Назначение курса.
Лекционный курс «Введение в языкознание» предназначается для студентов
первого года обучения филологического факультета МГУ (вечернее отделение. Лекции
и семинарские занятия строятся с учетом общих требовании к курсу «Введение в
языкознание», и хотя следуют собственным программам, но объединяются общими
научными принципами изложения. В лекциях обсуждаются общие положения, на
семинарских занятиях на языковых примерах формируются и закрепляются навыки
лингвистического анализа.
Основные принципы изложения материала
- идеи современного, постструктурного, языкознания в сочетании с традициями
Московской лингвистической школы Ф.Ф. Фортунатова.
Иллюстративный материал.
Для иллюстрации языковых явлений привлекается в основном материал русского и
других изучаемых на вечернем отделении филологического факультета языков
(славянской, германской и романской групп). Примеры из языков иных групп даются
лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.
Структура курса.
Лекционный курс распадается на три (не равных по объему и значению) части:
А. (1-3 лекции). Основные положения курса «Введение в языкознание».
Б. (4-6 лекции). Уровни языковой системы и единицы уровней.
В. (7-8 лекции). Сравнение языков по внутренней структуре.
Тематика семанарских занятий включает следующие части:
А. (1-7 занятия). Фонетика и фонология;
Б. (8-14 занятия). Грамматика.
В. (15-16 занятия). Сравнительно-историческое языкознание.
Задачи слушателей курса.
При освоении содержания курса его слушателям отводится активная роль. От
студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических
положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим
материалом. Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения
к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками
зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины,
формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны
сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим
словарям.
Темы лекционного курса «Введение в языкознание»
А. (1-3 лекции). Основные положения курса «Введение в языкознание».
I. Предмет и задачи языкознания.
Внутренняя и внешняя лингвистика. Связи с философией, психологией,
социологией, этнопсихологией, математикой, семиотикой, прагматикой,
информатикой.
II. Основные функции языка.
Коммуникативная функция языка.
Язык и действительность. Познавательная функция языка. Язык и мышление.
Семиотические проблемы языкознания. Понятия сигнификата и денотата. Типы знаков.
Экспрессивная функция языка и средства ее выражения.
Прагматическая функция языка и средства ее выражения.
III. Системность языка.
Соотношение конкретного и абстрактного в языке.
Понятие оппозиции и значимости единиц языка.
Понятия синтагматики и парадигматики в лингвистическом анализе.
Язык и речь.
Понятие модели при описании лингвистических фактов.
IV. Структурность языка.
Соотношение единиц плана выражения и плана содержания.
Уровни и единицы уровней, их соотношение и функции.
Синхрония и диахрония.
V. Понятие языковой личности.
Б. (4-6 лекции). Уровни языковой системы и единицы уровней.
I. Фонетика и фонология.
Сегментация звучащей речи. Сегментные и субсегментные единицы.
II. Семантика.
Понятие семы в плане содержания. Типы сем.
Лексическое, лексико-грамматическое и грамматическое значения.
Типы отношений между единицами плана выражения и единицами плана содержания
при выражении значений различного типа.
III. Лексика.
Слово как лингвистическая единица в языках различных типов.
Цельнооформленность и проницаемость слова. Понятие лексемы и парадигмы
словоформ.
Системность и структурность в лексике.
Семантические поля.
Понятие фрейма.
IV. Грамматика.
Морфема как лингвистическая единица. Типы морфем в языке разных типов.
Членение слова на морфемы. Типы членимости слова. Понятия алломорфа, варианта
морфемы. Типы морфем. Нулевое выражение грамматического и
лексико-грамматического значений. Разграничение словообразования и
словоизменения.
Грамматические способы выражения значений в соответствии с типологической
характеристикой языка.
Лексическая, лексико-грамматическая и грамматическая категория.
Предложение как лингвистическая единица. Типы предложений (формальное,
семантическое строение, дискурс и прагматика, семантическая логика).
V. Части речи.
В. (7-8 лекции). Сравнение языков по внутренней структуре
I. Типологическое изучение языков. Типологическая классификация языков.
Морфологический тип языка Языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие,
инкорпорирующие. Аналитический и синтетический строй языков.
Синтаксический тип языка. Языки номинативного и эргативного строя.
Языковые универсалии.
II. Сравнительно-историческое языкознание.
Понятие родства языков. Методы изучения родства языков. Реконструкция
праязыка и определение времени его распада; глоттохронология.
Сравнительно-исторический закон. Принципы относительной хронологии. Основные
исторические законы славянской и германской групп индоевропейской семьи языков.
Семья, группа, ветвь родственных языков.
Генеалогическая классификация языков. Возможные генеалогические отношения
между языковыми семьями; понятие макросемьи.
Ностратическая гипотеза.
Понятия праязыка и прародины.
III. Типы взаимодействие языков.
Территориальное варьирование языка. Языковые диалекты. Языковые контакты.
Территориальные взаимоотношения языков. Языковые союзы.
Результаты языкового контакта. Субстрат, суперстрат, адстрат. Интерференция
языков, мотивированная культурными взаимовлияниями. Интернационализмы
(лексические и грамматические).
Ареальная классификация языков. Традиционные культурно-исторические ареалы.
Языки народов Российской Федерации и ближнего зарубежья.
Темы практических занятий курса «Введение в языкознание»
I. (1-7 занятия). Фонетика и фонология.
Строение речевого аппарата. Акустическая и артикуляционная классификация
согласных и гласных звуков. Дополнительные артикуляции звуков.
Функции звуков.
Позиционные и комбинаторные звуковые законы. Фонетическая транскрипция.
Определение дистинктивного признака звука. Принципы объединения аллофонов в
состав одной фонемы.
Научные традиции в фонологии. Понятия фонемы в МФШ и ПЛК.
II. (8-14 занятия). Грамматика.
Лексическое и грамматическое в слове. Членение слова на морфемы. Нулевое
выражение грамматического и лексико-грамматического значений.
Типы морфем. Разграничение словообразования и словоизменения. Способы
выражения грамматического значения.
Явления агглютинации и фузии, синтетизма и аналитизма.
Единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Типы словосочетаний и
средства связи слов в словосочетании. Предикативная схема предложений. Типы
предложений в отношении к прагматике и теории высказывания.
Строение текстов. Типы текстов.
III. (15-16 занятия). Сравнительно-историческое языкознание.
Индоевропейская языковая семья. Языки народов Российской Федерации и ближнего
зарубежья.
Литература
Основная литература
1. Звегинцев В.А. История языкознания 19 — 20 веков в очерках и
извлечениях. М., 1964. Т. 1-2.
2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.
3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.
4. Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., «Советская
энциклопедия». 1990.
6. Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». (Сост.:
А.В.Блинов, И.И.Богатырева, В.П.Мурат, Г.И.Рапова). М., 1996.
Дополнительная литература
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.
Изд. 2. М ., 1972.
3. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1958.
4. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
5. Земская Е.А. Словообразование. // Современный русский язык.
М., 1981.
6. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л., 1960.
7. Кубрякова Е.С., Мельников Г.П. О понятиях языковой системы и
структуры языка. // Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М., Наука,
1972.
8. Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.
9. Общее языкознание. М., 1972.
10. Панов М.В. Русский язык. // Языки народов СССР: В 7 т. М.,
1966. Т. 1.
11. Петров В.В. Язык и логическая теория. // Новое в зарубежной
лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. М., 1986.
12. Пирс Ч. Элементы логики. М., 1976.
13. Пражский лингвистический кружок. М., 1967.
14. Смирницкий А.И. Лексический и грамматический строй. М., 1955.
15. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
16. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.
17. Филлмор Ч. Дело о падеже. // Новое в зарубежной лингвистике.
Вып. 10. Лингвистическая семантика. М., 1981.
18. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. М., 1956. Т. 1.
19. Якобсон Р.О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.