История языкознания: программа доц. А.В. Блинова

История языкознания

Автор программы А.В. Блинов

1. Предмет и метод истории языкознания как гуманитарной
дисциплины.

История языкознания как история проблемных ситуаций в науке о языке.
Специфика взаимосвязей между историей языкознания и теорией языка. Теория языка
как изучение результатов познавательного процесса. История языкознания как
изучение познавательного процесса в его становлении. История науки как
критическая оценка устаревших идей и как положительная разработка новых
взглядов. Задача курса – поиск зародышей актуальных концепций в теоретическом
наследии прошлого.

2. Античное языкознание.

Становление науки о языке в древней Греции.

Алфавитное письмо как один из древнейших способов фиксации греческого языка.
Первые опыты осмысления значения слов в литературных памятниках на греческом
языке. Этимологизирование имён собственных как попытка толкования названий с
целью выявить природу предмета с таким названием.

Греческие мыслители V века до н.э. Начало формирования греческой грамматики.
Глоссы к поэтическим текстам. Собирание и толкование глосс как первые опыты
лексикологической и лексикографической работы. Пифагорейская школа и изучение
фонетической стороны языка в связи с теорией музыки (ритмика и метрика).

Представление о существовании естественной связи между предметом и его
словесным обозначением. Парменид и Гераклит, спор между «номиналистами» и
«фисикалистами».

Философское учение Демокрита и проблемы языка. Слово как изображение (тень)
вещи. Установление соответствия между словом и вещью через чувственное
восприятие внешнего мира.

Просветительская и преподавательская деятельность софистов. Учение Протагора
о человеке как мере всех вещей; правильность слов и проблема языковой нормы.

Платон, диалог «Кратил». Теория именования, правильность и истинность имени.
Понятие внутренней формы слова. Проблема соотношения первичных и производных
имён. Принципы этимологического анализа у Платона, их значение для современного
языкознания.

Аристотель и античная теория именования. Представление как посредующее звено
между предметом и его именем, условный характер связи между ними. Важнейшая
функция языка – сообщение мысли. Аристотель и проблема лексической синонимии и
омонимии. Типы словесной многозначности. Многозначность элементов речи как
главный источник расхождения между мыслью и словом. Звук речи как неделимый
элемент, из которого может возникнуть разумное слово. «Значащие» и «незначащие»
слова (знаменательные и служебные части речи). Риторика и проблемы
лингвистической стилистики, разделение прозаической и поэтической речи.
Установление «акциденций» как первый опыт определения различных грамматических
категорий.

Философские школы эпохи эллинизма и проблемы языка. Учение античных стоиков
об уровнях языка: lšxij и lektÒn . Представление о звуках речи как
членораздельных звуков, их связь со смысловой стороной речи. Теория частей речи
у стоиков как особый раздел учения о языке, представление о грамматическом
значении. Учение о падеже как семантической категории, разработка падежной
терминологии. Учение стоиков о временах глагола (времена «продолжающие» и
«законченные», «определённые» и «неопределённые»). Классификация типов
предложений по цели высказывания. Хрисипп и понятие языковой аномалии как
отклонения грамматической формы слова от его предметного значения.

Эпикур. Теория возникновения и развития языка. Функционирование и развитие
языка в зависимости от условий жизни людей и культурного уровня общества,
которому язык принадлежит.

Александрийская школа грамматики. Дионисий Фракиец. Определение предмета
грамматики и её задач. Учение о частях речи, основанное на морфологическом,
семантическом и синтаксическом принципах.

Греческая лексикография эпохи эллинизма. Труды Аристофана Византийского,
Филоксена, Дидима, Памфила, Гесихия Александрийского.

Александрия и Пергам: спор «аналогистов» и «аномалистов» о языковом стандарте
и обычае употребления единиц языка. Детальная разработка парадигм склонения и
спряжения. Разработка формальных аспектов морфологии в греческом языке.
Выделение грамматики в самостоятельную отрасль науки.

Языкознание древнего Рима.

Влияние греческой науки и культуры на Рим. Понятие грамматики как комплекса
знаний, куда входят фонетика и орфография, морфология и синтаксис, этимология и
лексикография, стилистика и метрика, история литературы и литературная критика.
Задача нормализации латинского языка и создания латинского языкового стандарта.
Научная деятельность Элия Стилона, Аврелия Опилла, Стаберия Эрота, Антония
Гнифона.

Грамматическое учение Марка Теренция Варрона. Этимологический анализ по
лексическим группам, основанным на классификации вещей (пространство, тела,
время, события). Теория словоизменения и словообразования, склонение и
установление ( declinatio и impositio ). Естественное и произвольное склонение
слов. Классы частей речи. Категории падежа и времени как основание для
классификации слов по частям речи. Синтаксис, проблема сочетаемости слов.

Элий Донат: «Грамматическое руководство» как основной школьный учебник
латинского языка в Европе, особенности его композиционного построения ( ars
minor и ars maior ).

«Курс грамматики» Присциана – самая значительная грамматика древности,
итоговый результат исканий и достижений античного языкознания.

3.       Развитие лингвистической науки в средневековой Европе .

Преемственность в отношении античной культуры и науки. Латынь как язык
школьного обучения. Комплекс семи «свободных искусств»: trivium (грамматика,
диалектика, риторика) и quadivium (музыка, арифметика, геометрия, астрономия), –
как система взаимосоотнесённых элементов образования. Универсальная взаимосвязь
грамматики и логики. Постановка вопроса о статусе языка в его взаимосвязи с
мыслительным процессо