Общая филология и риторика

Пояснительная записка

1. В последние десятилетия риторика как филологическая дисциплина приобретает все возрастающее теоретическое и практическое значение. Современная риторическая теория изучает отношение мысли к речи, речевые отношения в обществе, проблемы публичной аргументации и риторической критики. Практическое значение риторики определяется ростом объемов и общественной значимости публичной аргументации во всех сферах современной государственной, общественной и деловой жизни. В высших учебных заведениях открываются кафедры риторики и «культуры речи»; этот предмет включен и в программу общеобразовательной школы. Но дефицит квалифицированных преподавателей риторики с университетским образованием сохраняется. Этим дефицитом квалифицированных специалистов, как представляется, обусловлено включение в программы школы и высших учебных заведений такого предмета, как «культура речи», представляющего собой своего рода заменитель риторики и доступного для преподавателя-выпускника педагогического вуза.

Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания в настоящее время располагает преподавателями, обладающими знаниями и педагогическим опытом, достаточными для успешной подготовки специалистов по риторике. Преподаватели кафедры ведут курсы риторики на философском, юридическом и других факультетах МГУ, а по совместительству – и в других вузах Москвы.

2. Сфера предполагаемого использования специалистов: преподавание риторики в средней и высшей школе: в системе юридического, политологического, экономического, управленческого, богословского, философского образования; оказание консультационных и других информационных услуг в сфере публичных отношений, рекламы и маркетинга, журналистики; разработка теории и дидактики риторики.

3. Срок обучение – 4 семестра — 100 недель.

Теоретическое обучение – 68 недель

Практика – 6 недель

Сессии – 6 недель

Каникулы – 16 недель

Нагрузка по предметам специализации – 504 часа.

Первый год обучения (5, 6 семестры)

Спецкурсы:

1. Основы риторики (вводный курс) – 36 часов (5 семестр).

«Основы риторики» — вводный курс специализации, в котором излагаются основные понятия и категории риторики, дается представление о истории риторикиЮ предмете и приложениях современной риторики. Имеются учебные пособия: Волков А. А. «Курс руской риторики», Рождественский Ю.В. «Теория риторики», а также хрестоматии Л.К. Граудиной, В. А. Аннушкина.

Курс читает проф. А. А. Волков

2. Культуроведение – 36 часов (5 семестр).

В курсе излагаются основные понятия и теоретические основы наук о культуре, дается характеристика основных ареалов культуры и рассматриваются этапы развития культуры; Имеется учебное пособие : Рождественский Ю. В. «Введение в культуроведение» и многочисленные хрестоматии и иллюстративные материалы.

Курс читает проф. А. А. Волков.

3. Теория риторической аргументации – 36 часов (6 семестр).

«Теория риторической аргументации» — продолжение и развитие курса «Основы риторики». В курсе излагается строение риторического аргумента, основы логического анализа риторического аргумента, топика, классы риторических аргументов. Помимо общих учебников риторики имеются учебные пособия, например: Светлов В. А. «Практическая логика», Ивин А. А. «Логика» и др., а также многочисленые задачники и сборники упражнений.

Курс читает проф. А. А. Волков.

Спецсеминары и практические занятия:

1. Элоквенция 36 часов (5 семестр)

Задача спецсеминара – практическое освоение приемов ораторской речи: построение различных типов композиционных частей ораторской речи: описаний, повествований, рассуждений; классические риторические упражнения: на развитие темы и контроверсии, освоение основных единиц ораторской речи – периодов и прозаических фрагментов. Имеется достаточное количество учебных пособий, например: Араев Л.А., Вяткина М. В. и др. «Риторика» Т.1,2., Кемерово, 2002.

Спецсеминар ведет преп. Ю.В. Шуйская.

2. Композиция 36 часов (6 семестр).

Задача спецсеминара – практическое освоение приемов публичной письменной речи, жанров публицистики и философской прозы, основных понятий стилистики. Имеется достаточное количество учебных пособий, например: Г. Я. Солганик «Стилистика текста» и другие.

Спецсеминар ведет преп. Ю.В. Шуйская.

3. Звучащая речь 36 часов.

Задача спецсеминара – теоретическое и практическое изучение современной русской звучащей речи в различных ее жанрах и разновидностях. На первом году обучения рассматриваются общие закономерности строения и приемы анализа звучащей речи, сегментные, интонационно-просодические, лексические, синтаксические единицы и их строение.

Спецсеминар ведет доц. Е.А. Брызгунова.

Завершение подготовки – курсовая работа в одном из спецкурсов или спецсеминаров.

____________________________________________________

Всего в первый год обучения: 252 часа.

Второй год обучения (7, 8 семестры)

Спецкурсы:

1. Теория словесности и культура речи– 36 часов (7 семестр).

«Теория словесности» – основной теоретический курс второго года обучения. В курсе рассматриваются предмет теории словесности, основные понятия, научные концепции теории словесности в их историческом сложении, виды и жанровые формы словесности. Содержание курса ориентировано на изучение: философских, богословских, научных, исторических, ораторских, публицистических произведений. Другие спецкурсы и спецсеминары второго года обучения содержат развитие и детализацию материала курса «Теории словесности». Имеется учебное пособие : Ю.В. Рождественский «Введение в общую филологию».

Курс читает проф. А. А. Волков.

2. Риторическая критика – 36 часов (7 семестр).

Риторическая критика – новый предмет в отечественной риторической литературе, задачи риторической критики состоят в анализе, оценке и отборе в качестве образцовых произведений риторической прозы различных жанров. Учебных пособий на русском языке в настоящее время нет. учебное пособие для студентов филологических факультетов готовит автор курса преп. В. В. Смолененкова.

3. Риторика деловой речи – 36 часов (7 семестр).

В курсе рассматриваются язык и стиль деловой речи, история русской деловой речи, строение документооборота, виды и жанры документов и деловой корреспонденции. Имеется ряд учебников и учебных пособий различных авторов.

Курс читает проф. А.Н. Качалкин.

4. Политическая риторика – 36 часов (8 семестр).

Задача курса – теоретическое и практическое освоение семантики, строения, аудитории политического дискурса, политической аргументации, приемов манипулирования общественным мнением, истории политической риторики. имеются многочисленные учебные пособия, например: Г.Г. Хазагеров «Политическая риторика».

Курс читает преп. В. В. Смолененкова.

5. Юридическая риторика – 36 часов (8 семестр).

Задача курса – освоение теоретических и практических основ юридической аргументации, юридической техники, критики и экспертизы юридических документов и судебной речи. Имеется достаточное количество классических и современных учебных пособий, например: А.А. Соболева «Топическая юриспруденция»; Е.С. Шугрина «Техника юридического письма»; сборник материалов «Цена слова» и др.

Курс читает преп. Ю.В. Шуйская.

6. Гомилетика – 36 часов.

Задача курса – ознакомление студентов со стилем, семантикой, историей проповеди, а также с жанрами и основными направлениями проповеди на материале классической, русской и западноевропейской гомилетики. Имеются многочисленные классические и современные учебные пособия и сборники проповедей с разборами.

Курс читает проф. А.А. Волков.

Спецсеминары и практические занятия:

Звучащая речь – 36 часов.

Продолжение того спецсеминара первого года обучения с тем же наименованием. Тематика: виды звучащей речи, приемы лингвистического анализа звучащей речи.

Спецсеминар ведет доц. Е.А. Брызгунова.

________________

Всего во второй год обучения: 252 часа
Общий объем аудиторной нагрузки: 504 часа

Курсовая работа (3 курс)

Итоговая работа (4 курс)

Студент, успешно завершивший занятия в специализации «Риторика» и подготовивший итоговое квалификационное сочинение, получает квалификацию «Специалист по риторике и культуре речи».

Примечание.

Предполагается возможность посещения спецкурсов и спецсеминаров специализации «Риторика» студентами других специализаций всех отделений филологического факультета, а также в отдельных случаях – студентами других гуманитарных факультетов МГУ.

Возможно также включение в программу специализации других тспецкурсов и спецсеминаров как факультативных.

Руководитель специализации проф. А.А. Волков.