Языкознание как научная дисциплина. Предмет языкознания. Понятие общего и
частного языкознания, внешней и внутренней лингвистики. Основные разделы
лингвистики. Связь науки о языке с различными естественными и гуманитарными
науками.
Связь языка и мышления. Отношение языка к мысли и мысли к языку. Типы
мышления. Невербальные формы мышления: образное, практическое,
авербально-понятийное, редуцированное мышление. Смешанный характер человеческого
мышления. Язык, мышление и культура. Гипотеза Э.Сепира – Б.Уорфа, или гипотеза
лингвистической относительности.
Язык и коммуникация. Понятие языка, речи и языковой деятельности (по Ф. де
Соссюру). Понятие и структура коммуникативного акта. Социальная природа речевой
деятельности человека.
Проблема происхождения языка человека. Основные теории происхождения языка:
логосическая теория, звукоподражательная, междометная, теория трудовых команд
или трудовых выкриков, доктрина социального договора, ономатопоэтическая теория
Г.Штейнталя – А.А.Потебни.
Язык человека и языки животных: сходство и основные различия. Понятие
биосемиотики на различных примерах: особенности семиотических систем муравьев,
пчел, птиц, приматов и др. Л.С.Выготский о соотношении языка и мышления у
человека и животных.
Язык как семиотическая система. Понятие знака вообще и языкового знака в
частности. Классификация знаков по Ч.С.Пирсу: индексы, иконы, символы.
Классификация знаков по К.Бюлеру: симптомы, сигналы, символы. Ф. де Соссюр о
языковом знаке и о его основных свойствах. Понятия означающего, означаемого,
ценности (значимости) языкового знака. Структура знака и его функции по Г.Фреге.
Семиотические проблемы в трудах Ч.Морриса. Понятие семиозиса и его основные
компоненты. Три основных измерения семиозиса: семантика, синтактика, прагматика.
Своеобразие знаковой системы языка по сравнению с другими системами знаков.
Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, конативная
(апеллятивная, регулятивная), эмоционально-экспрессивная (эмотивная), фатическая
(контактоустанавливающая), металингвистическая, эстетическая (поэтическая),
магическая, этническая. Иерархия языковых функций.
Язык как системно-структурное образование. Понятие уровня языковой структуры.
Основные единицы языка: уровнеобразующие и неуровнеобразующие, знаковые и
незнаковые. Функции отдельных языковых единиц. Основные типы отношений,
возникающие между единицами языка: понятие синтагматики и парадигматики.
Предмет фонетики. Основные аспекты изучения звуков речи: артикуляционный,
перцептивный, акустический, функциональный.
Устройство речевого аппарата и физиология органов речи: дыхательная система;
анатомия гортани и ее речевые функции; надгортанные отделы речевого тракта и их
функции. Артикуляторные методы исследования.
Артикуляционная классификация гласных. Основные классификационные признаки
гласных, используемые в различных языках: ряд, подъем, лабиализация,
назализация, длительность (долгота), напряженность. Понятие монофтонгов и
дифтонгов. Основные типы дифтонгов: восходящие, нисходящие и равновесные
(истинные). Дифтонги и монофтонги в диахронии: случаи монофтонгизации дифтонгов
в истории отдельных индоевропейских языков и процессы, им обратные, —
дифтонгизация отдельных монофтонгов.
Артикуляционная классификация согласных. Основные классификационные признаки
согласных, используемые в различных языках: место и способ образования преграды,
участие голосовых связок, напряженность (сила), длительность, аспирация. Понятие
основной и дополнительной артикуляции. Виды дополнительных артикуляций:
лабиализация, палатализация, веляризация, фарингализация, ларингализация,
назализация.
Акустический аспект фонетики. Звук как предмет акустики, его основные
физические характеристики. Спектр звука и тембр. Источники звуков речи:
голосовой, турбулентный, импульсный. Понятие резонанса и резонансные явления в
речевом тракте. Понятие основного тона, обертонов (гармоник), резонаторных
тонов, форманты. Акустические характеристики основных классов звуков (гласных,
сонорных и шумных согласных). Методы акустического анализа речи. Универсальная
акустическая классификация звуков речи (по Г.Фанту, М.Халле, Р.О.Якобсону).
Общая характеристика акустических признаков и их соотношение с признаками
артикуляционными.
Перцептивный аспект фонетики. Общие задачи перцептивной фонетики и основные
методы исследования восприятия речи. Представление о слуховой системе человека и
основных функциях ее отделов: периферический отдел (наружное ухо, среднее ухо,
внутреннее ухо), центральный слуховой путь, слуховая зона коры головного мозга.
Лингвистические факторы, влияющие на восприятие речи.
Изменения звуков в потоке речи (фонетические процессы) – позиционные и
комбинаторные. Редукция гласных, ее виды. Правило А.А.Потебни. Комбинаторная
фонетика. Явления аккомодации, ассимиляции, диссимиляции, протезы, эпентезы,
диэрезы, гаплологии, метатезы. Понятие сингармонизма в языках агглютинативного
типа, его сущность и языковые функции.
Чередование (альтернация) звуков речи, их типы: фонетические и нефонетические
и их разновидности.
Фонетическое членение речи: фразы, такты, слоги, звуки. Слог как базовая
единица речепроизводства и речевосприятия. Различные концепции слога.
Фонетическая структура слога. Понятие фонетического слова. Проклитики и
энклитики. Фонетическая организация фразы. Соотношение ритмико-структурной
организации речи и ее грамматического состава.
Сегментные и суперсегментные (супрасегментные) единицы. Слоговой
(этимологический) тон, словесное ударение и фразовая интонация, их функции в
языке. Типы словесного ударения в языках мира. Основные фонетические средства
интонации. Интонационные типы (конструкции).
Фонема и звук, их соотношение. История выделения фонемы. Представления о
фонеме в разных фонологических школах.
Морфологически ориентированная фонология в трудах наиболее значимых
представителей Московской школы. Основные положения МФШ. Позиция фонемы в речи,
виды позиций. Модификации фонем, представленные в различных позициях: основной
вид фонемы, ее вариации и варианты. Понятие гиперфонемы. Фонемная транскрипция
текста (по МФШ): ее основные теоретические принципы и трудности, возникающие при
транскрибировании на практике.
Американская дескриптивная школа. Краткая история ее создания, основные
направления американского структурализма. Фонема в трудах американских
дескриптивистов. Дистрибуция фонем, виды дистрибуции. Суть дистрибутивного
анализа, его основные этапы.
Пражский лингвистический кружок, его краткая история, основные представители
ПЛК. Фонологическая концепция Н.С.Трубецкого. Фонема как набор фонологически
существенных признаков. Фонема и ее варианты. Правила фонематического анализа.
Критерии однофонемности и многофонемности. Фонологические оппозиции, их
классификация: оппозиции одномерные и многомерные; пропорциональные и
изолированные; привативные, градуальные и эквиполентные; постоянные и
нейтрализуемые. Фонема и архифонема, их соотношение.
Письмо, его основные типы: письмо идеографическое и фонетическое
(силлабическое и буквенно-звуковое). Структура и история фонетических систем
письма. Восточные и западные алфавиты. Славянское письмо. Графика и орфография.
Основные орфографические принципы: фонетический, морфологический,
грамматический, исторический (традиционный), дифференцирующий (идеографический,
символический). Орфоэпия. Транскрипция и транслитерация.
Объект и задачи морфологии. Морфема как минимальная знаковая единица языка и
ее функции. Значение лексическое и грамматическое, виды грамматических значений.
Различные подходы к определению грамматических значений. Морфема, морф,
алломорф. Типы алломорфов: фонологически обусловленные, исторически
обусловленные, грамматически обусловленные алломорфы. Виды морфем. Возможные
классификации аффиксальных морфем: позиционная и функциональная. Морфемы
линейные и нелинейные. Нулевые морфемы. Агглютинация и фузия как две основные
тенденции грамматического строения слова, их отличительные черты. Историческая
изменчивость морфемного состава слов: явления опрощения, переразложения и
основные причины их возникновения в языке. Морфемный и словообразовательный
анализ.
Грамматическая форма, грамматический способ, грамматическая категория.
Словообразование и словоизменение, принципы их разграничения. Синтетические
способы выражения грамматических значений: аффиксация, внутренняя флексия,
супплетивизм, редупликация, изменение ударения или тона, сложение. Аналитические
грамматические средства: служебные слова, порядок слов в словосочетании и
предложении, интонация.
Понятия граммемы, грамматической оппозиции и грамматической категории.
Классификация грамматических категорий: категории общие и частные,
классифицирующие и словоизменительные, синтаксически самостоятельные
(независимые) и согласовательные, морфологические и синтаксические. Обзор
основных именных и глагольных грамматических категорий, представленных в языках
мира. Связь грамматических категорий с языковой картиной мира, особенности
функционирования категорий в разных языках, их изменения в диахронии.
Части речи как особые лексико-грамматические разряды слов. Принципы выделения
частей речи в языках разных типов. Краткая история данной проблемы (от
греко-латинской и древнеиндийской античности до наших дней). Части речи и члены
предложения.
Предмет синтаксиса. Место синтаксиса в общей теории языка. Краткий обзор
основных синтаксических теорий в истории лингвистики: античные синтаксические
концепции (стоики, Аполлоний Дискол, римские грамматики), логический подход и
универсальные грамматики, психологическое направление в синтаксисе, формальное
направление, синтаксис частей речи, семантический синтаксис, коммуникативный
синтаксис, исторический синтаксис и др.
Вопрос о синтаксических единицах языка. Понятие синтагмы и словосочетания.
Различные подходы к определению синтагмы. Типы синтагм по А.А.Реформатскому:
внутренние, скрытые и внешние. Различные трактовки понятия “словосочетание”.
Словосочетания и их типы: сочинительные, подчинительные (объектные,
атрибутивные, релятивные), предикативные. Словосочетания простые и сложные,
свободные и несвободные. Типы связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание, координация (взаимное подчинение).
Понятие валентности слова. Семантические и синтаксические валентности, их
соотношение. Понятие модели управления. Актанты и сирконстанты. Семантические
роли, их основной набор (агенс, пациенс, реципиент, экспериенцер, инструмент,
адресат, источник, стимул, цель).
Предложение как максимальная и основная синтаксическая единица. Признаки
предложения. Категория предикативности. Различные классификации предложений: по
количеству предикативных синтагм, по наличию главных и второстепенных членов
предложения, по цели сообщения, по интонации и др.
Различные способы представления синтаксической структуры предложения.
Традиционная теория членов предложения. Методика непосредственно составляющих
(НС). Понятия глубинной и поверхностной структуры. Общее представление о
порождающей грамматике: история данного направления, отношение к нему в
лингвистическом мире, понятие трансформаций и их основные типы, достоинства и
недостатки трансформационного метода. Актуальное членение предложения: краткая
история вопроса, понятие темы и ремы, старого и нового, грамматические средства
выражения актуального членения.
Синтаксис текста. Понятие гипертекста в современной науке, основные свойства
гипертекста. Интернет как гигантский гипертекст.
Основные разделы и предмет лексикологии. Слово как единица языка. Слово,
лексема, словоформа. Различные критерии выделения и определения слова в языках
разных типов. Проблема разграничения слова и морфемы, слова и словосочетания.
Типы слов по способу номинации: самостоятельные (знаменательные), служебные,
местоименные и междометные. Основные типы лексических значений слова. Системные
отношения между лексическими единицами языка. Явления полисемии, омонимии,
антонимии, паронимии. Понятие семантического поля. Стилистическое расслоение
лексики. Предмет фразеологии. Понятие фразеологизма, основные типы
фразеологизмов.
Лексикография, ее основные функции, краткая история. Принципы описания
лексических единиц языка. Возможные способы толкования слов в словарной статье.
Основные типы словарей.
Классификации языков мира: генеалогическая, типологическая, ареальная,
функциональная. Их основные принципы.
Сравнительно-историческое языкознание: его становление и основные этапы
развития. Понятие языкового родства, языковой семьи, праязыка. Основные принципы
установления генетического родства языков. Реконструкция внешняя и внутренняя.
Понятие фонетического закона и принципа относительной хронологии на примерах
закона Я.Гримма (первое передвижение германских согласных), закона Г.Грассмана,
К.Вернера и законов славянских палатализаций. Фонетические законы и изменения по
аналогии в истории индоевропейских языков. Виды аналогий: аналогия формальная и
материальная, внешняя и внутренняя. Традиционные методы генеалогической
классификации языков. Теория генеалогического древа и теория волн. Датировка
языковой дивергенции. Метод глоттохронологии. Генеалогическая классификация
языков. Краткая характеристика основных языковых семей.
Лингвистическая типология, ее объект и специфика. Цели и методы
типологических исследований, их краткая история. Фонетическая типология.
Морфологическая типология: морфологические классификации языков в трудах
языковедов XIX в. (Ф.Шлегель, А.-В.Шлегель, В.Гумбольдт, А.Шлейхер,
Ф.Ф.Фортунатов, Х.Штейнталь, Ф.Мистели и др.), типологическая концепция
Э.Сепира, квантитативная типология Дж. Гринберга. Понятие изолирующего,
агглютинирующего (агглютинативного), инкорпорирующего и флективного строя. Языки
синтетические и аналитические. Синтаксическая типология. Языки номинативного и
эргативного строя. Языковые универсалии и их типы.
Международные и мировые языки. Государственные и негосударственные языки.
Языковая политика. Языки литературные. Языки письменные и бесписьменные. Языки
естественные и искусственные.
Языковые контакты. Заимствования на различных уровнях языковой структуры.
Понятие субстрата, суперстрата, адстрата и языкового союза. Языки межэтнического
общения (контактные языки): лингва франка, пиджины, креольские языки, койне.
Литература
Основные рекомендуемые учебники и пособия:
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1999.
2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб.,
2000.
3. Ганеев Б.Т. Язык. Уфа, 2001.
4. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М., 1962.
5. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
6. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.
7. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М., 2001.
8. Кочергина В.А. Введение в языкознание (Материалы к курсу для
востоковедов). М., 1970.
9. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Фонетика – фонология. Грамматика.
М., 1979.
10. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В.Н.Ярцева. М., 1990.
11. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987.
12. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000.
13. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику. М., 2000.
14. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2001.
15. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970.
16. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990.
17. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М., 1998.
18. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.
19. Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.
20. Хрестоматия по курсу “Введение в языкознание”. Составители: А.В.Блинов,
И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова. М., 1996.
21. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.
22. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.
23. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003.
24. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык. Гл. ред.
М.Д.Аксенова. М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Блумфилд Л. Язык. М., 2002.
2. Бюлер К. Теория языка. М., 1993.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
4. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1968.
5. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 2001.
6. Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.
7. Мещанинов И.И. Номинативное и эргативное предложение: типологическое
сопоставление структур. М., 1984.
8. Новое в лингвистике. Вып. 2. М ., 1962.
9. Новое в лингвистике. Вып. 5. М ., 1970.
10. Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность.
М., 1997.
11. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.
12. Семиотика. Составление, вступит. статья и общая ред. Ю.С.Степанова. Том
1. Благовещенск, 1998.
13. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
14. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление.
М., 1988.
15. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
16. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. М., 1988.
17. Успенский Б.А. Структурная типология языков. М., 1965.
18. Фридрих И. История письма. М., 2001.
19. Якобсон Р.О. Избранные работы по лингвистике. Благовещенск, 1998.