Общее языкознание
для студентов вечернего отделения
Автор: к.ф.н. О.А. Волошина (2013 г.)
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Общее языкознание» являются:
- ознакомление студентов с развернутой, внутренне непротиворечивой, современной научной теорией языка;
- ознакомление студентов с историей лингвистической науки;
- обобщение и систематизация представлений об устройстве, сущности и функциях языка.
- рассмотрение проблематики общего языкознания как системы взаимосвязанных направлений изучения языков мира, современной методологии языкознания, перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Базовая часть. Общепрофессиональный блок.
Данная дисциплина предназначена для студентов 4 курса (вечернего отделения) является завершающей частью теоретической подготовки, начало которой было положено курсом «Основы языкознания». Систематизируя и обобщая знания, полученные студентами в ходе изучения различных лингвистических дисциплин, курс способствует формированию лингвистического мировоззрения студентов.
Дисциплина занимает важное место в программе подготовки специалиста, так как является завершающим теоретическим лингвистическим курсом в системе филологического образования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение основными понятиями и категориальным аппаратом современной лингвистики; знание истории лингвистических учений и умение ориентироваться во множестве направлений и школ современной лингвистической науки (С-ПК-1);
- умение анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные лингвистические теории и гипотезы и выбирать оптимальные теоретические подходы и методы решения конкретных научных задач в области лингвистики и новых информационных технологий (С-ПК-2);
- обладание знанием о параметрах разнообразия естественных языков и об их ареальной, типологической и генетической классификации (С-ПК-11);
- владение терминологическим аппаратом современной науки о языке и приемами научного исследования языка; понимание тенденций развития языка, понимание фундаментальных и прикладных исследований языка; (С-ОПК-2).
- владение методологией научных исследований (С-ОНК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- понятийный аппарат современной лингвистики;
- разные подходы к исследованию языков, представленные в рамках ведущих лингвистических школ;
- ведущие научные школы и направления развития лингвистической мысли с античности до наших дней; предлагаемые ими принципы анализа явлений фонетики и лексики;
- основные принципы классификации языков мира.
Уметь:
- анализировать и сопоставлять факты различных языков мира;
- активно использовать методику сравнения лингвистических фактов и явлений разных языков;
- использовать приобретенные навыки оценки языковых фактов в процессе самостоятельного научного исследования при написании итоговых квалификационных работ по лингвистике.
Владеть:
- навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по теории и истории языка;
- общелингвистической терминологией, которая используется в современных работах по различным вопросам языкознания;
- различными лингвистическими методами работы с материалом.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (146 часов).
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
лекции | с.р.с. | семинары / практические занятия | с.р.с. | |||||
1 | Начальный этап развития языкознания |
7 |
1-2 |
2 |
|
|
||
2 | Возникновение сравнительно-исторического языкознания |
7 |
3–4 |
4 |
|
|
||
4 | Лингвистическая концепция Гумбольдта |
7 |
5 |
2 |
|
|
||
5 | Натуралистическое и психологическое направления в языкознании |
7 |
6-7 |
4 |
|
|
||
6 | Младограмматизм. Критика младограмматизма |
7 |
8-9 |
4 |
|
|
||
7 | Московская и Казанская лингвистические школы |
7 |
10-11 |
4 |
|
|
||
8 | Соссюр. Мейе |
7 |
12-13 |
4 |
|
|
||
9 | Американская дескриптивная лингвистика. Хомский |
7 |
14
|
2 |
|
|
||
10 | Петербургская лингвистическая школа |
7 |
15 |
2 |
|
|
||
11 | Зарубежная лингвистика 20 в. |
7 |
16 |
2 |
|
|
||
12 | Основные направления современной лингвистики |
7 |
17-18 |
4 |
|
|
||
13 | Предмет и структура общего языкознания |
8 |
1 |
2 |
|
|||
14 | Язык и мышление, их взаимодействие. Психолингвистика.
Когнитивная лингвистика
|
8 |
2-4 |
6 |
|
|||
15 | Язык и общество. Проблемы социолингвистики
|
8 |
5-6 |
4 |
|
|||
16 | Язык как система. Структурализм |
8 |
7 |
2 |
|
|||
17 | Семантика |
8 |
8-9 |
4 |
|
|||
18 | Лингвистические методы Компаративистика, типология и ареальная лингвистика
|
8 |
10-12 |
6 |
|
|||
19 | Понятие языкового союза |
8 |
13 |
2 |
|
|||
20 | Языковые универсалии |
8 |
14 |
2 |
|
|||
21 | Принципы классификации языков мира |
8 |
15-16 |
4 |
|
|||
22 | Проблема развития языка. |
8 |
17-18 |
4 |
|
|||
7,8 |
72 |
Экзамен | ||||||
Итого |
|
72 |
72 |
4.2. Содержание дисциплины
История языкознания как учебная дисциплина. Периодизация истории лингвистических учений.
Начальный этап развития языкознания. Зарождение знаний о языке. Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини. Древнегреческая философия и вопросы языкознания. Грамматическое учение Аристотеля. Александрийские грамматисты.
Языкознание Средних веков и Нового времени. Европейская лингвистика XVI-XVII веков. Грамматика Пор-Рояля.
Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Сравнительная грамматика Ф.Боппа. Зарождение германского сравнительно-исторического языкознания (деятельность Р.Раска и Я. Грима). Сравнительно-историческое языкознание в России (А.Х.Востоков). Проблематика сравнительно-исторического языкознания. Методика доказательства родства языков. Понятие внутренней и внешней реконструкции.
Философия языка Вильгельма фон Гумбольдта. Историко-культурные построения Гумбольдта. Проблема соотношения языка и мышления. Учение Гумбольдта о сущности языка, его происхождении и развитии. Антиномии Гумбольдта. Представление Гумбольдта о внутренней форме языка, о строении и совершенстве языков. Становление типологических исследований. Проблемы языковой типологии в работах Гумбольдта.
Натуралистическое направление в языкознании. Учение Августа Шлейхера. «Биологическая» концепция языка. Типологическая классификация языков и учение о развитии языков. А.Шлейхер – компаративист. «Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков» А. Шлейхера. Реконструкция индоевропейского праязыка. Учение Шлейхера о родословном древе индоевропейских языков.
Психологическое направление в языкознании середины XIX века. Связь языкознания и психологии в трудах Г. Штейнталя.
Философия языка А.Потебни. Учение Потебни о внутренней форме слова. Концепция исторического синтаксиса в работах Потебни, учение о предложении.
Младограмматизм – ведущая школа сравнительно-исторического языкознания XIX века. Историзм и психологизм – основные принципы младограмматической школы. Учение о фонетических законах и аналогии. «Атомизм» младограмматиков.
Критика младограмматизма. Шухардт о фонетических законах и причинах языковых изменений. Лингвистическая география. Неолингвистика. Эстетический идеализм.
Московская и Казанская лингвистические школы. Ф.Ф.Фортунатов как создатель «формальной» школы языкознания. Грамматическая теория Фортунатова, базирующаяся на формальных языковых признаках. Фортунатов-компаративист.
Бодуэн де Куртенэ – основатель Казанской лингвистической школы. Учение о системности языка, о статике и динамике языковой системы, о закономерностях языковых изменений, учение о фонеме в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основные принципы Казанской лингвистической школы. Н.В.Крушевский и В.А.Богородицкий.
Лингвистическая концепция Соссюра. «Курс общей лингвистики» и его значение для современного языкознания. Основные положения теории Соссюра. Учение Соссюра как теоретическая база структурализма.
Французская социологическая школа. Проблемы сравнительно-исторического языкознания в работах Антуана Мейе (определение сравнительного метода, проблема праязыка, теория реконструкции). Э. Бенвенист и Е. Курилович.
Пражский лингвистический кружок. Теоретические положения Пражской школы. Фонологическая теория Н.С.Трубецкого. Теория актуального членения предложения В. Матезиуса.
Некоторые направления зарубежной лингвистики XX века. Этнолингвистика (теория лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа). Неогумбольдтианство (проблема соотношения языка, мышления и действительности в трудах Л.Вайсгербера). Языковая типология и лингвистические универсалии.
Дескриптивная лингвистика. Принципы и методы дескриптивной лингвистики. Трансформационный метод. Генеративная грамматика Ноама Хомского.
Петербургская и Московская лингвистические школы. Лингвистические взгляды Л.В.Щербы и Е.Д.Поливанова. Фонологическая концепция московских лингвистов — П.С.Кузнецова, Р.И.Аванесова, А.А.Реформатского
Советское языкознание 20-40-х годов. Новое учение о языке Н.Я. Марра. Яфетическая теория Марра. Грамматическая концепция И.И.Мещанинова. Типология в трудах И.И.Мещанинова.
Кризис структурного направления. Компаративистика и структурализм на современном этапе развития языкознания. Ареальная лингвистика.
Основные направления в современной лингвистике. Антропоцентричность лингвистических исследований.
Предмет и структура общего языкознания. Язык как объект лингвистики. Место языкознания в кругу гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные исследования.
Антиномии языка как выражение его сущности: 1) языкознание общее и частное, 2) синхронное (описательное) и диахроническое (объяснительное), 3) внутренняя и внешняя лингвистика, 4) теоретическое и прикладное языкознание.
Язык и речь. Функции языка, их иерархия. Номинация и предикативность. Отражение коммуникативных целей в структуре языка.
Язык и мышление. Современная психолингвистика. Основные объекты психолингвистики: структура языкового сознания, закономерности порождения и восприятия текста, отногенез речи, билингвизм, патология речи. Задачи психолингвистики и ее место в науке о языке.
Когнитивный подход в современной лингвистике. Значение как когнитивная структура. Языковая картина мира.
Гипотеза о языковом мышлении в связи с типом языкового строя. Идеи В. фон Гумбольдта о стадиальной типологии языков.
Язык и общество. Социальная и функциональная дифференциация языка. Проблемы языковой стилистики.
Формирование литературного языка. Факторы, определяющие своеобразие литературных языков. Понятие языковой нормы. Язык и культура.
Язык и диалект, подходы к разграничению.
Понятие языковой ситуации. Типология языковых ситуаций. Диглоссия как особый вид культурного двуязычия. Языки межэтнического общения: койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Международные и мировые языки. Языковая политика.
Язык как система. Внутренняя структура языка. Понятие уровня языковой системы, состав уровней. Нижний и верхний пределы лингвистического описания языка. Принципы выделения базовых единицы языка. Синтагматико-парадигматические отношения как принцип систематизации языковых единиц.
Структурный синтаксис. Структура зависимостей Л. Теньера. Основные понятия трансформационной и генеративной грамматики: непосредственные составляющие; глубинная и поверхностная структуры.
Семантика как лингвистическая дисциплина. Фоносемантика, грамматическая семантика, синтаксическая семантика, лексическая семантика. Фразеология как проблема общей теории языка.
Основные методы исследования языков мира. Сравнительно-историческое языкознание. Понятие семьи языков. Методика определения генетического родства языков. Определение фонетического закона. Методика реконструкции языковых фактов. Проблема праязыка.
Задачи и методы ареальной лингвистики. Понятие языковых контактов и языкового смешения. Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции. Языковой контакт с точки зрения лингвиста.
Понятие языкового союза. Теория Трубецкого об индоевропейском языковом союзе. Шесть структурных признаков индоевропейского языкового союза.
Типология языков и лингвистика универсалий. Основные направления типологических исследований: 1) типологические классификации, 2) поиски универсалий, 3) сопоставительные и контрастивные исследования.
Принципы классификации языков мира: генеалогическая классификация, типологическая и ареальная. Факторы, обусловливающие сходство языков. Способы систематизации языков и соответствующие им классы языков: языковая семья, языковой союз и языковой тип.
Проблема развития языка. Характер и причины языковых изменений. Внутриязыковые и внеязыковые (социальные и психологические) факторы в истории языков. Особенности развития фонетической, лексической и синтаксической системы языка.
Принципы диахронической лингвистики. Дивергенция и конвергенция как эволюционные процессы языков мира.
5. Рекомендуемые образовательные технологии
Материал лекций представлен в виде электронных презентаций.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В качестве основной формы текущего контроля предлагаются внеаудиторные задания по основным темам курса.
Аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен.
Вопросы к экзамену
- Предмет и задачи курса «История лингвистических учений». Периодизация истории лингвистических учений.
- Языкознание древней Греции. Александрийские грамматики.
- Языкознание в древней Индии
- Языкознание Нового времени (17-18 века). Грамматика Пор-Рояль
- Возникновение сравнительно-исторического языкознания (Бопп, Раск, Востоков, Гримм).
- Философия языка Гумбольдта. Типологическая классификация языков.
- Натуралистическое направление. Лингвистическая деятельность Шлейхера
- Психологическое направление в языкознании. Лингвистические взгляды Штейнталя и Потебни.
- Младограмматизм – ведущая школа сравнительно-исторического языкознания конца 19 века.
- Социологическое и эстетическое направления в лингвистике (Мейе, Бенвенист)
- Казанская лингвистическая школа (деятельность Бодуэна де Куртенэ и его учеников)
- Московская лингвистическая школа (деятельность Фортунатова и его учеников)
- Лингвистическая концепция Соссюра. Предпосылки структурализма.
- Европейские структурные школы (Пражский и Копенгагенский кружок)
- Американское языкознание (дескриптивная лингвистика). Лингвистические взгляды Боаса, Блумфилда и Сепира.
- Генеративная грамматика Хомского («хомскианская революция»)
- Советская лингвистика. Петербургская лингвистическая школа (Щерба, Поливанов, Виноградов)
- Новое учение о языке Н.Я.Марра. Деятельность И.И.Мещанинова. Теория стадиальной типологии языков.
- Кризис структурного направления. Компаративистика и структурализм.
- Новые направления в языкознании (когнитивная лингвистика, функциональная лингвистика и др.)
- Проблематика и состав общего языкознания. Место языкознания в кругу гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные исследования.
- Язык как объект лингвистики. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Функции языка, их иерархия.
- Язык как семиотическая система. Свойства лингвистического знака.
- Язык и мышление, их взаимодействие. Понятие речемыслительной деятельности.
- Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.
- Язык и общество. Социальная типология языков.
- Язык как система. Внутренняя структура языка. Понятие уровня языковой системы, состав уровней.
- Понятие фонемы и принципы выделения фонем в разных фонологических школах.
- Понятие морфемы. Классификация морфем. Типы морфем в языках мира.
- Понятие предложения. Структурный синтаксис. Основные понятия генеративной грамматики.
- Семантика как лингвистическая дисциплина. Лексическая семантика. Слово в разноструктурных языках.
- Фразеологический состав языка и категория связанного значения слова.
- Типы языкового значения. Лексическое и грамматическое значение.
- Проблема развития языка. Характер и причины языковых изменений. Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции.
- Принципы диахронической лингвистики. Языковые антиномии как внутренние факторы изменений в языке. Действие фонетического закона и аналогии в языке.
- Сравнительно-историческое языкознание. Понятие родословного древа. Методика реконструкции праязыка.
- Ареальная лингвистика. Принципы картографирования языковых явлений. Понятие языкового союза.
- Типология языков. Морфологические типы языков. Синтаксис как объект типологии. Номинативные и эргативные языки.
- Лингвистика универсалий. Типы универсалий. Универсалии, относящиеся к отдельным уровням языка.
- Принципы классификации языков мира. Генеалогическая, типологическая и культурно-историческая классификация языков.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2001.
- Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры. 1998.
- Березин Ф.М. История лингвистических учений: Учебник. 2-е изд. М.: Высш. Школа, 1984.
- Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие. М., 2007.
- Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, 1979.
- ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.Смысл, 1997.
- Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. 7-е изд. Минск.: Амалфея, 2009.
- Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. М., Издательский центр «Академия», 2009.
- Кодухов В.И. Общее языкознание. М.УРСС, 2009.
- Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. 2-е изд. М.: Прогресс, 2002.
- Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.
- Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М. УРСС, 2009.
- Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. М. УРСС, 2009.
- Блумфилд Л. Язык. М.УРСС, 2002.
б) дополнительная литература:
- Общее языкознание: Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий / Под ред. А.Е.Супруна – Мн.: Высшая школа, 1995.
- Общее языкознание: Сущность и история языка / Под ред. А.Е.Супруна – Мн.: Высшая школа, 1993.
- Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб. 1994.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 2008.
- Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
- Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.
- Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.
- Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. М. «Лабиринт», 1997.
- Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М. «Наука», 1988.
- История лингвистических учений. Древний мир / Под ред. А.Д.Десницкой, С.Д.Кацнельсона. Л.: Наука, 1980.
- Томсен В. История языкознания до конца 19 века. М. 1938.
- Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Ф.М.Березин. М., 1977.
- Березин Ф.М. Русское языкознание конца 19 – начала 20 века. М., 1976.
- Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. Изд. 2-ое. М., 2004.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:
доступ к Интернету во внеаудиторное время;
доступность указанной литературы и словарей.