Риторика как научная дисциплина и учебный предмет

Тезисы к конференции «Русский язык: исторические судьбы и современность»

1. Исследования в области риторики в Московском университете начались в конце
60х – начале 70х годов после доклада Ю. В. Рождественского на семинаре
Проблемной группы по семиотике и первоначально вылились в ряд публикаций ([2],
[3]) и диссертаций (В. Н. Радченко, О. П. Брынской, Н. А. Безменовой) по истории
риторики.   Занятия риторикой стимулировались двумя обстоятельствами: своего
рода завещанием акад. В. В. Виноградова [1], о котором Ю. В. Рождественский
сказал в упомянутом докладе, и тенденциями развития русской словесности.
Последнее обстоятельство, разумеется, было определяющим. В это время стали
обнаруживаться (1) стагнация книжного рынка, которая выразилась в увеличении
тиражей издаваемой литературы с одновременным сокращением номенклатуры изданий,
и (2) смещение читательских интересов в сторону прозаических жанров литературы –
философии, богословия, истории, публицистики, что выразилось главным образом в
развитии так называемого самиздата. Одновременно руководящие круги стали
проявлять известную обеспокоенность состоянием политической пропаганды и уровнем
подготовки корпуса пропагандистов. Само упоминание риторики в этих кругах
вызывало одновременно отторжение и обостренный интерес. Эти тенденции заметно
усилились к концу 70х годов. Эта ситуация требовала изучения истории риторики и
развития ее теории в современных условиях. Универсальной риторики не существует
– риторика исходит из факта национального языка и национальной литературной
традиции. Эмпирическая база риторики –оратория, гомилетика, публицистика,
философская проза. Эти области русской словесности не имели сколько-нибудь
полного и удовлетворительного филологического описания. Главная трудность,
однако, состояла в особенностях и строении самой риторики как теории речи,
исходящей из принципов различия мнений, личного замысла и публичности.

  2. В составе филологических дисциплин риторика занимает особое место,
сохраняя в системе своих понятий и в дидактической конструкции след традиции
«свободных искусств» – конструктивный принцип: предметом риторики является не
анализ высказывания, а его синтез, она ищет ответ не на вопрос «что представляет
собой произведение?», а на вопрос «как его строят?».  

Риторика изучает закономерности культурных моделей построения
прозаического целесообразного высказывания в условиях исторически сложившейся
системы речевых отношений в обществе.

Культурная традиция вырабатывает
состав и последовательность операций конструирования целесообразного
высказывания, которые оказываются нормой отношения мысли к слову. Отсюда –
традиционная последовательность риторического построения: изобретение,
расположение, словесное выражение (элокуция). Эти операции не являются объектом
психологии, поскольку они не относятся к психике как таковой, процесс создания
произведения слова и не всегда соотносим с риторической конструктивной моделью.
В известном смысле риторической модели подобно строение генеративных грамматик
(сама идея генеративной грамматики, как известно, сложилась в свое время под
влиянием риторического рационализма XVII века): реальный человек создает
высказывание иначе, чем предполагается логически организованной системой правил,
но рационализированная система правил образует своего рода каноническую форму
синтеза предложения. В риторике, однако, дело обстоит значительно сложнее,
поскольку каждая операция как возможный ход мысли произвольно выбирается для
решения частной задачи в рамках общей сформулированной цели и поэтому
предполагает использование широкого спектра языковых ресурсов.  

3. Риторические модели строятся на основе эмпирического материала
прозаической речи в смысле А. А. Потебни и В. В. Виноградова, а сама риторика
предстает как филологическая теория прозы. Если рассматривать произведение слова
с позиции аудитории, то под поэзией в широком смысле можно понимать произведения
словесности, для которых характерно наличие художественного вымысла и со
держание которых поэтому не предназначено для оценки с точки зрения истинности
или ложности. Под прозой пони маются произведения, содержание которых в принципе
предназначено для оценки с точки зрения истинности или ложности. С точки зрения
дидактической (а также историко-литературной) риторическими являются те виды
произведений, создание которых возможно путем конструирования по определенной
модели. Как поэтические, так и риторические произведения могут быть оценены в
литературно-эстетическом плане как художественные и нехудожественные, например,
развлекательная печатная продукция «fiction», текущая деловая речь, научная
проза. Кроме того, в литературе обнаруживается множество промежуточных,
мозаичных форм, которые можно отнести и к разряду поэтических, и к разряду
риторических, а состав и значимость таких жанровых форм различны в разные
периоды развития литературы.

4. Современная русская словесность, как и нормы литературного языка,
переживают смену исторического стиля, а со стояние филологического образования
общества, справедливо или несправедливо, часто оценивается как катастрофическое.
На деле, современный кризис языковой ситуации состоит, как представляется, в
том, что произошел резкий сдвиг литературных интересов общества в направлении
деловой, философской и информационной прозы. При смене общих стилистических
предпочтений в условиях смены идеологии и развития массовой коммуникации, в
особенности Интернета, бурно развивается языковое творчество – от лексических
неологизмов, синтаксических новаций до формирования новых литературных и речевых
жанров. Речевая подготовка общества, воспитанного в эстетических принципах
классической реалистической художественной литера туры, оказалась недостаточной
для отбора и освоения языковых и литературных новаций: они не укладываются в
рамки привычной литературной нормы и вызывают резкое отторжение, а вместе с тем,
необходимо возникают в ходе общественно-языковой практики.

5. Вполне очевидно, что вслед за кризисом наступает период стабилизации, но
на новом уровне. Современному со стоянию русского общества свойственно
риторическое мышление, в отличие от прежнего его состояния, для которого было
характерно мышление художественно-поэтическое и научное. Риторическое мышление
ориентировано на принятие оптимального в реальных условиях решения проблемы,
относительно которой высказываются различные точки зрения. Для реализации
риторического мышления требуется соответствующий языковой инструментарий.
Достаточно обратить внимание на массовое стремление молодежи к получению
риторических профессий – связанных с юридической, деловой, политической
деятельностью. В ходе такой деятельности искусство слова, на котором и строятся
такие профессии, становится искусством убедительной аргументации. Решительно
меняется и образ эсте тики слова: прекрасное определяется совершенством
реализации предметного замысла. Но главное, возникает острая проблема речевой
этики публичной аргументации. Поэтому методология филологического исследования
риторической прозы не может сводиться к изучению образной системы произведения,
но предполагает анализ риторической аргументации как его содержательной основы,
что, в свою очередь, выдвигает требование логико-семантического анализа и оценки
произведения.

6. Независимо от того, каковы взгляды и предпочтения организаторов системы
образования, принудительная сила реальности современного российского общества
диктует развитие риторического образования и риторики как образовательной
дисциплины в старших классах общеобразовательной школы и в высших учебных
заведениях. Дело не изменят даже эвфемистические замены слова «риторика» или
симулирующие риторику дисциплины типа «культуры речи» или «психологии общения».
Обществу необходимы разработка и преподавание нормативной теории публичной речи,
которая исходит из национальной культурной традиции. Базой такой теории является
дальнейшее развитие методов филологического анализа художественной риторической
прозы как образцовой в дидактическом отношении и создание истории русской
риторической прозы как направления в изучении истории русской литературы.

Литература

1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1930.

2. Козаржевский А. Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980.

3. Рождественский Ю. В. Слово в нашей жизни // Вопросы лекционной
пропаганды. Вып. 9. М., 1985. С. 6–21.