Языковое манипулирование: темы к зачету

Способы воздействия на сознание аудитории. Языковое воздействие и его виды.

Термины, определяющие различные виды языкового воздействия: риторика,
манипулирование сознанием, пропаганда, языковая демагогия, брейнуошинг,
нейро-лингвистическое программирование, суггестия, пиар.

Изучение языкового воздействия в научной литературе. Филологические,
политологические, социологические и психологические работы.

Средства массовой информации: классификация. Новые виды СМИ и новые форматы
взаимодействия с аудиторией. Событие и повестка дня. Инфоповод. Гражданская
журналистика. Взаимовоздействие СМИ и гражданской журналистики.  

Массовая коммуникация. Массовая аудитория. Толпа, народ, масса. Воздействие
на массовую аудиторию: теория конвергенции, рапространения, неожиданности,
защиты.

Теоретические основы изучения языкового воздействия на сознание в истории
языкознания: проблемы онтологии языка: исследования, посвященные соотношению
языка и речи; исследования о восприятии языкового знака; исследования по
проблеме языка и общества.

Стилистическое своеобразие языка СМИ.

Референция и композиция как фундаментальные основы языкового воздействия на
сознание. Способы выявления манипулирования в текстах СМИ.

Способы языкового воздействия на сознание. Язык социально–психологического
воздействия (манипуляционный язык) в текстах западной и российской массовой
информации как   четкая структурированная система коммуникации, обладающая
необходимым инструментарием на всех уровнях языка: от слога до текста.

Лексические способы языкового воздействия на сознание. Виды значения слова.

Лексико–семантическая вариативность (синонимия).   Эвфемизмы и дисфемизмы:  
устойчивые изменения семантического поля слова.

Изменение ассоциативного поля слова.   Частота употребления слова как фактор
модификации ассоциативного ряда. Н агнетание эмоционально маркированных
эпитетов, повторов и т.д. Упрощение. Введение исторических параллелей через
имена собственные. Прагматически нагруженные лексические группы . Овеществление.
Интенционально скрытые смыслы. Абстрактные денотативно свободные слова.  
Метафоры.   Штампы.   Мифы.   Введение эксперта.. Субъективная модальность.
Опущение экспериенцера, пассивизация перформатива.

Синтаксические способы воздействия на сознание. Повтор.   Параллельные
конструкции. Градация.

Логико-риторические приемы воздействия на сознание: Подмена аргумента.
Перенос смыслового акцента. Структурно-композиционное строение дискурса.

Взаимосвязь вербального и невербального способов воздействия на сознание.

Количественные параметры структурно-композиционного строения масс-медиального
дискурса: способы контент-анализа.

Медийная грамостность.

Возможные результаты языкового манипулирования: деструктивное воздействие на
сознание, формирование асоциального поведения реципиента, пропаганда
противозаконных действий, разрушение традиционной языковой картины мира в
пределах определенной языковой культуры (современной России) и традиционной
системы ценностей общества.