Риторика как средство конструирования «воображаемого сообщества»

Предмет курса – система речевых отношений различных социальных групп,
осмысленная в терминах риторики. Цель курса – научить студентов методам
распознавания, использования и развития риторических средств, которые формируют
различные воображаемые и невоображаемые риторические сообщества – от семьи,
студенческого содружества и корпорации до нации и конфессии.

Изучаются внешние
(распределение видов речи в обществе, распределение ролей, применение различных
фактур речи и семиотических систем) и внутренние («объединяющая» публичная
аргументация) риторические средства конструирования сообществ.

Курс рассчитан на 15 часов. В начале курса (занятие 1-2) разъясняются типы
понимания понятий, вынесенных в заглавие курса: сообщество, «воображаемое
сообщество», конструирование, риторика, риторические средства. Далее (занятия
3-11) разбираются основные средства конструирования сообществ, применяющиеся в
рамках отдельного риторического произведения (внутренние средства, средства
организации монолога): топика, аргументы к пути, развитию, романтический пафос,
прагматизм, символический зонтик и т.д. Внутренние средства формирования
сообществ разделяются на средства логоса, пафоса и этоса, при этом в первых
выделяются средства эпидейктической, судительной и совещательной аргументации.
Занятия 12–15 посвящены средствам организации сообществ через речь (внешние
средства, средства организации диалога в сообществе). Особое внимание уделяется
осмыслению принципам риторического устройства нации (занятия 14-15). Теория
курса совмещает в себе изучение как традиционного для филологического факультета
МГУ аристотелевского понимания риторики с его разделением речи на этос, пафос и
логос, так и альтернативных западных концепций конструирования риторических
сообществ через идентификацию, мифотворчество, наррацию и т.д.

Предполагается, что в результате освоения программы курса, студенты,
во-первых, научатся выявлять и анализировать средства формирования риторических
сообществ в рамках определенных риторических артефактов, во-вторых, получат
навыки использования риторических средств для конструирования риторических
сообществ. Для достижения этого замысла значительная часть времени занятий
посвящается практическим разборам риторических произведений, представляющих
различные риторические сообщества.

Обоснование курса

Всякое сообщество: семья, клуб, корпорация, нация и пр.-
организуется речью через распределение речевых ролей (систему классов
речедеятелей), выработку функциональной системы жанров, этоса речевых
коммуникаций, формирование лексических и стилистических канонов
словоупотребления, выделение лидеров-идеологов. Эти закономерности
функционирования социума изучаются дисциплинами социолингвистического цикла.

Один из способов осмыслить законы формирования сообществ – это
возможность воспользоваться трехтысячелетним опытом анализа и интерпретации
общественных речевых отношений риторикой. В риторике выделяются диалогические и
монологические средства конструирования сообщества.

Структура курса

Вводный блок: разъяснение ключевых понятий: сообщество, риторическое
сообщество, shared culture, etc; риторика, риторические средства.

Первый блок: внешние (диалогические) средства конструирования

Второй блок: внутренние (монологические) средства конструирования.

Заключение: нация, государство и смежные понятия

Занятие 1: Риторическое сообщество. Воображаемое сообщество

Понятие Б.Андерсона «воображаемое сообщество»

 Понятие Э.Дж.Борманна «риторическое сообщество»

Занятие 2: Риторика как теория организации общества

Риторика ХХ-ХХ1 века как учение о речевой организации общества

Категория этоса, теория коммуникации, фактура речи (ДИАОЛОГ)

Риторика как методология реализации замысла оратора в конкретной ситуации

Категория пафоса, оратор как лидер, лидерство, интерес-замысел
(МОНОЛОГ)

Занятие 3: Внешние условия конструирования сообществ

Структура речевых отношений в обществе

Диалог

Типы речедеятелей

Организация речедеятельности в тоталитарном и открытом обществе

Внутренний и внешний PR

Историческая перспектива: фактура речи

Занятие 4:

1.Оратор как лидер. Лидерство.

2. Цикл аргументации

Оратор как лидер и идеолог

Аргументация в обществе:

Эпидейктическая

Совещательная Судительная


Практика: цикл политической аргументации, аргументация направления. Риторика
Гитлера.

Занятие 5: Монологические средства. Эпидейктическая аргументация

Эпидейктическая аргументация как результат и как метод формулирования
вневременных ценностей:

Система ценностей

Топы

Авторитет

Эпидейктический ритор


Практика: Система топов русской культуры (сопоставительное исследование на
примере классических и современных рекламных текстов)

Занятие 6-7: Идентификация, знаки и символы

Идентификация vs.убеждение

Стратегия идентификации

Приращение смыслов

«Треугольники доверия»

Знаки и символы, знаки и символы власти

Символический зонтик в прессе


Практика: Предвыборное выступление В.В.Путина (символический
зонтик)

Занятие 8-10: Судительная аргументация

Судительная аргументация как метод оценки прошлого

Статусы установления, определения и оценки

Судительные аргументы

Редукция: ассимиляция и диссимиляция смыслов

Имя

Метафора

Миф, мифотворчество

Нарратив


Практика: Анализ и интерпретация фактов у И.В.Сталина, М.Тетчер, Линкольна;
метафоры советской и американской пропаганды и пр.

Занятие 11: Совещательная аргументация

Принятие решение о будущем

Связь с другими видами аргументации

Аргументы к жертве, пути, прогрессу, традиции и т.д.

Подготовка аудитории: пропаганда, отвлечение


Практика: Сопоставительный анализ аргументов в речах Гитлера, Сталина, Буша,
Путина.

Занятие 12: Этос и пафос: Приемлемое и запретное

Эристика и софистика, подтасовки и обман

Интересы сообщества

Собор vs. сборище, повышающая и понижающая аргументация

Типы пафоса (повышающий, понижающий и др.)


Практика: Анализ предвыборных выступлений, анализ корпоративной
брошюры

Занятие 13: Эффективность речи

Эффективность публичной речи, успешность публичной речи

Близкие и отдаленные риторические последствия

Критерии оценки речи

Риторический идеал

Универсальные и частные свойства риторического идеала


Практика: Анализ Пушкинской речи Ф.М.Достоевского

Занятие 14-15: Нация, национальность, государство

Этнос, народ, нация, национальность

Национализм и патриотизм: риторическое противопоставление

Речевое устройство нации

Японская политика языкового планирования

Язык, культура, государство (взгляд через риторическую систему топов)


Практика: Обсуждение некоторых положений книги Б.Андерсона «Воображаемые
сообщества» в сопоставлении с др.концепциями.

Цикличность аргументации Распределение речевой нагрузки Мифотворчество
Аргументация направления Распределение речевых ролей Интерпретация
Топы Выделение лидера-оратора Знаки – символы — метафоры
Речевые эмоции Идентификация Национальная специфика