Список курсов Волошиной О.А., весенний семестр 2017/2018

Спецкурс «Междисциплинарные проблемы языкознания»

Предлагаемый курс чрезвычайно обширен, так как включает самые разнообразные темы, ведь современная лингвистика развивает связана с самыми разными гуманитарными и естественными науками: психологией и семиотикой, историей и философией, географией и социологией, биологией и математикой, педагогикой и медициной и т.п. Поэтому подробно осветить (и даже просто перечислить) новые междисциплинарные направления, сформулировать их цели и задачи, методы и результаты в рамках семестрового курса не представляется возможным. В силу этого предлагаемый авторский курс содержит наиболее значимые и перспективные (с точки зрения автора курса) направления междисциплинарных лингвистических исследований, которым уделяется в курсе больше внимания: лингвистика и семиотика (подробно рассматривается устройство языка глухонемых и методика обучения языку слепоглухонемых детей, психолингвистика, онтолингвистика, социолингвистика, когнитивная лингвистика и др.). На наш взгляд большую ценность представляет не просто перечисление и краткое описание междисциплинарных направлений в лингвистике, а подробный разбор методики и результатов некоторых выбранных направлений. В целях расширения заявленной тематики отдельных занятий курса слушателям предлагается на выбор несколько возможных тем для обсуждения на коллоквиумах, причем предлагаемые темы не дублируют основную программу курса, а расширяют ее.

Важной задачей курса является расширение лингвистического кругозора учащихся, умение ориентироваться в разнообразных направлениях современной науки о языке, формирование навыка постановки новых задач собственного научного исследования.

Дисциплина занимает важное место в программе подготовки специалиста в области языкознания, так как является теоретическим лингвистическим курсом, в рамках которого определяются междисциплинарные связи современной науки о языке, вводятся основные понятия и термины, формулируются цели и задачи дисциплин антропоцентрического цикла.

Ознакомиться с программой курса можно на сайте www.stephanos.ru. Стефанос. № 5 (25). 2017. С.284-196.

 

Спецсеминар «Основы написания научной работы»

В рамках работы спецсеминара учащиеся приобретают навык написания научных работ, создают собственные тексты – курсовые и дипломные работы на избранные темы в сфере научных интересов преподавателя.

КПВ «Основы психолингвистики»

Предлагаемый курс посвящен включает рассмотрение основных тем, составляющих круг интересов современной психолингвистики.

В рамках курса предлагается освещение следующих тем:

  • Психолингвистика как наука о речевой деятельности. Основные задачи и методы психолингвистики. Метод лингвистического эксперимента в психолингвистике.

  • Речь и мышление. Понятие речемыслительной деятельности.

  • Процесс порождения и восприятия речи в норме и патологии. Основные задачи и достижения нейролингвистики.

  • Слово в контексте психолингвистики. Семантический и формальный принцип организации лексикона в сознании говорящего. Текст как объект психолингвистики. Цельность и связность текста. Ключевые слова как метод анализа текста. Текст и контекст.

  • Психолингвистика и речевой онтогенез.

  • Лингвистика измененных состояний сознания.

 

КПВ «Языковая картина мира в лексике и грамматике»

Предлагаемый курс лекций «Языковая картина мира в лексике и грамматике» предполагает исследование зависимости мировоззрения разных народов от структуры родного языка.

В курсе лекций предлагается обсудить роль национального языка как средства познания и представления окружающей действительности. В частности, рассматривается проблема номинации (называния предметов и явлений в языках мира), когнитивная роль метафоры и т.п.

Особое место в курсе отведено анализу построения лексических систем и грамматических классификаций в национальных языках. Отдельные лекции курса будут посвящены сравнению лексическо-семантических систем разных языков (исследуется устройство терминов родства, названий животных, цветообозначений и т.п., а также специфика фразеологизмов, устойчивых эпитетов и сравнений). В лекциях будет предпринята попытка представления лексической и грамматической систем языков мира как своеобразных способов отражения представлений об окружающем мире и как структурирование (классификация этих представлений). На примерах будут показаны разные принципы устройства лексических и грамматических систем в языках мира. Специфическое устройство фонетической системы языков, уникальные наборы грамматических категорий, своеобразные синтаксические конструкции будут отражать национальную картину мира, сформированную структурами родного языка.

Предлагаемый курс развивает навыки сопоставительного анализа различных языков мира, развивает способность к обобщению и теоретическому осмыслению наблюдаемых языковых фактов и способствует расширению лингвистического кругозора слушателей.

 

КПВ «История лингвистических учений»

Курс представляет собой последовательное изложение истории науки о языке с Античности до современного языкознания.

Изучение истории языкознания – важное условие подготовки филологов с широким лингвистическим кругозором. Автор предлагает рассматривать историю языкознания не только как развитие лингвистических идей, но и как «жизнь в науке» отдельных выдающихся ученых, оказавших огромное влияние на историю науки о языке. История создается людьми, поэтому в предлагаемом курсе лингвистика рассматривается «в лицах», т.е. сквозь призму истории жизни и идей великих лингвистов.

Автор подробно рассматривает языкознание древней Индии, этапы развития сравнительно-исторического языкознания в рамках немецкой лингвистки XIX века, типологии и структурализма в европейской и американской лингвистике XX в.

Знание основных направлений в истории лингвистических учений углубляет языковедческую подготовку студентов, развивает у них способность к сознательному изучению языковых фактов. Курс не только представляет историю языкознания в ее периодизации и систематизации лингвистических идей, не только знакомит студентов с основными этапами развития лингвистической мысли, но и предлагает ответить на вопрос о причинах и закономерностях развития лингвистики как научного направления.

Ознакомиться с программой курса можно на сайте www.stephanos.ru. Стефанос. № 4 (18). 2016. С.208-228. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу опубликованы на сайте www.stephanos.ru. Стефанос. № 3 (23). 2017. С.138-188.