Введение в языкознание (курс для иностранных стажеров): программа проф. Ю.Н. Марчука

Часть 1. Теория языкознания

1. Язык и общество. Общественная сущность языка. Функции языка. Родные и
неродные языки. Язык и культура. Язык и научно-технический прогресс. Развитие
языка и развитие общества. Язык и наука.

  — 4 часа

2. Предмет и метод в языкознании . Предмет филологии. Предмет языкознания.
Место системы языка среди других систем. Связь философии, логики, психологии с
языкознанием.

  — 2 часа

3. Происхождение языка. Философские и филологические теории. Донаучные и
научные теории. Логосическая теория происхождения языка. Доктрина «общественный
договор». Трудовая теория происхождения языка. Универсальная грамматика

  — 2 часа

4. Язык и мышление. Проблема мысли и мышления с точки зрения языкознания.
Проблема языковой формы мысли. Проблема отражения действительности мыслью,
организованной языковой формой. Распознавание и понимание. Языковое мышление.

  — 2 часа

5. Слово. Семантические аспекты слова. Определение слова как языковой
единицы. Лексические значения слов. Денотат, референт, коннотат. Соотношение
слова и понятия. Системные связи между значениями слов.

  — 4 часа

6. Понятие модели и моделирования в языке. Объяснительные и воспроизводящие
модели. Синтагма и парадигма. Понятие ярусов языковой системы. Словосочетание,
слово, морфема, фонема.

  — 2 часа

7. Развитие науки о языке. Сравнительно-историческое языкознание.
Типологическое языкознание. Гумбольдт. Типологические универсалии.

  — 2 часа

8. Развитие языка. Динамика языка. Развитие языка, стихийность и
сознательность в динамике языка. Роль канцелярии, школы, документации. Процессы
эволюции языка. Нормирование языка.

  — 2 часа

9. Методы лингвистического исследования. Описательный метод.
Сравнительно-исторический метод. Исторический метод. Сопоставительный метод.
Структурный метод. Стилистический метод. Количественный метод. Метод формального
и автоматического анализа.

  — 4 часа

10. Методики изучения языка. Методика наблюдения, описания, сопоставления.
Методика исторического сравнения. Методика трансформаций. Методика речевого
эксперимента. Методика языковой и речевой дистрибуции. Методика
лексикографического описания. Инструментальная методика. Статистическая
методика.

  — 4 часа

11. Языковая семиотика. Фактура устной речи. Фактура письменной речи.
Динамика письма. Соотношение устной и письменной речи. Автоматическое
распознавание речи.

  — 2 часа

12. Языковая дидактика. Общая языковая дидактика (культура речи). Традиции в
общей языковой дидактике и ортология языка. Школьная языковая дидактика.
Графика, алфавит. Школьные словари. Профессиональная языковая дидактика.

  — 2 часа

13. Проблемы языка науки, техники и делового общения. Терминология.
Терминологические словари, нормативная и дескриптивная терминология.
Информационное обслуживание как часть прикладной филологии. Лингвистическая
информатика. Компрессия текста. Информационный поиск. Автоматизированный
перевод.

  — 2 часа

14. Перспективы развития языкознания. Новые информационные технологии и
лингвистика. Состояние и развитие языковедения в период информатизированного
общества.

  — 2 часа

  И т о г о : 36 часов

Л и т е р а т у р а

Ю.В. Рождественский. Лекции по общему языкознанию. М., Высшая школа, 1990,
381 стр.

А.А. Реформатский. Введение в языковедение. М., Просвещение, 1967, 542 стр.

О. С. Широков. Языковедение. Введение в науку о языках. М., Добросвет, 2003,
734 стр.

Ю.С. Маслов. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1987, 272 стр.

Б.Н. Головин. Введение в языкознание. М.., Высшая школа, 1966, 329 стр.

Ю.В. Рождественский . Философия языка. Культуроведение и дидактика. М.,
ГрантЪ, 2003. 239 стр.

Ю.Н. Марчук. Основы компьютерной лингвистики. М., МГОУ, 2002, 234 стр.