Курс «Понятия концепта и системы концептов в теории коммуникации»
предназначается магистрантам и аспирантам. Задача курса – представить
традиционную проблематику общего языкознания: «язык и мышление», «язык и
общество», «язык и культура», — в соответствии с современными научными
представлениями о деятельности человека в отношении к системе понятий о реальных
и нереальных объектах к когнитивной базе русского человека.
Основные принципы изложения материала в курсе – идеи различных
направлений философии, логики, психологии, социологии в связи с направлениями
современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании с принципами,
методикой таких наук, как философия, культурология, этносемиотика, прагматика,
когнитология, семантическая логика.
Курс состоит из следующих разделов:
Язык как деятельность – лингвистические традиции в изучении вопроса
Понятие языковой личности
Понятие национальной языковой личности
Для иллюстрации основных положений курса приводятся тексты разных
культурных традиций.
Научная проблематика относится к сфере теории номинации, коммуникации,
семиотики, культурологии, семантической логики, теории и практики речевых
действий.
1. Понятие концепта и концептосферы
Изучение функции языка как средства, инструмента членения и осмысления
окружающей действительности в аналитической философии послужило основой
формирования представления о системе культурно обусловленных концептов, которые
воплощены в естественном языке, обслуживающем процесс коммуникации. Усвоение как
конкретными людьми, так и определенными поколениями людей уже существующих
концептов, употребление соответствующих им языковых выражений означают
использование результатов практического опыта социума, нации.
Система информации о мире представляет собой концептуальную систему, т.е.
систему определенных концептов, представлений человека о мире, — систему,
конструируемую человеком как членом определенной когнитивной и культурной
общности. В построении таких систем естественный язык играет существенную, хотя
и не исключительную роль. Соотнесение языка и окружающей действительности,
осуществляемое концептуальной системой, есть, по сути дела, кодирование
языковыми средствами определенных фрагментов концептуальной системы.
Прикрепленность выражений языка как знаковой системы, кода к определенным
фрагментам концептуальной системы позволяет оперировать содержащейся в ней
информацией, что приводит к построению и адаптации системой такой информации,
которая не может быть сконструирована без языка и которая дает возможность выйти
за пределы непосредственного опыта конкретного отдельного человека. При всем
этом любая новая информация, приобретенная в результате развития всех
общественных институтов, становится частью видоизменяющейся концептуальной
системы. Основополагающими работами в изучении концептов являются труды Л.
Витгеншейна.
2. Идеи Л. Витгеншейна в современной филологии
По мнению Витгенштейна (в «Логико-философском трактате»), языковое выражение
адекватно отражает мир потому, что соотношение его элементов изоморфно
представлению о том, что так соотносятся друг с другом вещи. Философ определяет
связь элементов картины как ее структуру, «а возможность такой структуры — как
форму изображения», присущую данной картине. «Границы моего языка, — пишет Л.
Витгеншейн, — означают границы моего мира». Построение «идеального языка» с его
упрощенной, чрезмерно идеализированной картиной мира, с прозрачной логической
структурой, которая должна однозначно соответствовать структуре отображаемого
мира, — такое построение приводит, с одной сторон, к критике естественного языка
с его несообразностями и «отступлениями» от логики и, с другой стороны – влечет
к переориентации внимания с «идеального» языка на естественный язык.
Внимание к фактам естественного языка приводит Витгенштейна к необходимости
выявления и анализа концептов (например, таковы концепты «ощущение»,
«намерение», «понимание», «представление», «мышление» и др.), — концептов,
которые определяют поведение человека в мире, организуют процесс познания им
окружающей действительности, являясь постоянно действующей функциональной
основой этого процесса.
Говоря о соотношении этих концептов, Витгенштейн использовал образы семейного
родства («Философские исследования»). В его «Философских исследованиях» выявлены
и сгруппированы целые «семейства» близких, дополняющих друг друга концептов
(«кузенов»), причем выявляется не сама структура концептов, а действия, функции
тех слов, которые описывают эти концепты. На этом основании строится теория
«языковых игр».
Содержание любого концепта, по мысли Витгенштейна, может быть описано
посредством парадигмы употребления обозначающего его слова. Таким образом, чтобы
понять или объяснить концепт, следует искать не какую-либо конкретную или
абстрактную сущность, которая определяется этим концептом, а обратиться к
употреблению обозначающего его слова. При этом под употреблением понимается не
просто множество конкретных случаев использования того или иного слова, а
определенные способы правильного употребления, соответствующего лингвистическим
стандартам, принятым в данном обществе: «Совместное поведение людей — вот та
референтная система, с помощью которой мы интерпретируем незнакомый язык».
Именно в детальном описании логики употребления слов в определенной языковой
игре и видит Витгенштейн задачу философа.
Пример рассмотрения естественного языка как проявления индивидуализированной
концептуальной системы представлено в работах У. Куайна.
3. Образование и функционирование концептов
Образование концептов возникает благодаря тому, что человек вынужден
адекватно отражать факты действительности в своем сознании, без чего невозможна
реальная ориентация человека в мире и познание им этого мира. Исходным этапом
формирования концептов в познавательной деятельности человека является ощущение,
когда взаимодействие органов чувств, нервной системы, мозга человека и объекта
окружающей действительности формирует в сознании человека субъективный образ
объективного мира. Ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного
отражения окружающей действительности. На ранних этапах познавательной
деятельности в качестве признака, представлявшего предмет в целом, выступал
признак, имевший по тем или иным причинам важнейшее значение для жизни людей.
Тот признак, который оказывался важным с практической точки зрения, производил
особо сильное впечатление, легко выделялся и оказывался «представителем»
предмета.
Ядром сформировавшихся концептов выступали первоначально выделенные человеком
признаки, а вокруг ядра располагались признаки, выделенные на более поздних
этапах познавательной деятельности. Сформировавшиеся концепты фиксировались в
языковых выражениях (например, «человек», «личность», «общество», «место»,
«красота», «добро»). Концепт — это информация, являющаяся критерием
идентификации, распознавания объекта окружающей действительности носителем
определенной концептуальной системы, концепт — это информация, являющаяся
критерием идентификации, распознавания объекта окружающей действительности
носителем определенной концептуальной системы.
4. Культурные концепты
Каждая концептуальная система посредством естественного языка опирается на
специфические, значимые, принятые в обществе на каждом историческом этапе его
развития социальные, культурные, эстетические и другие ценности, на социально
значимую для определенной эпохи «картину мира». Стабилизирующим и объединяющим
началом выступает национальный язык, в употреблении единиц языка, закрепляющего
изменчивое и постоянное в употреблении тех слов, которые символизируют
концептуальную систему. Язык всегда является средством выражения «общности
культуры народа,…, словесной формой выражения организующих тенденций
общекультурного и социального развития». Слово приобретает, таким образом, роль
«меток на непрерывном пространстве смысла, имеющих кроме своей социальной
природы и социальную функцию: служить средством коммуникации».
Концепты, отображенные в национальном языке, становятся своеобразными
маркерами, определяющими разнородную деятельность человека. Так, концепт «истины
/ правды» предопределяет модели поведения человека, что проявляется, в
частности, в использовании серии пословиц и поговорок, бытующих в культурно
обусловленном опыте любого народа, при выражении оценки поступков и даже
помыслов (таковы, например, пример русского словосочетания «истинный
герой» — истинный в значении настоящий, действительный,
и пример высказывания китайского философа Конфуция: « Превозмогать себя и
возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность
» — истинный трактуется как эталонный, т. е. стимулирующий подражание). При этом
важно подчеркнуть, что в языках разных народов, народов, ориентированных на
разные культурные традиции, — в языках различаются концепты истины и правды,
соотносимые с миром индивидуальности, субъективности (поле концепта правды) и с
миром объективной реальности (поле концепта истины).
5. Динамика изменений в концептосфере
Процесс образования концептов, отражающих информацию об общих свойствах
предметов и явлений окружающего мира, длится многие столетия. Каждое поколение
вносит свой вклад в процесс формирования концептуальной системы, проверяя,
обогащая, корректируя, а иногда существенно изменяя ее содержание. Ни один
концепт не может рассматриваться как нечто застывшее, окончательно
сформированное. Он находится в состоянии постоянного изменения, имеет «текучий»
характер, как и вся деятельность человека в целом. Появление нового концепта
всегда связано с решением какой-либо практической задачи, с оперированием самим
предметом, в деятельность которого он включен, задавая ей направленность,
организуя ее. Концепт как бы «вплетен» в деятельность, в ходе которой он
трансформируется, становится основой новых действий, корректируется в ходе этих
действий, вновь становясь условием последующих практических операций. В ходе
развития процесса познания концепты «вводятся и исключаются, расширяются и
ограничиваются, обновляются (интерполируются) и переносятся из одних областей
знаний в другие (экстраполируются), делятся и обобщаются и подвергаются прочим
изменениям».
Примером изменений в системе концептов может служить концепт «добра / зла»,
зафиксированный в истории русского языка: ранее слова богатый и
хороший, с одной стороны, и слова плохой и худой – с другой
стороны — имели общие контексты употребления (ср. до сих пор употребляемые
выражения типа «богатый урожай», «худой промысел»);
ныне в современном концептуальном мировосприятии в соответствии с
основополагающими этическими нормами соотнесены только добрый –хороший и
злой – плохой.
Любая концептуальная система состоит из огромного количества самых
разнообразных концептов, формирование которых происходит по индивидуальной схеме
на каждом конкретном историческом этапе развития системы и которые могут быть
осмыслены лишь при рассмотрении их в качестве элементов исторически сложившейся
системы человеческого знания. Именно это обстоятельство и позволило Р.И.
Павилёнису сделать вывод о возможных несоответствиях между концептуальными
системами на разных этапах исторического развития общества. Так, например, в
истории России и в истории русского языка видоизменялся концепт «общество», что
проявляется, например, в сопоставлении исторических явлений, именовавшихся
«Общество любителей русской словесности», с одной стороны, и «Союз
писателей» — с другой, в антитезе общества и личности, по-разному оцениваемой во
времена М. Лермонтова и Б. Пастернака.
6. Личностное и общенациональное в концептосфере
Индивидуальность концептуальной системы проявляется в образовании
специфической, субъективной «картины мира». В индивидуальных концептуальных
системах вполне естественны качественные различия в интерпретации одних и тех же
концептов и соответствующих им языковых выражений: каков «арсенал» содержащихся
в системе концептов, таково качество интерпретации новых концептов. По мнению
М.М. Бахтина, в индивидуальном стиле писателей, ученых, общественных деятелей не
только особым образом отражаются характерные черты господствующего стиля
мышления эпохи, но и оформляются элементы нового. В структурной поэтике
предметом специального анализа становится индивидуальная картина мира писателя
или поэта, причем иногда поэт опережает эпоху, выявляя те тенденции в изменении
концептуальной системы, которые лишь впоследствии становятся очевидными для
остальных членов культурного сообщества. Таково ощущение времени в
индивидуальной картине мира героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», —
ощущение времени как мифологически замкнутого круга в противовес бытующего
представлении о времени как координаты пространственно-временной картины мира.
Таким образом автор передал конфликтность индивидуальной и общенациональной
концептуальных систем.
Литература
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1979.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1), М., 1994.
Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.,
1995.
Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., «Мысль», 1983.
Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. — М., 2001.
Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в
лингвистике. — М., 1960. — Вып. 1.