Общее языкознание: программа ст.преп. О.А. Волошиной

Общее языкознание

для студентов вечернего отделения

Автор: к.ф.н. О.А. Волошина (2013 г.)

1.      Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Общее языкознание» являются:

  • ознакомление студентов с развернутой, внутренне непротиворечивой, современной научной теорией языка;
  • ознакомление студентов с историей лингвистической науки;
  • обобщение и систематизация представлений об устройстве, сущности и функциях языка.
  • рассмотрение проблематики общего языкознания как системы взаимосвязанных направлений изучения языков мира, современной методологии языкознания, перспектив фундаментальных и прикладных исследований языка.

2.      Место дисциплины в структуре ООП

Базовая часть. Общепрофессиональный блок.

Данная дисциплина предназначена для студентов 4 курса (вечернего отделения)  является завершающей частью теоретической подготовки, начало которой было положено курсом «Основы языкознания». Систематизируя и обобщая знания, полученные студентами в ходе изучения различных лингвистических дисциплин, курс способствует формированию лингвистического мировоззрения студентов.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки специалиста, так как является завершающим теоретическим лингвистическим курсом в системе филологического  образования.

3.      Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение основными понятиями и категориальным аппаратом современной лингвистики; знание истории лингвистических учений и умение ориентироваться во множестве направлений и школ современной лингвистической науки (С-ПК-1);
  • умение анализировать, сопоставлять и критически оценивать различные лингвистические теории и гипотезы и выбирать оптимальные теоретические подходы и методы решения конкретных научных задач в области лингвистики и новых информационных технологий (С-ПК-2);
  • обладание знанием о параметрах разнообразия естественных языков и об их ареальной, типологической и генетической классификации (С-ПК-11);
  • владение терминологическим аппаратом современной науки о языке и приемами научного исследования языка; понимание тенденций  развития языка, понимание фундаментальных и прикладных исследований языка;  (С-ОПК-2).
  • владение методологией научных исследований (С-ОНК-5).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • понятийный аппарат современной лингвистики;
  • разные подходы к исследованию языков, представленные в рамках ведущих лингвистических школ;
  • ведущие научные школы и направления развития лингвистической мысли с античности до наших дней; предлагаемые ими принципы анализа явлений фонетики и лексики;
  • основные принципы классификации  языков  мира.

Уметь:

  • анализировать и сопоставлять факты различных языков мира;
  • активно использовать методику сравнения лингвистических  фактов и явлений разных языков;
  • использовать приобретенные навыки оценки языковых фактов в процессе самостоятельного научного исследования при написании итоговых квалификационных работ по лингвистике.

Владеть:

  • навыками самостоятельного чтения современной лингвистической литературы по теории и истории языка;
  • общелингвистической терминологией, которая используется в современных работах по различным вопросам языкознания;
  • различными лингвистическими методами работы с материалом.

4Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4  зачетные единицы (146  часов).

 

п/п

 

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

        лекции с.р.с. семинары / практические занятия с.р.с.  
1 Начальный этап развития языкознания

7

1-2

2

 

 
2 Возникновение сравнительно-исторического языкознания

7

3–4

4

 

 
4 Лингвистическая концепция Гумбольдта

7

5

2

 

 
5 Натуралистическое и психологическое направления в языкознании

7

6-7

4

 

 
6 Младограмматизм. Критика младограмматизма

7

8-9

4

 

 
7 Московская и Казанская лингвистические школы

7

10-11

4

 

 
8 Соссюр. Мейе

7

12-13

4

 

 
9 Американская дескриптивная лингвистика. Хомский

7

14

2

 

 
10 Петербургская лингвистическая школа

7

15

2

 

 
11 Зарубежная лингвистика 20 в.

7

16

2

 

 
12 Основные направления современной лингвистики

7

17-18

4

 

 
13 Предмет и структура общего языкознания

8

1

2

   

 
14 Язык и мышление, их взаимодействие. Психолингвистика.

Когнитивная лингвистика

 

8

2-4

6

   

 
15 Язык и общество. Проблемы социолингвистики

 

8

5-6

4

   

 
16 Язык как система. Структурализм

8

7

2

   

 
17 Семантика

8

8-9

4

   

 
18 Лингвистические методы Компаративистика, типология и ареальная лингвистика

 

8

10-12

6

   

 
19 Понятие языкового союза

8

13

2

   

 
20 Языковые универсалии

8

14

2

   

 
21 Принципы классификации языков мира

8

15-16

4

   

 
22 Проблема развития языка.

8

17-18

4

   

 
   

7,8

       

72

Экзамен
  Итого

 

72

   

72

 

 

4.2. Содержание дисциплины

История языкознания как учебная дисциплина. Периодизация истории лингвистических учений.

Начальный этап развития языкознания. Зарождение знаний о языке. Языкознание в древней Индии. Грамматика Панини. Древнегреческая философия и вопросы языкознания. Грамматическое учение Аристотеля. Александрийские грамматисты.

Языкознание Средних веков и Нового времени. Европейская лингвистика XVI-XVII веков. Грамматика Пор-Рояля.

Возникновение сравнительно-исторического языкознания. Сравнительная грамматика Ф.Боппа. Зарождение германского сравнительно-исторического языкознания (деятельность Р.Раска и Я. Грима). Сравнительно-историческое языкознание в России (А.Х.Востоков). Проблематика сравнительно-исторического языкознания. Методика доказательства родства языков. Понятие внутренней и внешней реконструкции.

Философия  языка Вильгельма фон Гумбольдта. Историко-культурные построения Гумбольдта. Проблема соотношения языка и мышления. Учение Гумбольдта о сущности языка, его происхождении и развитии. Антиномии Гумбольдта. Представление  Гумбольдта о внутренней форме языка, о строении и совершенстве языков. Становление типологических исследований. Проблемы языковой типологии в работах Гумбольдта.

Натуралистическое направление в языкознании. Учение Августа Шлейхера. «Биологическая» концепция языка. Типологическая классификация языков и учение о развитии языков. А.Шлейхер – компаративист. «Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков» А. Шлейхера. Реконструкция индоевропейского праязыка. Учение Шлейхера о родословном древе индоевропейских языков.

Психологическое направление в языкознании середины XIX века. Связь языкознания и психологии в трудах Г. Штейнталя.

Философия языка А.Потебни. Учение Потебни о внутренней форме слова. Концепция исторического синтаксиса в работах Потебни, учение о предложении.

Младограмматизм – ведущая школа сравнительно-исторического языкознания XIX века. Историзм и психологизм – основные принципы младограмматической школы. Учение о фонетических законах и аналогии. «Атомизм» младограмматиков.

Критика младограмматизма. Шухардт о фонетических законах и причинах языковых изменений. Лингвистическая география. Неолингвистика. Эстетический идеализм.

Московская и Казанская лингвистические школы. Ф.Ф.Фортунатов как создатель «формальной» школы языкознания. Грамматическая теория Фортунатова, базирующаяся на формальных языковых признаках. Фортунатов-компаративист.

Бодуэн де Куртенэ – основатель Казанской лингвистической школы. Учение о системности языка, о статике и динамике языковой системы, о закономерностях языковых изменений, учение о фонеме в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основные принципы Казанской лингвистической школы. Н.В.Крушевский и  В.А.Богородицкий.

Лингвистическая концепция Соссюра. «Курс общей лингвистики» и его значение для современного языкознания. Основные положения теории Соссюра. Учение Соссюра как теоретическая база структурализма.

Французская социологическая школа. Проблемы сравнительно-исторического языкознания в работах Антуана Мейе (определение сравнительного метода, проблема праязыка, теория реконструкции).  Э. Бенвенист и Е. Курилович.

Пражский лингвистический кружок. Теоретические положения Пражской школы. Фонологическая теория Н.С.Трубецкого. Теория актуального членения предложения В. Матезиуса.

Некоторые направления зарубежной лингвистики XX века. Этнолингвистика (теория лингвистической относительности Э.Сепира и Б.Уорфа). Неогумбольдтианство (проблема соотношения языка, мышления и действительности в трудах Л.Вайсгербера). Языковая типология и лингвистические универсалии.

Дескриптивная лингвистика. Принципы и методы дескриптивной лингвистики.  Трансформационный метод. Генеративная грамматика Ноама Хомского.

Петербургская и Московская лингвистические школы. Лингвистические взгляды Л.В.Щербы и Е.Д.Поливанова. Фонологическая концепция московских лингвистов — П.С.Кузнецова, Р.И.Аванесова, А.А.Реформатского

Советское языкознание 20-40-х годов. Новое учение о языке Н.Я. Марра. Яфетическая теория Марра. Грамматическая концепция И.И.Мещанинова. Типология в трудах  И.И.Мещанинова.

Кризис структурного направления.  Компаративистика и структурализм на современном этапе развития языкознания. Ареальная лингвистика.

Основные направления в современной лингвистике. Антропоцентричность лингвистических исследований.

 

Предмет и структура общего языкознания. Язык как объект лингвистики. Место языкознания в кругу гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные исследования.

Антиномии языка как выражение его сущности: 1) языкознание общее и частное, 2) синхронное (описательное) и диахроническое (объяснительное), 3) внутренняя и внешняя лингвистика, 4) теоретическое и прикладное языкознание.

Язык и речь. Функции языка, их иерархия. Номинация и предикативность. Отражение коммуникативных целей в структуре языка.

Язык и мышление. Современная психолингвистика. Основные объекты психолингвистики: структура языкового сознания, закономерности порождения и восприятия текста, отногенез речи, билингвизм, патология речи. Задачи психолингвистики и ее место в науке о языке.

Когнитивный подход в современной лингвистике. Значение как когнитивная структура. Языковая картина мира.

Гипотеза о языковом мышлении в связи с типом языкового строя. Идеи В. фон Гумбольдта о стадиальной типологии языков.

Язык и общество. Социальная и функциональная дифференциация языка. Проблемы языковой стилистики.

Формирование литературного языка. Факторы, определяющие своеобразие литературных языков. Понятие языковой нормы. Язык и культура.

Язык и диалект, подходы к разграничению.

Понятие языковой ситуации. Типология  языковых ситуаций. Диглоссия как особый вид культурного двуязычия. Языки межэтнического общения: койне, пиджины. Креолизация пиджинов и креольские языки. Международные и мировые языки. Языковая политика.

Язык как система. Внутренняя структура языка. Понятие уровня языковой системы, состав уровней. Нижний и верхний пределы лингвистического описания языка. Принципы выделения базовых единицы языка. Синтагматико-парадигматические отношения  как принцип систематизации языковых единиц.

Структурный синтаксис. Структура зависимостей  Л. Теньера. Основные понятия трансформационной и генеративной грамматики: непосредственные составляющие; глубинная и поверхностная структуры.

Семантика как  лингвистическая дисциплина. Фоносемантика, грамматическая семантика, синтаксическая семантика, лексическая семантика. Фразеология как проблема общей теории языка.

Основные методы исследования языков мира. Сравнительно-историческое языкознание. Понятие семьи языков. Методика определения генетического родства языков.  Определение фонетического закона. Методика реконструкции языковых фактов. Проблема праязыка.

Задачи и методы ареальной лингвистики. Понятие языковых контактов и языкового смешения. Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции. Языковой контакт с точки зрения лингвиста.

Понятие языкового союза. Теория Трубецкого об индоевропейском языковом союзе. Шесть структурных признаков индоевропейского языкового союза.

Типология языков и лингвистика универсалий. Основные направления типологических исследований: 1) типологические классификации, 2) поиски универсалий, 3) сопоставительные и контрастивные исследования.

Принципы классификации языков мира: генеалогическая классификация, типологическая и ареальная. Факторы, обусловливающие сходство языков. Способы систематизации языков и соответствующие им классы языков: языковая семья, языковой союз и языковой тип.

Проблема развития языка. Характер и причины языковых изменений. Внутриязыковые и внеязыковые (социальные и психологические) факторы в истории языков. Особенности  развития фонетической, лексической и синтаксической системы языка.

Принципы диахронической лингвистики. Дивергенция и конвергенция как эволюционные процессы языков мира.

 

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Материал лекций представлен в виде электронных презентаций.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве основной формы текущего контроля предлагаются внеаудиторные  задания по основным темам курса.

Аттестация по итогам освоения дисциплины – экзамен.

 

Вопросы к экзамену

  1. Предмет и задачи курса «История лингвистических учений». Периодизация истории лингвистических учений.
  2. Языкознание древней Греции. Александрийские грамматики.
  3. Языкознание в древней Индии
  4. Языкознание Нового времени (17-18 века). Грамматика Пор-Рояль
  5. Возникновение сравнительно-исторического языкознания (Бопп, Раск, Востоков, Гримм).
  6. Философия языка Гумбольдта. Типологическая классификация языков.
  7. Натуралистическое направление. Лингвистическая деятельность Шлейхера
  8. Психологическое направление в языкознании. Лингвистические взгляды Штейнталя и Потебни.
  9. Младограмматизм – ведущая школа сравнительно-исторического языкознания конца 19 века.
  10. Социологическое и эстетическое направления в лингвистике (Мейе, Бенвенист)
  11. Казанская лингвистическая школа (деятельность Бодуэна де Куртенэ и его учеников)
  12. Московская лингвистическая школа (деятельность Фортунатова и его учеников)
  13. Лингвистическая концепция Соссюра. Предпосылки структурализма.
  14. Европейские структурные школы (Пражский и Копенгагенский кружок)
  15. Американское языкознание (дескриптивная лингвистика). Лингвистические взгляды Боаса, Блумфилда и Сепира.
  16. Генеративная грамматика Хомского («хомскианская революция»)
  17. Советская лингвистика. Петербургская лингвистическая школа (Щерба, Поливанов, Виноградов)
  18. Новое учение о языке Н.Я.Марра. Деятельность И.И.Мещанинова. Теория стадиальной типологии языков.
  19. Кризис структурного направления. Компаративистика и структурализм.
  20. Новые направления в языкознании (когнитивная лингвистика, функциональная лингвистика и др.)

 

  1. Проблематика и состав общего языкознания. Место языкознания в кругу гуманитарных дисциплин. Междисциплинарные исследования.
  2. Язык как объект лингвистики. Язык и коммуникация. Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Функции языка, их иерархия.
  3. Язык как семиотическая система. Свойства лингвистического знака.
  4. Язык и мышление, их взаимодействие. Понятие речемыслительной деятельности.
  5. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.
  6. Язык и общество. Социальная типология языков.
  7. Язык как система. Внутренняя структура языка.  Понятие уровня языковой системы, состав уровней.
  8. Понятие фонемы и принципы выделения фонем в разных фонологических школах.
  9. Понятие морфемы. Классификация морфем. Типы морфем в языках мира.
  10. Понятие предложения. Структурный синтаксис. Основные понятия  генеративной грамматики.
  11. Семантика как лингвистическая дисциплина. Лексическая семантика.  Слово в разноструктурных языках.
  12. Фразеологический состав языка и категория связанного значения слова.
  13. Типы языкового значения. Лексическое и грамматическое значение.
  14. Проблема развития языка. Характер и причины языковых изменений. Взаимовлияние языков как главный фактор языковой эволюции.
  15. Принципы диахронической лингвистики. Языковые антиномии как внутренние факторы изменений в языке. Действие фонетического закона и аналогии в языке.
  16. Сравнительно-историческое языкознание.  Понятие родословного древа.  Методика реконструкции праязыка.
  17. Ареальная лингвистика. Принципы картографирования языковых явлений. Понятие языкового союза.
  18. Типология языков. Морфологические типы языков. Синтаксис как объект типологии. Номинативные и эргативные языки.
  19. Лингвистика универсалий. Типы универсалий. Универсалии, относящиеся к отдельным уровням языка.
  20. Принципы классификации языков мира. Генеалогическая, типологическая и культурно-историческая классификация языков.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

 

  1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2001.
  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М.: Языки русской культуры.  1998.
  3. Березин Ф.М. История лингвистических учений: Учебник. 2-е изд. М.: Высш. Школа, 1984.
  4. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений: Учебное пособие. М., 2007.
  5. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, 1979.
  6. ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
  7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.Смысл, 1997.
  8. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. 7-е изд. Минск.: Амалфея, 2009.
  9. Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. М., Издательский центр «Академия», 2009.
  10. Кодухов В.И. Общее языкознание. М.УРСС, 2009.
  11. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
  12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. 2-е изд. М.: Прогресс, 2002.
  13. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М.: Прогресс, 1988.
  14. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М. УРСС, 2009.
  15. Кацнельсон С.Д. Общее и типологическое языкознание. М. УРСС, 2009.
  16. Блумфилд Л. Язык. М.УРСС, 2002.

 

 

б) дополнительная литература:

 

  1. Общее языкознание: Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий / Под ред. А.Е.Супруна – Мн.: Высшая школа, 1995.
  2. Общее языкознание: Сущность и история языка / Под ред. А.Е.Супруна – Мн.: Высшая школа, 1993.
  3. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб. 1994.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 2008.
  5. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
  6. Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.
  7. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992.
  8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. М. «Лабиринт», 1997.
  9. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М. «Наука», 1988.
  10. История лингвистических учений. Древний мир / Под ред. А.Д.Десницкой, С.Д.Кацнельсона. Л.: Наука, 1980.
  11. Томсен В. История языкознания до конца 19 века. М. 1938.
  12. Хрестоматия по истории русского языкознания. Сост. Ф.М.Березин. М., 1977.
  13. Березин Ф.М. Русское языкознание конца 19 – начала 20 века. М., 1976.
  14. Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. Изд. 2-ое. М., 2004.

 

 

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает:

доступ к Интернету во  внеаудиторное время;

доступность указанной литературы и словарей.