Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Быть русским!
Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества
небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него
положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант
Православной веры… Восстань же, русский человек! Перестань безумствовать!
довольно! довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России
Святой праведный о. Иоанн Кронштадский
1 2
3 4
5 6 7
8 9 10 11
12
13 14 15 16
17
18 |
Народ… От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось,
Только вот — помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого
«Откуда все, что есть лучшего в нашем Отечестве, чем ныне более дорожим мы по
Однако сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет
Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей — злобы и
«Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и
Но почему, спросит читатель, говоря о неповторимом национальном своеобразии
«Блаженны алчущие и жаждущие правды» — свидетельствует Церковь народу
Василий Ключевский, знаменитый историк, подметил в русской истории интересную
Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить
Именно Церковь сообщила нашему народу свойство соборности, бесценное
С соборностью народа неразрывно связано его второе драгоценное качество —
Оба эти народные качества с неизбежностью проявились в третьем — в
Вспомним все это, задумаемся: не пришла ли сегодня пора попристальнее
Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством
Думается, из сказанного выше уже многое проясняется. Прежде всего — надо
Восстановив истинные ценности внутри себя, надо восстановить их и вовне.
Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские! Молю вас усердно, |
Задания
1. Внимательно прочитайте текст. Отметьте те фрагменты, которые показались
вам наиболее яркими, убедительными, эффектными. Какие риторические средства при
этом использованы?
ТРОПЫ:
1а. Найдите 1-2 примера метафорических эпитетов, метафор-тропов и развернутых
метафор в тексте. Сопоставив примеры, объясните, чем отличаются эти приемы
выразительности. Какой из этих приемов наиболее эффективный с вашей точки зрения
и почему?
1б. Найдите пять примеров яркой синекдохи. Что дало автору использование
синекдохи в данных примерах?
1в. Найдите в тексте олицетворение, антомазию и гиперболу. Можно ли в данных
случаях предложить адекватную замену на какие-то другие тропы или фигуры речи?
Предложите свои варианты.
ФИГУРЫ:
2. Найдите в тексте и объясните примеры плеоназма, синонимии, аккумуляции,
градации и экзергазии, репризы (например: яд религиозного индифферентизма,
безразличия к святыням веры — экзергазия; запутаемся и заблудимся, утонем —
градация, в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых
советов — аккумуляция).
3. Определите фигуру и объясните ее использование в тексте: Два Рима пали в
ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев сохранить благоговейную чистоту
веры, чистое и светлое мироощущение апостольского Православия. Первый —
наследник мировой империи языческого Рима — отпав в гордыню католицизма. Второй
(Византия) — поступившись чистотой Церкви ради сиюминутных политических выгод,
отданный Богом на попрание иноверцам, последователям Магомета.
4. Найдите в тексте примеры фигур анафоры, эпифоры, симплоце.
5. Найдите в тексте и объясните примеры фигур силлепсиса и анаколуфа.
6. Найдите в тексте, укажите и объясните все примеры фигуры антитезы.
7. Найдите в тексте и объясните примеры использования фигур предупреждения,
ответствования, сообщения, цитаты, аллюзии, риторического вопроса, риторического
восклицания.
(Источник: Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Русский узел. СПб, 2000. С. 6-13. Некоторые упражнения приведены из учебника
А.А.Волкова. Курс русской риторики. М., 2001. С.466-467).