравнительной тюркологии
Казем-Бека, И. Н. Березина, Л. М. Лазарева, Л. З. Будагова, В. Д. Смирнова, М.
А. Кастрена, В .В. Радлова. Труды по кавказоведению А. М. Шегрена и развитие
кавказоведческих исследований в XIX в. Изучение языковСевера, Сибири и Дальнего
Востока И. Билингсом, мтр. Инокентием (И. Е. Вениаминовым), А.М. Шегрена, М. А.
Кастрена, В. Г. Богораза и др. Востоковедные исследования в XIX веке:
арабистика, китаистика, монголоведение, иранистика, индология.
Младограмматический этап в сравнительно-историческом языковедении.
Формирование лейпцигской школы. Работы Г. Остгофа, К. Бругмана, Б. Дельбрюка,
Г. Пауля. Критика научных построений А. Шлейхера и этнопсихологии.
Языковедение как психологическая наука и индивидуальность как носитель языка.
Развитие языка как эволюционный процесс. Имманентные законы развития языка,
фонетические и морфологические; аналогия, остаточные формы.
Исследования в области индоевропейской фонетики. Установление принципов
реконструкции и этимологии. Исследования в области морфологии и построение
сравнительной грамматики индоевропейских языков. Диалектология и обнаружение
диалектного членения индоевропейской общности. Построение Б.Дельбрюком
индоевропейского синтаксиса.
Исследования в области частной компаративистики германских, романских,
славянских, балтийских, греческого, иранских, индийских языков. Сложение в конце
XIX века научной компаративистической идеологии и кризис
сравнительно-исторического языкознания.
Языковедение XX века. Структурализм.
Лингвистическая доктрина И.А.Бодуэна де Куртенэ. Язык как система и развитие
языка. Теория фонемы. Теория альтернаций. Казанская школа.
Лингвистическая доктрина Ф.де Соссюра и ее критика. Язык и речь. Синхрония и
диахрония. Язык как система знаков. Значение синхронического подхода к языку.
Язык и знаковые системы. Истоки структурализма Ф. де Соссюра во французской
филологической традиции. Дихотомии Ф. де Соссюра. Критика Ф. де Соссюра Г.
Шухардтом. Неофилология. Слова и вещи. Идеалистическая школа К. Фосслера.
Неогумбольдтианство.
Западноевропейские и американские лингвистические школы.
Французский структурализм: работы А.Мейе, Ж.Вандриеса, А.Сеше, Ш. Балли, Ф.
Брюно, М. Граммона, Ж. Гужнема, Э.Бенвениста, Л.Теньера, А. Ма р тине, А. Доза,
Ж. Дюбуа, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Деррида.
Копенгагенский структурализм: аксиоматическая теория языка Л.Ельмслева и ее
влияние на развитие общего языковедения.
“Философия грамматики” О.Есперсена.
Пражский структурализм: Работы Н. С. Трубецкого по фонологии,
компаративистике и типологии. Этнолингвистические взгляды Н.С. Трубецкого.
Работы Р. О. Якобсона по истории русского языка и литературы, по стилистике,
фонологии, грамматике, типологии. Исследования В. Маттезиуса.
Американский структурализм. Семиотика Ч. Пирса. Семиотические работы Ч.
Морриса. Исследования Ф. Боаса. Общелингвистические работы и описательные
исследования Л. Блумфилда. Антиментализм Л.Блумфилда как философия языка.
Типологические исследования Э.Сепира и общее языковедение. Гипотеза Сепира —
Уорфа. Работы Ч. Хоккета по типологии и грамматике. Работы Дж. Гринберга.
Типология универсалий. Грамматические работы З. Херриса. Работы по грамматике и
общему языкознанию Н. Хомского.
Русское языковедение в период между Октябрьской революцией и Великой
Отечественной войной.
Культурная и языковая ситуация после Октябрьской революции.
Фундаментальные и прикладные задачи филологии: создание норм русского языка как
языка межнационального общения в условиях массовой коммуникации; разработка
систем научной и технической терминологии; систематизация документальных норм
русского языка и организация документооборота; описание по единой схеме языков
народов СССР, формирование литературных норм этих языков; стандартизация
представлений о развитии культур и литератур народов СССР; создание всеобщей
грамотности в стране; массовая подготовка населения к труду в сфере
индустриального производства; создание единой школы и планомерное развертывание
обязательного среднего образования; создание единой системы массовой информации;
развитие научного и в особенности технического творчества.
Сопоставительные и типологические исследования . “Новое учение о
языке” Н. Я. Марра и его школы. Попытка создания историко-типологической
классификации языков и разработка концепции глоттогенеза. Работы Н. Я. Марра, И.
И. Мещанинова. Философские и теоретические основы марризма.
Исследования языков народов СССР и создание национальных письменностей и
литератур. Программа и принципы культурного строительства.
Работы Д. В. Бубриха и его учеников в области финно-угроведения. Исследования
палеоазиатских языков: работы В. Г. Богораза и его школы. Исследования тюркских
языков: работы А. Н. Самойловича, В. В. Бартольда, А. П. Поцелуевского, С. Е.
Малова, Н. К. Дмитриева и др. Исследования в области кавказских языков.
Монголоведение: работы Б. Я. Владимирцова и его школы. Исследование
тунгусо-манчжурских языков: работы Н. А. Невского, А. А. Драгунова.
Работы по созданию новых национальных письменно-литературных языков:
узбекского, азербайджанского, киргизского, татарского, бурятского, таджикского и
др. Формирование национальных литератур.
Языки зарубежного востока. Исследования китайского и японского языков: работы
В.М.Алексеева, Е.Д.Поливанова, Н.И.Конрада, И.М. Ошанина. А.И.Иванова,
Н.Н.Короткова. Индологические исследования: работы С.Ф.Ольденбурга,
Ф.И.Щербатского, О.Розенберга и др. Иранские языки: работы И.И.Зарубина,
Е.А.Бертельса, Б.В.Миллера, В.И.Абаева, Э.А.Макаева.
Работы по русскому языку , славянским языкам и общему языковедению
Д.Н.Ушакова, В.К.Поржезинского, А.М.Пешковского, М.Н.Петерсона,
Б.А.Томашевского, В.Я.Проппа, М.А.Бахтина, Б.А.Ларина, А.М.Селищева,
Н.Н.Дурново, Л.А.Булаховского, В.В.Виноградова, Л.В.Щербы, Е.Ф.Будде,
А.И.Соболевского, С.П.Обнорского, Б.М. Ляпунова, Н.Якубинского,
А.А.Реформатского, Р.И.Аванесова, П.С.Кузнецова и др.
Прикладные разработки по русскому языку в области лингводидактики:
А.М.Пешковский, Е.Ф.Будде, Л.В.Щерба, А.Н.Гвоздев, Н.Н.Дурново.
Прикладные разработки в области семиотики: В. Артемов, А.А.Реформатский,
А.М.Сухотин, Г.П.Сердюченко, Б. Гранде, А.Н.Гвоздев, Н.А.Баскаков, А.Г.Шицгал и
др. Создание письменностей и литератур на языках народов СССР.
Прикладные разработки в области информатики и теории пропаганды: Г.О.Винокур,
Д.С.Лотте, М.Миртов, В.Гофман и др.
Исследования в области романского и германского языковедения и классической
филологии: работы В.Ф.Шишмарева, В.М.Жирмунского, В.М.Сергиевского, Л.В.Щербы,
И.М.Тронского, А.И.Соболевского, М.М.Гухман, Д.Е.Михальчи и др.
Философия языка : Работы Г. Г. Шпета, Н. С. Трубецкого, о. Павла.
Флоренского, А. Ф. Лосева.
Русское языковедение после Великой Отечественной войны (до конца 60-х годов).
Изменение идеологических установок; “свободная дискуссия о языке”
1950 года и причины ее организации. Содержание статьи И. В. Сталина “Марксизм и
вопросы языкознания”. Вопросы языка в философии диалектического материализма.
Послевоенные работы В. В. Виноградова и нормализация русского
литературного языка. Исследования в области истории языка. Диалектологические
исследования. История литературного языка. История языка художественной
литературы. Стилистика.
Исследования в области фонологии: московская и ленинградская
фонологические школы. Работы Р. И. Аванесова. Дискуссия о фонеме. Исследования в
области исторической фонологии. Экспериментальная фонетика.
Развитие славистики в 50-е — 60-е годы. Исследования в романской
филологии. Германистические исследования.
Востоковедные исследования. Работы Н. И.Конрада по типологии
культур. Китаистические исследования. Индология. Иранистика. Семитология.
Тюркология. Монголистика.
Общее языковедение: компаративистика и типология; сопоставительные
исследования языков; семасиология, лексикология, развитие функциональной
стилистики, психолингвистика, социология языка, философия языка, семиотика,
методологические исследования, статистика языка.
Прикладное языковедение: возникновение “структурной и прикладной
лингвистики”, машинный перевод, лингвистическая информатика, терминологические
исследования, изучение языка массовой коммуникации, орфографические исследования
и проекты реформ орфографии.
Литература
/Работы, выделенные курсивом, обязательны для изучения;
остальные работы, включенные в список литературы, обязательно изучаются
студентами, проходящими курс самостоятельно/.
1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки
по истории лингвистики. М., 1975.
2. Античные теории языка и стиля. Под ред. О.М.Фрейденберг.
М.-Л., 1936.
3. Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1975.
4. Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.
5. Блумфилд Л. Язык. М.,1968.
6. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему
языкознанию. Тт.1- 2. М ., 1963.
7. Булич С.К. Очерк истории языковедения в России. СПб., 1904.
8. Вандриес Ж. Язык. М., 1937.
9. Вдовин И.С. История изучения палеоазиатских языков. М.-Л.,
1954.
10. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. М.,
1958.
11. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М.,
1978.
12. Винокур Г.О. Культура языка. Очерки лингвистической
технологии. М., 1925.
13. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1929.
14. Гаспаров М.Л. Античная риторика как система. В кн.:
Античная поэтика. М., 1991.
15. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990.
16. Грамматические концепции в языкознании XIX в. Л., 1985.
17. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. В кн.: “Новое в
лингвистике”. Вып. 1. М ., 1960.
18. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках
и извлечениях. Ч. 1- 2. М ., 1960-1965.
19. История лингвистических учений. Древний мир. Л.,1980.
20. История лингвистических учений Средневековый Восток.
Л.,1981.
21. История лингвистических учений. Средневековая Европа. Л.,
1985.
22. История лингвистических учений. Позднее Средневековье.
СПб., 1991.
23. Йордан Й. Романское языкознание. М., 1971.
24. Колесов В.В.. История русского языкознания. С.-Пб., 2003.
25. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.,1966.
26. Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России.
Л.,1972.
27. Лайонз Д. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.
28. Лингвистические традиции в странах Востока. М., 1988.
29. Ломоносов М.В. Российская грамматика. Краткое руководство к
30. Лосев А.Ф. Философия имени. Диалектика мифа. В кн.: Из
ранних произведений. М., 1990.
31. Мартине А. Основы общей лингвистики. В кн.: “Новое в
лингвистике”. Вып. 3. М ., 1963.
32. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских
языков. М.-Л., 1938.
33. Мещанинов. И.И. Новое учение о языке. Л., 1934.
34. Общее языкознание. Формы существования, функции, история
языка. Под ред. Б.А. Серебренникова. М., 1970.
35. Общее языкознание. Внутренняя структура языка. Под ред.
Б.А. Серебренникова. М., 1972.
36. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. Под
ред. Б.А. Серебренникова. М., 1973.
37. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.
38. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.,
1956.
39. Поливанов Е.Д. Труды по восточному и общему языкознанию. М.,
1991.
40. Потебня А.А. Мысль и язык. В кн.: Эстетика и поэтика. М.,
1976.
41. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.,1990.
42. Секст Эмпирик. Против грамматиков. Соч. в 2-х томах. Т.2. М.,
1976.
43. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.
44. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Труды по языкознанию.
М., 1977.
45. Сравнительно-историческое изучение языков разных семей.
Современное состояние и проблемы. М., 1981.
46. Сравнительно-историческое изучение языков разных семей.
Задачи и перспективы. М., 1982.
47. Сэпир Э. Язык. М., 1934.
48. Томсен В. История языкознания до конца XIX века. М., 1938.
49. Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном
обществе. Л.,1973.
50. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.
51. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
52. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение /общий курс/. Избр.
труды. Т.1. М., 1956.
53. Хоккет Ч. Проблема языковых универсалий. В кн.: “Новое в
лингвистике”. Вып. 5. М ., 1970.
54. Хомский Н. Синтаксические структуры. В кн. “Новое в
лингвистике”. Вып. 2. М .,1962.
55. Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. Ф.М.
Березина. М., 1973.
56. Широков О. С. Языковеденеие. Введение в науку о языках. М.,
2003.
57. Ягич. И.В. История славянской филологии. М., 2003.