Шувалова Оксана Николаевна, преподаватель, кандидат филологических наук

Шувалова2Шувалова Оксана Николаевна – кандидат филологических наук, преподаватель.

Родилась 7 июня 1969 года в Москве.

Имеет 2 высших образования (филологическое и педагогическое), оба диплома  - «с отличием».

После окончания аспирантуры в 2006 году на филологическом факультете МГУ успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Вымышленные языки в Интернете» (специальность 10.02.19 – теория языка). Научный руководитель — проф. МГУ им. Ломоносова, д.ф.н. М.Ю. Сидорова.

С 2006 года О.Н. Шувалова преподает на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания).

Сфера научных интересов:

  • языковая система
  • языковая политика
  • языковая картина мира
  • интернет-лингвистика
  • лингвоконструирование
  • языковая деятельность человека (профессиональных лингвистов и «наивных говорящих»)
  • априорные и  апостериорные  языки
  • авторские вымышленные языки (ВЯ)
  • сконструированные языки (конланги)
  • модели языков, проекты языков

На кафедре О.Н. Шувалова ведет семинарские занятия по курсу «Основы языкознания»,  а также читает спецкурсы «Вымышленные языки как объект лингвистики», «Искусственное и естественное в языке и речи» в рамках кафедральной специализации «Языковая политика и языковое планирование».

Под руководством О.Н. Шуваловой студентами филологического факультета были написаны и защищены 2 дипломных, 7 курсовых и 6 аттестационных работ.

Список публикаций:

  1. Шувалова О. Н. Креативность языковой личности или психическое отклонение? Вымышленные языки вымышленных миров. // Пушкинские чтения. — Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, СПб, 2005.
  2. Шувалова О. Жанровая специфика фантастической литературы и образ человека в ней. // Материалы конференции Филология в системе университетского образования. — Изд-во УРАО, Москва, 2005.
  3. Шувалова О. Вымышленные языки в Интернете (специальность 10.02.19 – теория языка) (автореферат диссертации) (на правах рукописи) // На правах рукописи. — М., изд-во Московского государственного университета, Москва, 2006.
  4. Шувалова О. Вымышленные языки как предмет «наивной» и научной лингвистики // Православный образовательный портал «Слово». Филология. Русский язык. — 2007.
  5.  Шувалова О. Фантастическая литература как безопасный полигон лингвистики: синтез научного и художественного взгляда на язык в работах С. Элджин // Сборник научных статей. — XI Международная научная конференция Ефремовские чтения: Концепция современного мировоззрения. Апрель 2008 г. — «ЛЕМА», СПб, 2008.
  6. Шувалова О. «Конструирование вымышленных языков как средство моделирования диалога культур» // Сборник статей. — V Межвузовская научно-практическая конференция Язык и межкультурная коммуникация. С.-П.университет профсоюзов. — Изд-во С.-П.университета профсоюзов, СПб, 2008.
  7. Шувалова О., Сидорова М., Стрельникова Н. Обыденное метаязыковое сознание в Интернете // Коллективная монография Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты(часть1). — Изд-во Алтайского государственного университета, Кемерово-Барнаул, 2009. — С. 400–459.
  8. Шувалова О. Мотивация, теория и практика: о роли курса Лингвоконструирование и вымышленные языки в подготовке современных студентов-филологов» // Южно-Российские научные чтения-2009 Студент и преподаватель в современном образовательном процессе. — Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. Октябрь 2009г. — НМЦ «Логос», Ростов-на-Дону, 2009.
  9. Шувалова О. «Конструирование языков в свете лингвокультурной оппозиции свой-чужой // Южно-Российские научные чтения-2009 Слово и текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. — Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. Октябрь 2009 г. — НМЦ «Логос», Ростов-на-Дону, 2009.
  10. Шувалова О. Вымышленные языки и языковые универсалии // Сборник Слово. Грамматика. Речь. — Выпуск 12. — Изд-во Московского государственного университета, Москва, 2010. — С. 93–101.
  11. Сидорова М., Шувалова О. Вымышленные языки как гендерные эксперименты // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». — 2011. — № 2.
  12. Шувалова О. Модели, которые мы выбираем: вымышленные языки в системе современной виртуальной культуры // Сборник Слово. Грамматика. Речь. — Выпуск 14. — Изд-во Московского государственного университета, Москва, 2013. — С. 27–43.

Монография:

  1. Сидорова М., Шувалова О. Интернет-лингвистика: вымышленные языки. — «Проект», Москва, 2006.

 

Аннотация кандидатской диссертации:

Современная лингвистика антропоцентрична: она ставит в центр своего внимания человека, который выступает не как пассивный пользователь, а как активный творец и преобразователь языка.

В естественных языках процесс творения и преобразования языка людьми происходит в ежедневной коммуникации по большей части бессознательно (хотя определенная доля языковой рефлексии у «наивных» носителей языка обязательно присутствует) и только филологи, профессионально занимающиеся изучением и нормированием языка, пытаются воздействовать на него сознательно и систематически.

Однако существует вид деятельности, в котором каждый говорящий может стать создателем языка, — конструирование (моделирование) искусственных языков, получающее все большее распространение с развитием Интернета.

Объектом нашего исследования являются проекты вымышленных языков в Интернете.

Предмет исследования составляют представление и описание вымышленных языков (ВЯ) их авторами на страницах Интернета, попытки создания текстов на ВЯ, специфика языковой деятельности «конструкторов языка», сочетание в ней исследовательской, моделирующей, игровой составляющих.

Термин «вымышленные языки» (ВЯ) принят для выделения одной из групп конструированных языков (конлангов, conlangs) с целью отграничения ее от вспомогательных международных языков (auxlangs) типа эсперанто, идо, ложбана и т.п.

Материалом исследования послужили англоязычные и русскоязычные Интернет-сайты, на которых представлены описания вымышленных языков и языковая продукция на этих языках, а также вспомогательные материалы для языкового конструирования (инструкции, учебные пособия и компьютерные программы).

В диссертации рассмотрено более 200 проектов ВЯ, а также около 100 сайтов, созданных вокруг проектов языкового конструирования (переводы, исследовательские проекты, учебные курсы ВЯ, пособия по лингвоконструированию, языковые игры, компьютерные средства автоматизации лингвоконструирования).

Целью исследования является установление места языкового конструирования в общей структуре языковой деятельности людей, выявление задач и способов конструирования ВЯ, а также наиболее значимых черт проектов ВЯ и окружающей их в Интернете деятельности, свидетельствующих об уровне лингвистических знаний создателей этих проектов, о направлении их интересов и о роли языка в построении виртуальных миров.