В очерке М.И. Цветаевой «Открытие музея» есть строки: «Живой урок истории и
философии: вот что время делает с людьми, вот что — с богами. Вот что
время делает с человеком, вот что … с человеком делает искусство.
И последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со
временем» (М.И. Цветаева. Сочинения. Т.2 – М., 1980 г. С.15). Этим удивительным
«деяниям времени», истории и ее загадкам посвящены статьи В.А. Кочергиной и С.Н.
Кузнецова, опубликованные в сборнике. Мы же расскажем еще об одной лакуне в
истории факультета, университета и о том, как ее старались заполнить наши
коллеги.
В архивах Московского Государственного университета нет портретов семи его
ректоров, в частности – Алексея Васильевича Болдырева. А.В. Болдырев, известный
российский востоковед, был ректором Московского университета с 1833 по 1836
годы. Его грамматика арабского языка, составленные им арабская и персидская
хрестоматии использовались в научной работе многими поколениями
ученых-востоковедов. Что особенно важно для истории кафедры – ученики Болдырева,
например известный российский востоковед П.Я. Петров (портрет которого недавно
передан филологическому), явились провозвестниками идей
сравнительно-исторического языкознания в Московском университете. Научные
исследования Петрова, первым возглавившего кафедру сравнительной грамматики
индоевропейских языков, были продолжены его, одним из которых был академик Ф.Ф.
Фортунатов.
Поиски портрета А.В. Болдырева были начаты около 8 лет назад доцентом В.В.
Ремарчуком, заведующим кафедрой филологии стран Юго-Восточной Азии, Кореи и
Монголии Института стран Азии и Африки МГУ, автором-составителем биографического
словаря «Ректоры Московского университета» (М., 1996). Поначалу активные поиски
портрета в музейных запасниках и библиотеках, в том числе, в уникальном
гравюрном фонде Горьковской библиотеки МГУ результата не дали.
По инициативе профессора С.Н. Кузнецова мы обратились в крупные московские
архивы. Но ни в РГАДА, ни в ГАРФ, ни в Центральном Московском архиве, ни в
архиве РГБ портрета не оказалось. Поиски были продолжены в Музее истории
Московского университета, где мне произошла наша первая встреча с В.В.
Ремарчуком. Состоялась беседа и долгая экскурсия по старинному зданию на
Моховой: второй круглый зал, в стенах которого раньше находился домовый храм
университета – святой мученицы Татианы (храм был закончен и открыт именно в годы
ректорства А.В. Болдырева), лестница, которой уже более 150 лет, музей истории
МГУ с уникальными материалами по истории университета. В.В. Ремарчук рассказал о
Викторе Васильевиче Сорокине, который всю жизнь проработал в научной библиотеке
МГУ и долгие годы посвятил поискам портрета Болдырева. Сейчас В.В. Сорокину уже
92 года, и он, сохранив абсолютную ясность ума и память, всегда охотно и
вдохновенно рассказывает о своих исследованиях и изысканиях. Разные пласты
времени с трудом сопрягаются в сознании, и нелегко представить себе, что наш
современник и даже возможный собеседник был лично знаком с А.В. Болдыревым.
Преданность В.В. Сорокина историческому и научному наследию Болдырева была
столь велика, что когда закрывали Московское Дорогомиловское кладбище, на
котором тот был похоронен, и праху знаменитого российского филолога грозила
участь быть залитым бетоном, Виктор Васильевич Сорокин не дал уйти в небытие
этой частице истории Московского университета: он организовал перенос праха А.В.
Болдырева и его родных на кладбище Донского монастыря.
Сохранена, спасена от забвения память замечательного ученого. Одно их
недавних тому подтверждений – совсем свежая фотография (работы диакона Игоря
Палкина), которую можно увидеть в здании на Моховой: студенты Московского
университета возлагают цветы к могиле ректора МГУ А.В. Болдырева.
Поиски портрета А.В. Болдырева необходимо продолжить. Надежды найти его не
иллюзорны – главным тому подтверждением является существовавшая в раньше
традиция: после избрания нового ректора Московского университета приглашался
художник, который писал его портрет.
Идею продолжения поисков портрета поддержал и В.В Ремарчук. По его мысли,
нередко бывает так, что когда везде написано «нет», «не значится», «утеряно»,
искомое, по слову Евангельскому, обретается.
Эту мысль он проиллюстрировал замечательным примером из собственной жизни,
примером, не укладывающимся в логические схемы. Известно, что могила ректора МГУ
И.П. Тургенева долгие годы значилась во всех списках как утерянная. В.В
Ремарчука это не остановило, он поехал на Лазаревское кладбище
Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге и попросил одного пожилого
смотрителя припомнить, где приблизительно могила И.П. Тургенева могла находиться
раньше. Они пришли на это место, стали вместе с рабочими расчищать площадку ото
мха и земли и свершилось чудо – могила ректора МГУ И.П. Тургенева была обретена.
Теперь благодаря усилиям В.А. Садовничего и В.В. Ремарчука могила приведена в
хорошее состояние и не значится более затерянной.
Поиски портрета Болдырева необходимо продолжать. И этот выбранный нами
эвристический вектор детерминирован 2 моментами. При философском подходе к этой
проблеме понимании категории памяти и забвения становятся в последнее время
важнейшей когнитивной парадигмой феноменологии сознания; сам поиск исторического
документа становится тем «живым уроком истории и философии», о котором говорила
М. Цветаева. Практический, даже прагматический аспект работы позволит
университеты восстановить нить научного родства и украсить стены кафедры общего
и сравнительно-исторического языкознания портретом одного из ее основателей.