Письменная словесность

Письменность, или письменная словесность представляет
собой систему норм построения, чтения, хранения и воспроизведения письменных
текстов и совокупность письменных произведений, принадлежащих конкретной
культурной традиции.

Письменные произведения подразделяются на надписи и
рукописи.

Надписи представляют собой тексты, назначение которых
зависит от носителя информации. Надписи выполняются на различных предметах,
которые не рассматриваются как специальные материалы письма, – на каменных или
деревянных досках, металлических пластинах, монетах, медалях, сооружениях,
предметах культа, утвари, оружии и т.д. Содержание надписи указывает на предмет,
на котором она сделана, например, дарственная надпись на книге, надгробная
надпись, вывеска магазина, инструкция или предупреждение, написанные на упаковке
продукта, девиз на оружии. Наука эпиграфика изучает надписи на различного рода
предметах, нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи
на медалях.

Рукописи представляют собой тексты, назначение которых
независимо от носителя информации. Рукописи обычно выполняются специальными
инструментами письма на писчем материале. Рукописи подразделяются на документы,
сочинения и эпистолы. Документами занимается дипломатика, сочинениями и
эпистолами – палеография.

Документы представляют собой произведения слова,
назначение и содержание которых состоит в фиксации правовых отношений и норм и
которые предполагают правоспособность и юридическую ответственность автора и
получателя текста. Особенность документов состоит в необязательности создания,
но в обязательности прочтения, а также в ограничении круга лиц, которые его
используют.

Например, научное исследование, если оно предназначено
для публикации, относится к разряду сочинений, но если доступ к нему ограничен,
оно приобретает качество документа; закон публикуется открыто, но действие
закона ограничено кругом граждан или лиц, находящихся на территории государства.
Это не просто формальное требование: научно-технические отчеты или кандидатские
диссертации читаются и оцениваются иначе и по иным правилам, чем научные
монографии: оппонент обязан в официальной рецензии сообщить определенные
сведения о содержании диссертации и дать ее экспертную оценку по определенной
формуле.

Создание, использование, воспроизведение и хранение
документов (документооборот) осуществляется посредством специального института
речи – канцелярии, которая вырабатывает общие и специальные нормы и правила
работы с документом. Документы подразделяются на четыре большие класса: акты,
договоры, распорядительные документы, удостоверительные документы.

Акты – документы, устанавливающие и фиксирующие
юридические факты: нормы права, действия или правовые состояния лиц. Например,
законы и так называемые подзаконные акты: уставы, протоколы, следственные
документы, документы, определяющие имущественные права (завещание, дарственная
запись).

Договоры – документы, устанавливающие и фиксирующие
конкретные правовые (имущественные, брачные, родственные, политические и др.)
отношения между правоспособными лицами, которые рассматриваются как стороны,
вступающие в определенные отношения и принимающие на себя обязательства,
связанные со взаимной ответственностью (контракт, протокол о намерениях,
соглашение).

Административные документы представляют собой
инструменты оперативного управления. Сюда входят распоряжения о действиях,
направленные сверху вниз по административной иерархии (приказы, инструкции,
резолюции), отчеты о выполнении действий, направленные снизу вверх по
административной иерархии (рапорты, доклады, отчеты, сводки, докладные записки,
заявления, прошения), информационные сообщения (информационное письмо, деловое
письмо, уведомление, справка, расписание, оперативная карта, бизнес-план),
направленные горизонтально по отношению к административной иерархии или
безотносительно к ней.

Удостоверительные документы представляют собой
официальные свидетельства о правовых состояниях и правомерных действиях лиц или
организаций (технический паспорт, пропуск, удостоверение на ношение оружия,
агреман, верительная грамота, чек, вексель, доверенность, лицензия).

Личные документы представляют собой официальные
свидетельства о правовом статусе лиц (паспорт, удостоверение личности,
метрическое свидетельство, диплом о присуждении ученой степени).

Сочинения представляют собой произведения слова,
назначение которых состоит в сообщении информации, предназначенной для любого
заинтересованного лица без ограничения права доступа к тексту, поэтому создание
и получение сочинений не рассматривается как обязательное.

В отличие от документов, которые различаются
характером использования, сочинения, доступ к которым не ограничен правовыми
нормами, различаются характером содержания. Основное различие сочинений состоит
в отношении содержания текста к реальности, поэтому в составе сочинений
выделяются поэзия (которая в новое время развивается в художественную
литературу) и проза. Поэзия, по Аристотелю, характеризуется наличием подражания
– художественного вымысла, проза же имеет реальное содержание. Иначе говоря,
можно утверждать, что суждения, которые содержатся в прозаических произведениях,
истинны или ложны. К прозе относятся и документы, но сама по себе допустимость
вымышленных сообщений, как и соединение в одном тексте вымышленных и реальных
сообщений, существует в сочинениях и эпистолах и связана с необязательностью
прочтения текста и с особенностями содержания тех и других.

Поэзия. Понятие подражания и связанного с ним
художественного вымысла, которое характеризует поэзию в отличие от прозы,
сложилось относительно поздно – на рубеже классического и эллинистического
периодов истории греческой литературы (конец IV в. до Р.Х.). Более древнее
отличие поэзии от прозы состоит в том, что поэтические произведения были
стихотворными, в то время как прозаические строились в основном на основе
периодической речи.

Поэзия, с какой бы точки зрения ее ни рассматривать,
включает три рода произведений в зависимости от особенностей их строения – эпос,
лирику и драму. Произведение эпическое представляет собой художественное
изображение событий, поэтому оно содержит сюжетное повествование и строится в
монологической форме. Например, греческая комическая поэма “Маргит”, повести,
античные и средневековые романы, как “Роман о розе” Г. де Лоррис и Ж. Клопинеля
и т.д. Лирическое произведение представляет собой монолог, в котором выражаются
переживания лирического героя, а событийная сторона произведения, если она
вообще представлена в нем, отступает на второй план, например, элегии Архилоха.
Драматическое произведение представляет собой изображение развивающегося
действия с точки зрения его внутреннего содержания, как коллизии, столкновения
людей, поэтому оно строится в форме диалога и содержит сюжет.

Первоначальная поэзия у всех народов предстает в виде
произведений религиозного содержания. Это относится не только к поэзии
библейской (Псалтири), но и к поэзии греческой. “Илиада” и “Одиссея” Гомера,
исполнялись профессиональными декламаторами рапсодами на празднествах и играх и
были элементами культа. Лирические жанры (дифирамб – гимн Дионису, эпиграмма –
посвятительная стихотворная надпись) первоначально содержат обращение к божеству
или его прославление и также представляют собой религиозную поэзию. С появлением
и развитием авторской литературы, начиная с VII-VI веков до Р.Х., формы
греческой поэзии, сохраняясь в первоначальном значении, отчасти принимают
“светский” характер в творчестве поэтов классического, как элегии, ямбы, басни
Архилоха, хоровая лирика – оды (пеаны, парфении, эпиникии, просодии) Пиндара,
монодическая лирика Алкея, и эллинистического, как эпиграммы и элегии Каллимаха,
идиллии Феокрита, эпиграммы Мелеагра. В то же время развивается и авторская
литература, написанная не стихами, а прозаической речью, как басни Эсопа.

Значительно позже, с развитием христианской духовной
поэзии, те же греческие поэтические формы, как и связанные с ними музыкальные
формы, упорядочиваются, усложняются и приобретают новое содержание. Вот почему к
понятиям поэзии и прозы следует подходить с должным вниманием и осторожностью:
псалмы царя Давида, как и духовные стихотворения св. Григория Богослова,
являются поэзией в древнем смысле слова, поскольку они строятся в метрических и
образных формах древнееврейской и древнегреческой поэтики соответственно, но с
точки зрения аристотелева определения поэзии как подражания их следует относить
к прозе.

Проза. В греческой словесности проза (за исключением
документа, представленного в древнейших эпиграфических памятниках) возникает,
как обычно считается, позже поэзии. Прозаические памятники, дошедшие до нашего
времени, относятся к V-VI векам.

Античная теория классифицировала изящную прозу на
историографию, ораторику (красноречие) и философию. Эти три вида прозы считались
художественными и к ним предъявлялись требования хорошего слога, но кроме них
существовали документ, специальная научная и техническая литература, например,
медицинские сочинения Гиппократа (460-ок.370 г. до Р.Х.). В римскую эпоху к ним
присоединяется право.

Историография открывается великим трудом “отца
истории” Геродота (ок.484-425 до Р.Х.). “История” значит исследование,
изыскание. Впоследствии этот памятник был разделен на девять книг по числу муз.
Главный предмет “Истории” Геродота — греко-персидские войны (500-449 гг. до
Р.Х.), которые были важнейшим этапом борьбы между Европой и Азией. Вокруг этого
главного предмета развертывается изложение громадного этнографического,
культурного и исторического материала.

Геродот стремится к нравственно-педагогическому
осмыслению истории и к превращению ее в науку: история есть учительница жизни.
История приобретает высокое образовательное значение: материал “Истории”
Геродота и стиль его исторического изложения оказали громадное влияние на всю
последующую греческую историографию, включая церковную историю и экзегетику.

Другой вершиной греческой историографии была
незаконченная “История пелопонесской войны” (431-404) Фукидида (460-396), в
которой Фукидид принимал непосредственное участие в качестве афинского
военачальника: он был изгнан из Афин после неудачного сражения со спартанцами
при Амфиполе в 424 году. В отличие от Геродота, стремившегося дать событиям
рациональные обоснования, Фукидид под влиянием Гиппократа ищет в основе
поступков людей вечные психологические мотивы. Р. Коллингвуд, оценивая
исторический метод и стиль Фукидида, говорит: “… у него больная совесть”. С
точки зрения литературной, существенна такая особенность стиля Фукидида, как
многочисленные фигуры заимословия, то есть обоснования поступков посредством
искусственно созданных речей, которые историк вкладывает в уста реальных людей.
С помощью заимословия Фукидид и дает внутреннее обоснование поступков, выражение
смысла событий с позиции реального лица. Этот прием получил широкое
распространение и впоследствии повлиял на характер изложения в христианской
агиографии и гомилетике.

Среди многочисленных греческих и римских историков
следует особенно выделить позднего греческого историка-биографа и моралиста
римского периода Плутарха (ок.46 г. – после 119 г.), автора многочисленных
сочинений, самое известное из которых “Параллельные жизнеописания”. Попарно
сопоставляя знаменитых греков и римлян, Плутарх устанавливает своего рода модель
нравственных свойств человека и последовательности его деяний и в этой связи
представляет типы исторических деятелей. Человек в изображении Плутарха
предстает статично, а его жизнь как оказывается последовательным проявлением
нравственных свойств. Схема построения биографии, разработанная Плутархом (хотя
он не был первым, кто ее создал), значительно повлияла на христианскую
агиографию, передав ей общие места жизнеописания, по которым можно строить
сопоставления историй человеческой жизни.

Ораторика. Ораторика отностися к так называемой
устно-письменной литературной словесности и в опубликованном виде произведения
ораторики относятся к изящной словесности. Ораторская речь в отличие от
диалогической речи обычно имеет письменный прототип: многие ораторские
произведения, не только античные, но и современные сначала пишутся, а затем
разучиваются наизусть или читаются по письменному тексту.

Характерная особенность греческой культуры на всем
протяжении ее истории от глубокой древности до нашего времени – поразительная
склонность к публичному слову и внимание к стилю. Греческий язык был
исключительно совершенным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда
особенно ценилось и культивировалось греками. Ораторское красноречие как особый,
высший вид искусства возникает только в античной Греции, и ни одна другая
древняя культура – ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская – не
уделяют столь пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают таких
высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и
искусства устного слова.

Античное красноречие развивалось в трех основных
формах: судебной, показательной (эпидейктической) и совещательной (политической)
речи. Осмысление искусства публичного слова и теоретическая разработка приемов
аргументации связаны с софистами – профессиональными практиками и учителями
публичного слова. Сама по себе риторика развивается задолго до Аристотеля.
“Риторика” Аристотеля, завершенная только в конце его жизни, очень удачно
обобщает длительную традицию устной публичной аргументации и ее теории.

Одним из древнейших софистов, произведения которого
дошли до нас, является Горгий (485-380 г. до Р.Х.), уроженец Сицилии, который во
время посольства в Афины произвел на афинян сильное впечатление художественным
оформлением своих речей. Горгий систематически применял риторические тропы и
фигуры, которые с тех пор и называются горгиевыми, и ритмически организованную
речь. Горгий прославился в основном показательными речами (“Паламед”, “Хвала
Елене”, “О павших в Пелопонесской войне”). Кроме того, он много занимался
диалектическими вопросами теории познания – теорией аргументации и
семантическими парадоксами.

Антифон (ок.480-410 г. До Р.Х.) был крупнейшим
судебным и политическим оратором. По свидетельству древних, ему принадлежит
лучшая судебная речь (не дошедшая до нас), которую он произнес в свою защиту. Но
обстоятельства дела были столь очевидны (он обвинялся в заговоре и
государственной измене), что сам Антифон и его товарищи были казнены. Антифон
преподавал риторику, и ему принадлежит разработка учебных образцовых речей
(тетралогий) по типичным делам и юридической топики с аргументацией на все
основные топы. Кроме того, Антифон разработал теорию периода и принципы членения
периода, что важно для судебной речи, где каждая отдельная мысль должна быть
выражена четко и ясно, чтобы ее логико-смысловая структура легко
воспроизводилась аудиторией.

С

удебным оратором и основателем теории судебной речи
считается Лисий (ок.445-380 г. до Р.Х.). Сохранились 34 показательные и судебные
речи Лисия. Лисий был профессиональным логографом: как метек (иностранец) он не
имел права выступать в суде, и судебные речи Лисия составлены таким образом, что
в них проявляются особенности стиля и аргументации, характерные для его
клиентов, людей различного социального круга и уровня образования. Особенности
речей Лисия – ясный, простой и четкий стиль без лишних украшений, который и
требуется в судебной ораторике, а также ясная композиция, которая является
особой его заслугой: вступление, изложение, доказательство, заключение как четко
выраженные последовательные формы заложили основу техники аргументации в
условиях состязательности.

Исократ (436-338 до Р.Х.) был одним из самых
знаменитых практиков, теоретиков и преподавателей риторики в Афинах. Исократ,
очевидно, впервые стал специально публиковать свои речи, в результате чего из
ораторской прозы образуется политический памфлет. Собственное творчество
Исократа, а также его учебные речи относятся ко всем трем видам риторики, и до
нас дошли многие его речи и упражнения, а также литературные письма, так что
Исократу, очевидно, принадлежит и заслуга создания эпистолы как вида словесности
(сохранились 21 речь и 9 писем). Он основал систему профессионального
риторического образования, открыв школу, в которой будущие ораторы обучались в
течение трех – четырех лет, а преподавание велось в форме семинарских занятий.
Поэтому Исократ считается основателем педагогики и создателем систематического
образования. Существенно, что будучи серьезным философом, Исократ, не без
влияния Сократа, своего современника, включил в риторическую подготовку
систематическое преподавание философии и решительно выступал, наряду с Сократом
и Платоном, против софистики как обучения практической технике эристической
аргументации. Исократ стремился вырабатывать у своих учеников индивидуальный
стиль речи. Школа Исократа имела большой успех: из нее вышел целый ряд
талантливых риторов и философов.

Демосфен (384-322) по праву считается одним из
крупнейших государственных деятелей и политических ораторов конца классического
периода. В отличие от Горгия, Антифона, Исократа, Платона, Аристотеля Демосфен
принадлежал к демократическому политическому направлению. Из сохранившихся
шестидесяти одной речи, приписываемых Демосфену, многие не принадлежат ему. В
творчестве Демосфена синтезируется опыт ораторской прозы предшествующего
времени, поэтому его речи, обладающие высоким стилистическим совершенством,
традиционно рассматриваются как образцовые и включаются во все хрестоматии. В
особенности популярны его “Филиппики” – политические речи, направленные против
Филиппа Македонского, и искусное самопрославление в защитительной речи “О
венке”.

Философия занимает выдающееся место в истории
прозаической литературы: уже в Античности, в особенности в эллинистический и
римский, а впоследствии в византийский периоды философская словесность, выделяя
из себя новые проблемы и разновидности произведений, чрезвычайно ветвится. Из
философского текста развивается богословская и собственно научная литература, в
которых проявляются особые присущие им стилистические качества и специфическая
техника аргументации.

От античной философии до нас дошло сравнительно
немногое – большая часть античных философских (как и научных) произведений
утрачена и известна из цитат и критических замечаний, разбросанных в дошедших до
нас древних и более новых произведениях и из популярных и критических изложений
учений философов, например, у Диогена Лаэрция, Секста Эмпирика, Плутарха,
христианских апологетов, Отцов Церкви. Но сохранились философские произведения
классического периода греческой литературы – Платона, Аристотеля и Ксенофонта не
случайно: они были и остаются, помимо фундаментальных идей, которые в них
развиваются, высшими образцами стиля философской научной прозы, которым так или
иначе следовали и следуют позднейшие авторы.

Платон (427-347 г. до Р.Х.). Произведения Платона
описаны, в том числе и со стилистико-риторической точки зрения, в весьма
обширной литературе. Здесь следует обратить внимание на следующее. Дошедшие до
нас произведения Платона представляют собой в основном литературные диалоги,
почти все участники которых были реальными лицами, современниками Платона. Хотя
диалоги Платона группируются тематически и хронологически, каждый из них
является отдельным (не всегда завершенным) произведением, посвященным
определенной философской проблеме.

Непревзойденный художественный стиль, драматургическое
совершенство, реалистичность и психологическая правдивость даже поздних диалогов
Платона и техника аргументации, которую используют спорящие персонажи,
показывают, что диалоги представляют собой риторические произведения.
Аргументация у Платона не принимает вида последовательной философской системы и
строится на основе общих мест (топов), которые лежат в основании каждой линии
аргументации и часто обсуждаются, когда эти линии аргументации сталкиваются.
Поэтому можно говорить о стилистическом направлении в истории философии в
историко-литературном смысле, которое восходит к Платону независимо от того,
какие идеи высказывают мыслители, использовавшие платоновские принципы
построения текста.

Аристотель (384-322 г. до Р.Х.) – ученик и
последователь Платона, основатель систематической философии и науки.
Сохранившиеся произведения Аристотеля (около тридцати), некоторые из которых,
как “Экономика”, являются спорными, относятся практически ко всем разделам
научного знания. Это видно из неполного перечня основных сочинений по разделам:
логические – “Категории”, “Об истолковании”, “Топика”, “О софистических
опровержениях” и “Аналитики” первая и вторая, к ним примыкают “Риторика” и
“Поэтика”; общефилософские – “Метафизика”; этические: “Большая этика”, “Ефремова
этика”, “Никомахова этика”, “Политика”, “Экономика”; естественнонаучные :
“Физика”, “О небе”, “История животных”, “О частях животных”; психологические: “О
душе”, “О жизни и смерти”, “О памяти и воспоминании” и другие.

Если Платон в своих диалогах обсуждает проблемы, то
Аристотель в своих трактатах рассматривает науки, изложение которых он строит
систематически. Каждая наука представляет собой, по существу, развитие
содержания и объема понятия (физики, метафизики, топики и др.). Принимая
исходные определения, Аристотель развертывает их в изложение определенной
области знания, снабженное иллюстративным материалом, обсуждением различных
точек зрения, выводами. Аристотель в своем Ликее – школе, которую он создал в
дополнение Платоновой Академии — систематически преподавал науки, и некоторые
его произведения представляют собой, очевидно, студенческие записи лекций.

Аристотель основал второе основное стилистическое
направление философии, науки и богословия, которое и образовало в Средние века
схоластику, то есть школьную дисциплину с ее “Суммами”, “Бревиариями”,
ординарными и экстраординарными курсами, диссертациями и особой системой
научного диспута. Научно-философский стиль Аристотеля имел многочисленных
последователей, которые, случалось, были больше платониками, чем аристотеликами
в идейном отношении, но стилистически сильно разнились с Академией.
Аристотелевский стиль научного мышления оказал особенно сильное влияние на
западную науку, богословие и право, хотя и Византия не обошлась без него.

Так сложились два направления научного изложения –
академическое, восходящее к Платоновой, и университетское, восходящее к
Аристотелевой традиции.

Классификация знаний.

Античная философия, начиная с Платона и Аристотеля,
содержит классификацию знаний, которые разделяются по предмету и по характеру
изложения и аргументации проблем. Все знания подразделяется на теоретическое и
практическое. К теоретическому знанию относятся дедуктивные науки математика,
метафизика, логика, выводы которых достоверны. Логика является
наукой-инструментом, посредством которого достигается достоверное знание. К
практическому знанию относятся этика и политика, выводы в которых имеет
вероятностный характер. Методологический инструмент этих наук – диалектика. Эта
аристотелевская классификация знаний была систематизирована и дополнена
стоиками, которые выделили, как было выше упомянуто, физику, логику и этику и
добавили к составу наук богословие как часть физики (т.е. науки о сущем). Логика
и этика были разработаны стоиками особенно подробно.

Христианская наука поздней античности и средних веков
в целом принимает античную классификацию знаний: философия как познание сущего
подразделяется на теоретическую и практическую части. Теоретическая философия
разделяется на богословие, физиологию и математику. В богословие включается
знание о Боге, ангелах и о душах. Математика включает арифметику, музыку,
геометрию и астрономию как явления промежуточные между духовными и
материальными. Физиология изучает неживую и живую природу. Практическая
философия разделяется на этику (учение о человеке), экономику (учение о семье) и
политику (учение о государстве). Эти две обширные области знания соединяются
учением о слове как инструменте познания и управления практической
деятельностью, которое и называлось логикой или органоном. В органон входят
грамматика — наука о построении отдельного высказывания-предложения и о приемах
оценки стиля, диалектика — наука о приемах научного изложения (аналитика или
собственно логика)и о методах решения проблем (топика), риторика — наука о
публичной аргументации и управлении словом. Эти три науки составляют основу
образовательной системы — тривиум, к которому на рубеже античности и средних
веков добавляется квадривиум в виде арифметики, музыки, геометрии и астрономии —
наук о числе и фигуре. Совокупность тривиума и квадривиума составляет так
называемые “свободные искусства”, основу личной культуры образованного
человека.

Эпистолография. Третьим родом словесности являются
послания, которые отличаются от документа и сочинения и сходны с ними в том
отношении, что послания, как документы, адресуются определенному лицу или лицам,
но, подобно сочинениям, не являются произведениями, обязательными для прочтения.
В этой связи следует различать настоящие послания и литературные, которые
представляют собой жанр сочинений.

По характеру адресата и степени нормативности построения послания
подразделяются на официальные и неофициальные. Во всех письмах выделяются
элементы обязательные: адреса корреспондентов, дата, обращения и приветствия,
благопожелания, подпись. Но официальные письма строятся по определенным схемам и
в них выделяются так называемый формуляр и клаузула, то есть обязательные
компоненты содержания и необязательные, относящиеся к особенностям конкретного
предмета. В составе официальных писем выделяется особый разряд деловых писем,
которые часто относятся к документам. Неофициальные письма отличаются от всех
других видов письменного слова свободой содержания, языка и композиции, поэтому
классификации писем в значительной мере затруднены. Обычно такие классификации в
письмовниках (специальных руководствах по переписке) отражают этическую и
социальную структуру общества.

Античные, средневековые письма и письма нового времени, которые создавались в
условиях, когда почта и канцелярия были устроены относительно просто,
разделяются на три разряда по характеру адресата в отношении к адресанту на
письма к конкретному лицу и письма к группе лиц (например, послания императоров
сенату), а в этикетном отношении – на письма к высшим, к равным и к низшим по
положению. Письма к высшим и письма к низшим приближаются к документу: первые
часто представляют собой прошения, доклады, отчеты (как письма Плиния Младшего к
императору Траяну), а письма к низшим содержат распоряжения и наставления (как
письма Траяна к Плинию). Более того, императорские эдикты и законы – новеллы,
часто оформлялись в виде письма либо к конкретному лицу, например,
ответственному чиновнику, либо группе лиц, например, императорские письма
византийского периода Вселенскому Собору или группе архиереев. Письма к равным
(например, письма Платона и знаменитые своими литературными достоинствами письма
близким Цицерона), напротив, тяготеют к сочинениям этического или даже
развлекательного характера. Сборники таких писем, опубликованные их авторами,
как письма Цицерона, превращаются не просто в литературные произведения, но
становятся образцами стиля разговорной и художественной речи и оказывают сильное
влияние на нормы и образ поведения, на нравственные отношения людей.
Опубликованная личная переписка с друзьями и близкими в поздней Античности
сложила своего рода культ дружбы.

С распространением христианства в системе письменной словесности происходят
очень существенные количественные и качественные изменения: развитая
эллинистическая античная словесность с ее системой литературных форм постепенно
перерастает в средневековую словесность, устройство которой отличается
следующими особенностями.

Появляется и быстро развивается система христианской литературы и
письменно-устной словесности, которая, воспроизводя основные литературные приемы
и жанровые формы античной греко-латинской словесности, дублирует ее: тем самым
образуются две развивающиеся параллельно, но взаимосвязанные линии словесности —
духовная и светская. Эта сдвоенная система словесности становится иерархической:
в ней выделяются роды и виды произведений, которые рассматриваются как наиболее
значимые, и роды и видя произведений, которые рассматриваются как наименее
значимые, а часто едва терпимые или даже вовсе нетерпимые в христианской
культуре, и между этими двумя противопоставленными иерархически группами текстов
распределяется все разнообразие родов и видов произведений слова.

В первые века христианской эры происходит весьма радикальное изменение
информационных технологий: быстро распространяется книга-кодекс, которая сначала
использовалась в школе и в канцелярии, позже кодекс используется в богослужении
и как форма молитвослова; постепенно кодекс вытесняет книгу-свиток. Строение
кодекса позволяет рассматривать письменный текст как единое смысловое целое,
легко выделять и сопоставлять его части и организовать весь текст оглавлением,
комментарием, шрифтовым членением. Кодекс хранится на полке и более прочен, чем
свиток. Он может состоять из нескольких тетрадей, которые могут читать и
переписывать одновременно несколько человек, что существенно ускоряет и уточняет
воспроизведение и распространение текстов.
Одновременно с распространением
кодекса, c IV века утверждается минускульное четырехлинеечное письмо: появляются
заглавные и строчные буквы, а сами по себе строчные буквы разделяются на буквы с
верхними и нижними выносными частями (p, q, t, x, z, m и др.) и буквы, которые
пишутся в две линейки (a, i, o, n, i, o, a, n и др.). Это облегчает чтение
текста и позволяет сокращать на письме слова за счет гласных букв, читать текст
про себя.
Начиная с VIII века постепенно распространяется изобретенная в
Китае бумага, которая как универсальный писчий материал вытесняет папирус, а
потом и пергамен, существенно удешевляя книгу и облегчая ее переписку (письмо по
пергамену требует специального навыка и большой аккуратности). Совершенствуются
и инструменты письма: распространившееся преимущественно в северных странах
гусиное перо позволяет делать нажим, различая власяные и жирные линии, что
создает дополнительные различительные признаки и позволяет легче опознавать
букву особенно в скорописных почерках.
Начиная со II века, народы,
принимающие христианство, создают новые письменные языки: коптский (II-III в.),
армянский (IV в.), готский (IV в.), грузинский (начало V в.), славянский (не
позже IX в.); на западе латинское письмо используется для записи текстов на
германских, кельтских и романских языках.
В результате путем многочисленных
переводов Св. Писания и литургических текстов образуются новые литургические, а
на их основе и литературные языки, в которых полностью или частично
воспроизводится греко-латинская христианская письменная словесность. Эта
словесность, не утрачивая связи с греко-латинской античной культурой, у каждого
народа сочетается с его фольклорной словесностью и начинает развивать местную
письменную культуру. В зависимости от характера заимствования письма новые
письменные языки строятся как переводные, как коптский, армянский, славянский и
другие языки, образовавшиеся на основе греческой письменности, или
транскрипционные, как многочисленные письменно-литературные языки стран Западной
Европы, которые сложились на основе латинской письменности. Для этих языков
характерно литературное двуязычие с латинским языком богослужения и высокой
словесности и местным (немецким, французским и др.) вульгарным языком, на
котором первоначально создавались произведения низких жанров.

Своего рода тиражирование античной письменной словесности, распространяющейся
на новые языки и народы, и означает начало новой эпохи становления и развития
национальных культур — средних веков.

Духовная словесность складывается в первые пять веков христианской эры в
следующих основных видах произведений слова, различенных функционально (то есть
по назначению и характеру использования) и стилистически.

Строение духовной словесности отражает соотношение Священного Предания и
Священного Писания, поскольку текст Священного Писания Нового Завета в своем
составе складывается в Церкви в формах проповеди, ее истолкования, посланий,
повествовательных текстов, богослужебной речи и духовной поэзии, эпистолографии,
полемики, пророческой речи, которая имеет особую семантику и строение: «Христос
создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного
Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами
уже после, в течение более нежели полустолетия от начала исторического бытия
Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего устного
благовествования. Писали они для Церкви уже существующей, и книги свои Церкви
вручили для вечного назидания. Очевидно, книги Священного Писания не составляют
сущности христианства, потому что самое христианство не есть учение, а есть
именно новая жизнь, создаваемая в человечестве Духом Святым на основе воплощения
Сына Божия. А потому не будет дерзостью сказать, что не Священным Писанием, как
книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого, живущего в Церкви» .

Поскольку духовная словесность складывается в условиях конкретного общества и
в составе существующих норм словесности, то это развитие и происходит под
сильным влиянием поэтики, риторики, диалектики, и литературных прецедентов,
которые выработались в греко-римском мире . Тем самым духовная словесность
включается в общую картину языковой культуры Античности, одновременно
видоизменяя ее: воспроизведение культуры изменяет свой характер, так как в целях
образования, документооборота и правовой деятельности, научного и философского
познания, художественного творчества, развлечения отбираются, воспроизводятся и
перерабатываются (например, в виде компиляций) такие произведения, которые в
наибольшей степени совместимы с христианским мировоззрением. Другие
произведения, нехристианские, или даже антихристианские по содержанию (например,
сочинения Лукиана, Порфирия, Ливания, логические и философские произведения
неоплатоников или стоиков, произведения эллинистической любовной лирики и т.д.)
в основном сохраняются и переписываются, но исключаются из оперативного фонда
культуры и отходят в ее пассивный фонд, хотя материал их постоянно подпитывает
культурное творчество — они выступают в качестве своего рода культурного фона,
так как используются их фрагменты.

Священное Писание — книги Ветхого и Нового Заветов. В число книг Ветхого
Завета входят канонические и неканонические. Канонические книги (39 книг) были
записаны в период от XV до V века до Р.Х.; неканонические книги (11 книг) были
написаны с V по I века до Р.Х. Ветхозаветные книги подразделяются на три отдела:
Закон, Пророки и Писания, которые различаются содержанием и характером
изложения. В число книг Нового Завета входят четыре Евангелия: от Матфея, Марка,
Луки и Иоанна; Деяния Апостолькие; семь апостольских Соборных Посланий;
четырнадцать Посланий апостола Павла; Откровение апостола Иоанна Богослова
(Апокалиписис).

Литургическая словесность образует смысловой и стилистический центр всей
духовной словесности и культуры (поскольку помимо слова в нее входят все базовые
семиотические системы: символы, прогностика, костюм, музыка, пластика,
изображение, архитектура, календарь и др.). Она вбирает в себя, по мере развития
богослужения, тексты всех других видов духовной словесности. В литургической
поэтике, нормы которой фиксируются в различных богослужебных Уставах и в
творениях св. Иоанна Дамаскина, отражаются не только греческая, но сирийская и,
очевидно, египетская и другие поэтические и музыкальные системы.

Экзегетическая словесность представляет собой истолкования текста Священного
Писания, которые начали создаваться в первые века христианства; экзегетическая
литература весьма обширна, поскольку в различных исторических и культурных
условиях жизни Церкви постоянно существует потребность в новых объяснениях
текстов Священного Писания. В экзегетической литературе существует строгая
преемственность как содержания экзегетических текстов, так и методов
толкования.

Гомилетическая словесность, которая включает устные и письменные словесные
жанры, как соответствующие античной ораторике, так и новые, связанные с духовным
образованием — воспитанием и обучением, церковной проповедью и христианской
миссией.

Эпистолярная словесность, широко представленная в Книгах Нового Завета и
развивающаяся в первые века христианства в разветвленную систему словесных
жанров.

Апологетическая, и шире, полемическая словесность в письменных и устных
формах, которая особенно интенсивно развивается в эпоху Вселенских Соборов.

Учительная в тесном смысле словесность в виде сборников поучений и
наставлений, например, «Лествица» св. Иоанна Лествичника.

Историко-церковная литература в двух своих важнейших разновидностях:
агиографии и церковной истории.

Богословская литература, которая строится на основе техники философской
аргументации (Например, «О началах» Оригена), которая по мере развития включает
в себя также и научные логико-семантические, филологические сочинения
технического характера, как «Христианская наука», «Об учителе» бл. Августина,
«Философские главы» св. Иоанна Дамаскина и др.

Каноническая, то есть церковно-юридическая литература, которая, подобно
богословской, использует приемы и нормы светской юридической техники, но
видоизменяет их, влияя в свою очередь на светскую юридическую литературу
(например, на «Дигесты» Юстиниана).

Каждый вид духовной словесности характеризуется довольно строгой
содержательной и стилистической преемственностью произведений слова; именно
преемственность стиля духовной словесности, непрерывно развивающегося в течение
двух тысячелетий христианства, позволяет строить филологическую классификацию
произведений слова. Однако, несмотря на обилие исследований, историческая
стилистика духовной литературы разработана недостаточно.

Духовная словесность как в содержательном, так и в техническом отношении
является принципиально новым этапом развития культуры языка: сложившаяся в
дохристианской Античности совокупность родов и видов слова представляла собой,
несмотря на весьма развитую филологическую науку, в достаточной степени аморфное
образование сравнительно, например, с относительно хорошо и последовательно
нормированной и истолкованной китайской литературой . После того, как сложились
единые принципы и методы оценки произведения слов, иерархия литературных языков
и словесных жанров, начинается упорядоченное развитие европейских литератур.