Вступительные экзамены в аспирантуру по специальностям 10.02.19 («общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» и 10.02.20 («сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание, теория перевода»)

Вступительные экзамены в аспирантуру по специальностям 10.02.19
(«общее языкознание, социолингвистика, психолингвистика» и 10.02.20
(«сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание,
теория перевода»)

Объем требований к поступающим в аспирантуру определяется содержанием
программ по курсам «Введение в языкознание», «История языковедения», «Общее
языкознание», читаемым на филологическом факультете МГУ.

Билет на вступительном экзамене в аспирантуру содержит 3 вопроса:
                  1. теоретический вопрос, 2. вопрос по истории языкознания, 3.
вопрос по теме вступительного реферата.

Вопросы к вступительному экзамену

 

I .

1.      Курсы «Введение в языкознание», «Общее языкознание». Их проблематика
и место в системе общелингвистических курсов.

2.      Человеческий язык как основной предмет изучения языкознания. Функция
языка в обществе.

3.      Язык как семиотическая система. Лингвистика и семиотика. Понятие
знака. Типы знаков. Типы семиотических систем.

4.      Человеческий язык и другие средства общения людей в обществе.

5.      Понятие системы и структуры в языкознании. Устройство системы языка.
Уровни (ярусы) системы языка.

6.      Проблема основных единиц системы языка и их функций.

7.      Язык как сложная иерархическая структура ярусов и как полевая
структура.

8.      Парадигматические и синтагматические отношения единиц в системе
языка.

II .

9.      Понятия языка – речи в языкознании. Социальное и индивидуальное в
языке. Понятие функционального стиля. Стиль личности.

10.   Языки родовые, племенные, языки народов, национальные языки. Языки
международные. Языки наднациональные.

11.   Литературный язык и территориальные диалекты. Понятие жаргона, арго,
сленга.

III .

12.   Проблемы изучения происхождения языка и отдельных языков. Языки
родственные и неродственные.

13.   Понятие языкового союза.

14.   Проблема синхронии – диахронии в языкознании. История языка и его
современное состояние.

IV .

15.   Проблема внутренней и внешней лингвистики в науке о языке.

16.   Язык и общество.

V .

17.   Фонетика и фонология. Их предмет и методы, их соотношение.

18.   Проблема минимальной единицы фонетики. Звук и слог. Гласные и согласные
звуки.

19.   Принципы артикуляционной и акустической классификации звуков.

20.   Понятие сегментных и суперсегментных фонетических явлений.

21.   Ударение, его типы и функции в языке.

22.   Интонация, ее типы и функции в языке.

23.   Понятие фонемы. Фонологические теории и фонологические школы в
языкознании.

24.   Понятие фонетического чередования, фонетического изменения,
фонетического закона. Явление аналогии.

VI .

25.   Морфология. Предмет морфологии. Морфология и синтаксис. Морфология и
словообразование. Принципы морфологического анализа.

26.   Морфема. Типы морфем в языках мира.

27.   Типы языковых значений. Понятие грамматического значения.

28.   Понятие грамматической формы, парадигмы, лексемы и словоформы.

29.   Способы выражения грамматических значений в языках мира.

30.   Понятие грамматической категории. Своеобразие системы грамматических
категорий в языках мира.

31.   Понятие части речи. Своеобразие системы частей речи в языках мира.

VII .

32.   Синтаксис, его предмет и методы.

33.   Синтаксис формально-грамматический, коммуникативный, генеративный,
семантический и др.

34.   Части речи и члены предложения.

35.   Проблема единиц синтаксиса.

36.   Понятие словосочетания. Типы словосочетаний в языках мира.

37.   Понятие предложения. Типы предложений в языках мира.

38.   Типы синтаксической связи.

VIII .

39.   Лексикология. Ее предмет и методы.

40.   Слово как основная единица языка и как основная единица лексикологии.
Теория именования.

41.   Своеобразие слова в языках мира.

42.   Понятие лексического и грамматического значения. Типы слов в языке.

43.   Понятие лексико-семантической системы языка и лексико-семантической
микросистемы. Типы семантических отношений слов в языке.

44.   Понятие стилистической системы языка. Типы стилистических отношений
слов в языке.

IX .

45.   Типология. Ее основные понятия и проблемы.

46.   Типы морфологического строя языков мира.

47.   Типы синтаксического строя языков мира.

48.   Сравнительно-историческое языкознание, предпосылки его возникновения,
его основные понятия и проблемы.

49.   Генеалогическая классификация языков: теория родословного древа;
понятие «язык – основа» и «праязык».

50.   Прием реконструкции на различных уровнях языковой системы. Современное
представление о структуре праиндоевропейского языка.

X .

51.   Общая характеристика античного языкознания.

52.   Европейское языкознание в XVI – XVII вв. Грамматика Пор-Рояль и ее
значение.

53.   Русская лингвистическая мысль конца XVIII – начала XIX вв.

XI .

54.   Сравнительно-историческое языкознание в 1-ой половине XIX века.

55.   Вильгельм фон Гумбольдт.

56.   А. Шлейхер. Натуралистическое направление в языкознании.

57.   Младограмматизм.

58.   Московская лингвистическая школа.

59.   Казанская лингвистическая школа.

60.   Психологизм в языкознании.

61.   Лингвистические взгляды А. А. Потебни.

XII .

62.   Ф. де Соссюр и его «Курс общей лингвистики».

63.   Французская социологическая школа: А. Мейе, Ж. Вандриес.

64.   Социологический подход к изучению языка – Е. Д. Поливанов.

65.   Функциональная лингвистика. Пражский лингвистический кружок.

66.   Московская фонологическая школа.

67.   Дескриптивная лингвистика.

68.   Глоссематика.

69.   Американская этнолингвистика – Э. Сепир.

70.   В. В. Виноградов, основные труды и их значение.

71.   Общая характеристика генеративного подхода к языку – Н. Хомский.

72.   И. А. Бодуэн де Куртенэ.

73.   Ленинградская (Петербургская) школа. Л. В. Щерба.

74.   Ф. Ф. Фортунатов и Московская лингвистическая школа.

Литература

Обязательная литература по теории языка

1.    Кочергина В.А. Введение в языкознание. – 2 изд. – М., 1991.

2.    Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1987.

3.    Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.,1996.

4.    Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – 2 изд. – М., 1975.

5.    Хрестоматия по курсу « Введение в языкознание » . Для студентов
филологического факультета / Сост. А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат,
Г.И.Рапова. – М.: МГУ, 1996.

6.    Шайкевич АЯ. Введение в лингвистику. – М.: РОУ, 1995.

7.    Широков О.С. Введение в языкознание. – М., 1985.

Обязательная литература по истории языкознания

1.    Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 1998.

2.    Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории
лингвистики. – М., 1975.

3.    Березин Ф.М. История русского языкознания. – М.,1979.

4.    Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 1978.

5.    Грамматические концепции в языкознании XIX в. – Л., 1985.

6.    Тронский И.М. Вопросы языкового развития в античном обществе. – Л.,
1973.

7.    Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. В.М.Березина. –
М., 1973.

Дополнительная литература

См. списки в программах теоретических курсов “Введение в языкознание”,
“История языкознания”, “Общее языкознание”