Вымышленные языки как объект лингвистики

Спецкурс посвящен лингвистическому изучению вымышленных языков (ВЯ), в первую очередь – представленных в Интернете, как продукта лингвокреативной способности говорящих и как реализации структурно-семантических и коммуникативных возможностей, заложенных в языке вообще.

В рамках спецкурса рассматриваются различные виды и классификации искусственных языков, вопросы и проблемы лингвоконструирования, проводится подробный лингвистический анализ интересных проектов вымышленных языков (conlangs) и языков художественной литературы (artlangs) (языки Толкина , языки Эналь, Ларимин, Келен и др.), также исследуются уровни языковой системы различных искусственных языков на базе интересного материала в форме переводческих упражнений, решения лингвистических задач и т.п.

Слушателям предстоит задуматься над следующими вопросами:

- какие причины заставляют людей заниматься лингвоконструированием?

- какое место вымышленные языки занимают среди источников лингвистики?

- какие уроки мы можем извлечь из многолетней истории лингвоконструирования?

- какие черты естественных языков осознаются носителями как наиболее устойчивые, «необходимые», а какие – провоцируют попытки пересмотра?

- насколько актуальны лингвистические представления нашего времени в сознании наших современников – нелингвистов?

- какими могли бы быть языки «чужих», языки альтернативного прошлого, настоящего или будущего Земли, языки животных или существ, обладающих нечеловеческими или сверхчеловеческими свойствами?

- возможно ли конструирование языка без вымышленного мира и культуры, стоящих за ним?

- какие свойства характерны для разных уровней систем вымышленных языков – от фонетики до синтаксиса?

- возможно ли литературное творчество на вымышленных языках? можно ли выучить вымышленный язык?

- и еще над многими проблемами, касающимися места вымышленных языков по отношению к другим видам искусственных языков и к естественным языкам, места лингвоконструирования в системе человеческой деятельности, а также задач, способов и результатов изобретения вымышленных языков.

Список литературы:

По лингвоконструированию в целом и ВЯ

  1. Кузнецов С.Н. Основные понятия и термины интерлингвистики. М., 1982
  2. Кузнецов С. Н. Направления современной интерлингвистики. М., 1984
  1. Маркалова Н. Лингво-фантастическое исследование // lecton.ru 2002
  1. Проблемы международного вспомогательного языка. М.,1991
  2. Сидорова М.Ю., Шувалова О.Н. «Интернет-лингвистика: вымышленные языки». М., 2006

 

Общетеоретическая

  1. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982
  2. Гринберг Дж. Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов // Новое в лингвистике. Вып. V. М., 1970. С. 114 – 162
  3. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 2000
  1. Конференция «Культура «своя» и «чужая»» на портале auditorium.ru
  1. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988
  2. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Зарубежная лингвистика. I, М., 1999. С. 58 – 92
  3. Хоккет Ч.Ф. Проблема языковых универсалий // Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1998. С. 79-88
  4. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24-39
  5. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1998