Предмет курса – система речевых отношений различных социальных групп,
осмысленная в терминах риторики. Цель курса – научить студентов методам
распознавания, использования и развития риторических средств, которые формируют
различные воображаемые и невоображаемые риторические сообщества – от семьи,
студенческого содружества и корпорации до нации и конфессии.
Изучаются внешние
(распределение видов речи в обществе, распределение ролей, применение различных
фактур речи и семиотических систем) и внутренние («объединяющая» публичная
аргументация) риторические средства конструирования сообществ.
Курс рассчитан на 15 часов. В начале курса (занятие 1-2) разъясняются типы
понимания понятий, вынесенных в заглавие курса: сообщество, «воображаемое
сообщество», конструирование, риторика, риторические средства. Далее (занятия
3-11) разбираются основные средства конструирования сообществ, применяющиеся в
рамках отдельного риторического произведения (внутренние средства, средства
организации монолога): топика, аргументы к пути, развитию, романтический пафос,
прагматизм, символический зонтик и т.д. Внутренние средства формирования
сообществ разделяются на средства логоса, пафоса и этоса, при этом в первых
выделяются средства эпидейктической, судительной и совещательной аргументации.
Занятия 12–15 посвящены средствам организации сообществ через речь (внешние
средства, средства организации диалога в сообществе). Особое внимание уделяется
осмыслению принципам риторического устройства нации (занятия 14-15). Теория
курса совмещает в себе изучение как традиционного для филологического факультета
МГУ аристотелевского понимания риторики с его разделением речи на этос, пафос и
логос, так и альтернативных западных концепций конструирования риторических
сообществ через идентификацию, мифотворчество, наррацию и т.д.
Предполагается, что в результате освоения программы курса, студенты,
во-первых, научатся выявлять и анализировать средства формирования риторических
сообществ в рамках определенных риторических артефактов, во-вторых, получат
навыки использования риторических средств для конструирования риторических
сообществ. Для достижения этого замысла значительная часть времени занятий
посвящается практическим разборам риторических произведений, представляющих
различные риторические сообщества.
Обоснование курса
Всякое сообщество: семья, клуб, корпорация, нация и пр.-
организуется речью через распределение речевых ролей (систему классов
речедеятелей), выработку функциональной системы жанров, этоса речевых
коммуникаций, формирование лексических и стилистических канонов
словоупотребления, выделение лидеров-идеологов. Эти закономерности
функционирования социума изучаются дисциплинами социолингвистического цикла.
Один из способов осмыслить законы формирования сообществ – это
возможность воспользоваться трехтысячелетним опытом анализа и интерпретации
общественных речевых отношений риторикой. В риторике выделяются диалогические и
монологические средства конструирования сообщества.
Структура курса
Вводный блок: разъяснение ключевых понятий: сообщество, риторическое
сообщество, shared culture, etc; риторика, риторические средства.
Первый блок: внешние (диалогические) средства конструирования
Второй блок: внутренние (монологические) средства конструирования.
Заключение: нация, государство и смежные понятия
Занятие 1: Риторическое сообщество. Воображаемое сообщество
Понятие Б.Андерсона «воображаемое сообщество»
Понятие Э.Дж.Борманна «риторическое сообщество»
Занятие 2: Риторика как теория организации общества
Риторика ХХ-ХХ1 века как учение о речевой организации общества
Категория этоса, теория коммуникации, фактура речи (ДИАОЛОГ)
Риторика как методология реализации замысла оратора в конкретной ситуации
Категория пафоса, оратор как лидер, лидерство, интерес-замысел
(МОНОЛОГ)
Занятие 3: Внешние условия конструирования сообществ
Структура речевых отношений в обществе
Диалог
Типы речедеятелей
Организация речедеятельности в тоталитарном и открытом обществе
Внутренний и внешний PR
Историческая перспектива: фактура речи
Занятие 4:
1.Оратор как лидер. Лидерство.
2. Цикл аргументации
Оратор как лидер и идеолог
Аргументация в обществе:
Эпидейктическая
Совещательная Судительная
Практика: цикл политической аргументации, аргументация направления. Риторика
Гитлера.
Занятие 5: Монологические средства. Эпидейктическая аргументация
Эпидейктическая аргументация как результат и как метод формулирования
вневременных ценностей:
Система ценностей
Топы
Авторитет
Эпидейктический ритор
Практика: Система топов русской культуры (сопоставительное исследование на
примере классических и современных рекламных текстов)
Занятие 6-7: Идентификация, знаки и символы
Идентификация vs.убеждение
Стратегия идентификации
Приращение смыслов
«Треугольники доверия»
Знаки и символы, знаки и символы власти
Символический зонтик в прессе
Практика: Предвыборное выступление В.В.Путина (символический
зонтик)
Занятие 8-10: Судительная аргументация
Судительная аргументация как метод оценки прошлого
Статусы установления, определения и оценки
Судительные аргументы
Редукция: ассимиляция и диссимиляция смыслов
Имя
Метафора
Миф, мифотворчество
Нарратив
Практика: Анализ и интерпретация фактов у И.В.Сталина, М.Тетчер, Линкольна;
метафоры советской и американской пропаганды и пр.
Занятие 11: Совещательная аргументация
Принятие решение о будущем
Связь с другими видами аргументации
Аргументы к жертве, пути, прогрессу, традиции и т.д.
Подготовка аудитории: пропаганда, отвлечение
Практика: Сопоставительный анализ аргументов в речах Гитлера, Сталина, Буша,
Путина.
Занятие 12: Этос и пафос: Приемлемое и запретное
Эристика и софистика, подтасовки и обман
Интересы сообщества
Собор vs. сборище, повышающая и понижающая аргументация
Типы пафоса (повышающий, понижающий и др.)
Практика: Анализ предвыборных выступлений, анализ корпоративной
брошюры
Занятие 13: Эффективность речи
Эффективность публичной речи, успешность публичной речи
Близкие и отдаленные риторические последствия
Критерии оценки речи
Риторический идеал
Универсальные и частные свойства риторического идеала
Практика: Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского
Занятие 14-15: Нация, национальность, государство
Этнос, народ, нация, национальность
Национализм и патриотизм: риторическое противопоставление
Речевое устройство нации
Японская политика языкового планирования
Язык, культура, государство (взгляд через риторическую систему топов)
Практика: Обсуждение некоторых положений книги Б.Андерсона «Воображаемые
сообщества» в сопоставлении с др.концепциями.
Цикличность аргументации | Распределение речевой нагрузки | Мифотворчество |
Аргументация направления | Распределение речевых ролей | Интерпретация |
Топы | Выделение лидера-оратора | Знаки – символы — метафоры |
Речевые эмоции | Идентификация | Национальная специфика |