Программа курса
Введение
I . Назначение курса. Лекционный курс «Когнитивные аспекты языковой
деятельности человека» предназначается для студентов филологического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Задача курса – представить проблематику
общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о
структуре знаний человека, народа и человечества в целом – знаний о
действительности, об обществе и о себе самом, что находит отражение в языковых
формах.
II . Основные принципы изложения материала – идеи различных направлений
философии, психологии, социологии, нейропсихологии и робототехники в связи с
направлениями современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании
с принципами, методикой таких наук, как культурология, этносемиотика,
прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания – когнитивные
аспекты языковой деятельности человека.
III . Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:
1. Когнитивная наука и языкознание
2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация
результатов в языковых структурах
3. Соотношение языковых и когнитивных структур
4. Опасна ли «когнитивной революции»?
IV . Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса
приводятся языковые факты различных языков, причем привлекается в основном
материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не
индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым
студенту языковым материалом.
VI . Задачи слушателей курса. При освоении содержания курсов его слушателям
отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и
пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление
и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить
изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и
разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат
учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический
аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по
терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения
предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления
современных направлениях в когнитивной лингвистике.
VII . Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем
курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.
Содержание курса
1. Когнитивная наука и языкознание
1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках –
антропологизация исследований. Предмет и задачи «постструктурного» «внешнего»
языкознания – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности
человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия
структурализма в языкознании. Место генеративной грамматики в становлении
когнитологии.
1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания,
памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – новая постановка
вопросов в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного
интеллекта, прикладной математики, робототехники), психологии, нейрофизиологии,
семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в
гуманитарных науках.
1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим функциям.
Семиотический, психологический, социологический и культурологический аспекты.
Знание как семиотический объект. Понятие концепта как элемента когнитивной
системы.
2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и
фиксация результатов в языковых структурах
2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и референция как когнитивные
механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.
Философские вопросы теории номинации и референции. Соотношение слова, мысли и
вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание – их соотношение. Понятия
когниции, концепта, когнитивной системы.
Л.С. Выготский — рассмотрение процессов порождения высказываний («Мышление и
речь» 1934).
Теория категоризации Дж. Брунера.
Теория категоризации Л. Талми: категоризация как выявление набора
иерархически упорядоченных систем – категорий, посредством которых естественный
язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о
действительности (категории когнитивного состояния, конфигурационной структуры,
динамики сил, распределения внимания и др., каждая из которых имеет свою сложную
структуру).
Исследования Ч. Филлмора – теория фреймов.
Выделение «естественных семантических категорий» – исследования Э. Рош
(понятие прототипического элемента). Прототипы и стереотипы.
Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой
2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной деятельности человека.
Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж. Лакоффа и М.
Джонсона.
3. Соотношение языковых и когнитивных структур
3.1. Слово и его когнитивная сущность.
Исторический аспект рассмотрения слова как когнитивного носителя.
Механизмы формирования лексического значения.
Системность в лексиконе как отражение когнитивных связей. Тезаурусы –
когнитивный аспекты. Универсальное и специфическое в тезаурусах как отражение
когнитивной деятельности человека.
Национальная специфика – когнитивный аспект лингвокультурологии в лексике.
3.2. Когнитивная грамматика
3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную грамматику
Универсальная грамматика и понятие параметризации.
Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание универсальной грамматики,
построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение глубинных и
поверхностных структур)
Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.
“Грамматика конструкций” Ч. Филлмора.
3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических категорий:
Формирование представления о «живом» / «неживом», «личном» / «неличном»,
«конкретным» / «абстрактным» и множество языковых презентаций соотношения
субъектно-объектных отношений.
Категории рода и числа – языковой и когнитивные аспекты.
Пространственные и временные представления и их языковое выражение.
Когнитивная интерпретация соотношения «тема — рема» в высказывании.
4. Опасна ли «когнитивной революции»?
4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к информации?
4.2. Насколько не совпадают культурный концепт и элемент
когнитивной системы?
4.3. Можно ли свести к информативности языковое значение?
Заключение
«…правомерно полагать, что когнитивной лингвистики не существует – уже
потому, что не существует некогнитивной лингвистики» — Касевич В.Б. О
когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. Материалы
чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С.Д.Кацнельсона. – СПб: Наука,
1998.- с.14-21
Литература
Chomsky N . Language and problems of knowledge. The Managua Lectures. N-Y.,
1988.
Chomsky N.– Language and politics Éd. by C.P.Otero. – Montréal; N.Y.: Black
Rose Books, 1988.
Fillmore C.J. Frame semantics // LiM ed. Linguistics in the morning calm:
Selected papers from the SICOL-1981. – Seoul : Hanship, 1982. 111-137.
Fodor J.A. – The language of thought. – N.Y.: Crowell, 1975; Hassox ( Essex ,
England ): Harvester, 1976.
Gardiner A. The mind’s new science: the history of cognitive revolution.
N-Y., 1985.
Langacker R.W. – Concept, image, and symbol: The cognitive basis of grammar.
– B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1990.
Minsky M. A framework for representing knowledge // D. Metzing ed. Frame
conceptions and text understanding. – B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.
Rosh E. H. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology. —
L., 1975.
Talmy L. How language structures space // Spacial orientation: theory,
research, and application. Plenum press, 1983.
Talmy L. Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., Наука,
1974
Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический энциклопедический словарь. –
М.: Сов. энциклопедия, 1990. С .411-412.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – М.:
Наука, 1976.
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., “ЯРК”, 1999.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале
русской грамматики). М., “ЯРК”, 1997.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. — М.
: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
Выготский Л. С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования.
М., 1956.
Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория
грамматики. – Спб.: 1998.
Кибрик А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры // 1-я
российская конференция по когнитивной науке. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С.
ПО—111.
Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г.Б Лузина Л.Г. Краткий словарь
когнитивных терминов. М., 1996.
Лакофф Дж. Джонсон М. Когнитивные аспекты языка. В кн.: Новое в зарубежной
лингвистике. – М.: 1988. — №23. – С. 34 -58.
Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. / Язык и интеллект. М., 1995.
Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. / Новое в зарубежной
лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.
Лангаккер Р.У. Когнитивная грамматика. М., 1992.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1969.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.
Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: персоналии, идеи, результаты //
Семиотика и информатика. М., 1998, вып. 36.
Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник МГУ, Сер. 9. Филология.
1999. — №1. – С. 30 – 48.
Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // Новое в зарубежной лингвистике.
Вып . 23. Когнитивные аспекты языка . М ., 1988.
Философский энциклопедический словарь . М ., 1983.