Способы воздействия на сознание аудитории. Языковое воздействие и его виды.
Термины, определяющие различные виды языкового воздействия: риторика,
манипулирование сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг,
нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар.
Изучение языкового воздействия в научной литературе. Филологические,
политологические, социологические и психологические работы.
Средства массовой информации: классификация. Новые виды СМИ и новые форматы
взаимодействия с аудиторией. Событие и повестка дня. Инфоповод. Гражданская
журналистика. Взаимовоздействие СМИ и гражданской журналистики.
Массовая коммуникация. Массовая аудитория. Толпа, народ, масса. Воздействие
на массовую аудиторию: теория конвергенции, рапространения, неожиданности,
защиты.
Теоретические основы изучения языкового воздействия на сознание в истории
языкознания: проблемы онтологии языка: исследования, посвященные соотношению
языка и речи; исследования о восприятии языкового знака; исследования по
проблеме языка и общества.
Стилистическое своеобразие языка СМИ.
Референция и композиция как фундаментальные основы языкового воздействия на
сознание. Способы выявления манипулирования в текстах СМИ.
Способы языкового воздействия на сознание. Язык социально–психологического
воздействия (манипуляционный язык) в текстах западной и российской массовой
информации как четкая структурированная система коммуникации, обладающая
необходимым инструментарием на всех уровнях языка: от слога до текста.
Лексические способы языкового воздействия на сознание. Виды значения слова.
Лексико–семантическая вариативность (синонимия). Эвфемизмы и дисфемизмы:
устойчивые изменения семантического поля слова.
Изменение ассоциативного поля слова. Частота употребления слова как фактор
модификации ассоциативного ряда. Н агнетание эмоционально маркированных
эпитетов, повторов и т.д. Упрощение. Введение исторических параллелей через
имена собственные. Прагматически нагруженные лексические группы . Овеществление.
Интенционально скрытые смыслы. Абстрактные денотативно свободные слова.
Метафоры. Штампы. Мифы. Введение эксперта.. Субъективная модальность.
Опущение экспериенцера, пассивизация перформатива.
Синтаксические способы воздействия на сознание. Повтор. Параллельные
конструкции. Градация.
Логико-риторические приемы воздействия на сознание: Подмена аргумента.
Перенос смыслового акцента. Структурно-композиционное строение дискурса.
Взаимосвязь вербального и невербального способов воздействия на сознание.
Количественные параметры структурно-композиционного строения масс-медиального
дискурса: способы контент-анализа.
Медийная грамостность.
Возможные результаты языкового манипулирования: деструктивное воздействие на
сознание, формирование асоциального поведения реципиента, пропаганда
противозаконных действий, разрушение традиционной языковой картины мира в
пределах определенной языковой культуры (современной России) и традиционной
системы ценностей общества.